Тема занятия Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кутеляпова Ирина Михайловна

Цель: Познакомить детей с авторской литературной сказкой.

Помочь понять, почему автор так уважительно называет комара.

Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

 

  • Обучающие задачи:
  •  продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;
  • формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;

обогащать и активизировать словарный запас детей;

 

Закрепить правильное произношение звука [з].

  •  
  • подвести к пониманию образного содержания пословиц.

 

  • Развивающие задачи:
  •  развивать внимание и монологическую речь;
  • развивать слуховое восприятие и память.

 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей интерес к чтению, умение внимательно слушать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_tablitse.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

Педагог  Кутеляпова Ирина Михайловна

Образовательная область Речевое развитие                    Средняя группа

Тема занятия  Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Концептуальные основы занятия

Образовательная область  Речевое развитие

Тема занятия Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Цель: Познакомить детей с авторской литературной сказкой.

Помочь понять, почему автор так уважительно называет комара.

Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

  • Обучающие задачи:
  •  продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;
  • формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;

обогащать и активизировать словарный запас детей; 

Закрепить правильное произношение звука [з].

  • подвести к пониманию образного содержания пословиц.

  • Развивающие задачи:
  •  развивать внимание и монологическую речь;
  • развивать слуховое восприятие и память.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей интерес к чтению, умение внимательно слушать.

Методы и приемы:

Успокаивающие упражнения перед занятием

Игровой (использование сюрпризных моментов)

Наглядный (использование иллюстраций)

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

Поощрение, анализ занятия.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о писателе Д. Мамине - Сибиряке с целью формирования понятия об авторской литературе.

2. Чтение произведения «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (из репертуара для детей 3–4 лет) с целью повторить необычное название сказки – характеристику зайца.

3. Чтение первой части сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».

Оборудование: сказка Д. Мамина-Сибиряка«Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост», портрет Д. Мамина-Сибиряка, иллюстрации к сказке, картинка «Веселый Язычок».

Организационный  момент, начало занятия

Цель: Создание доброжелательной обстановки для предстоящей деятельности.

Задача: Создать исходную проблемную ситуацию для мотивированного участия детей на занятии

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети с интересом включаются в игру, выполняя просьбу воспитателя, встают в круг.

Дети выполняют предложение воспитателя, активно включаются в следующий игровой момент.

Дети внимательно слушают загадки, отгадывают

Дети внимательно слушают содержание сказки.

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Отлично!

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел Веселый Язычок. Давайте расскажем сказку о нем.

 Артикуляционная гимнастика

Жил-был на свете язычок, выглянул он в окошко, (дети высовывают язычок)

Посмотрел вверх на солнышко, вниз на травушку, (поднимают язык вверх, опускают его вниз)

Покатался на качелях, (водят языком влево-вправо)

Поскакал на лошадке, (цокают языком)

Покрасил забор сверху и снизу, (водят языком по верхним и нижним зубам)

Надул шарик и лопнул его (Надувают щеки и лопают их).

 (круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Веселый Язычок принес нам в подарок сказку. Вы узнаете, о ком она, если отгадаете загадку:

Зазвенел в ушах звоночек,
Тонкий - тонкий голосочек!
А настойчивый какой!
И звенит он над рекой,
И в лесу, и в доме.
Спрячусь я в соломе!
Но наносит свой удар
Неожиданно ...                    (Комар)

Он коричневый, лохматый.
Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том?       (
Медведь)

Установление эмоционального контакта.

Основная часть занятия

Цель: Познакомить детей с авторской литературной сказкой.

Помочь понять, почему автор так уважительно называет комара.

Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;
  • формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;
  • обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • подвести к пониманию образного содержания пословиц.

Развивающие:

  • развивать внимание и монологическую речь;
  • развивать слуховое восприятие и память.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к чтению, умение внимательно слушать.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес, активно включаются в  деятельность.

Дети внимательно слушают содержание сказки. Отвечают на вопросы по сказке.

Беседа по содержанию сказки:

Дети проявляют активность при обсуждении.

Ответы детей.

Дети активно включаются в игровую деятельность.

Воспитатель. Отлично! Скажите, ребята, а вы любите сказки? Дети: - Да. Сегодня мы с вами познакомимся с
творчеством замечательного писателя. (показ портрета писателя) Его зовут Дмитрий Мамин – Сибиряк.

А сказка называется «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост». Ребята, давайте вместе повторим название сказки. Молодцы, а кто помнит автора, который написал для нас такую замечательную сказку? (ответы детей)

Физминутка:        На поляне дом стоит,                   (руки над головой в виде крыши)

                  Только вход к нему закрыт,   (руки скрещены на груди)

                   Мы ворота открываем,   (руки разводим в стороны)

                   Всех вас в сказку приглашаем.    (движения кистями, приглашая в гости)

Воспитатель читает произведение «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост», дает детям возможность обменяться впечатлениями.

 В: Вам понравилась сказка?

Д: Да

В: Кто пришёл в болото?

Д: Медведь

В: Как комары пытались прогнать медведя?

Д: Пищали «Я тебя съем»

В: Кто победил, маленькие комарики или сильный медведь?

Д: Комары

Воспитатель: - Вот ведь каким незадачливым оказался медведь Миша – Короткий хвост. Думал, что велик и силен, никто его не осилит. Однако ошибся косолапый и мохнатый. Кто его смог победить? (ответы детей) Комары его перехитрили, из болота выгнали. Комаром Мамин-Сибиряк восхищается. И смел комар, и настойчив! Как он его уважительно называет? (Комар Комарович) Дал слово Комар Комарович одолеть медведя, нашел способ его сдержать. Собственным примером вдохновил Комар Комарович сородичей и повел их сражаться с огромным медведем. Победила сила духа и отвага, хотя физическое превосходство было на стороне хищника. Чему же учит сказка Про Комара Комаровича – длинный нос и мохнатого Мишу – короткий хвост? Учит сказка смелости, настойчивости, решительности.

Есть такая пословица: «Один за всех, все за одного», как вы ее понимаете? (ответы детей) Смысл пословицы заключается в том, что каждый должен поддерживать своих близких, а друзья всегда должны помогать друг другу.

Подходит эта пословица к нашей сказке? (ответы детей)

Игра «Комарики и медведь»

Ребята, давайте покажем, как пищат комарики: «З-з-з-з-з». А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте споем громкую комариную песню. А теперь тихую (повторяем 2 раза).
А теперь давайте покажем, как рычал медведь, чтобы прогнать комариков: «Р-р-р-р-р». А теперь сами (индивидуально и хором). Давайте громко порычим, а теперь тихо (повторяем 2 раза).

 

Заключительная часть занятия:

Цель: Подведение итогов занятия.

Задачи: Сделать оценку деятельности детей.

Определить степень усвоения детьми пройденного материала.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети активно включаются в дискуссии, вспоминают процесс занятия, выделяют наиболее легкие и наиболее, делают выводы.

Ребята, что мы с вами делали сегодня на занятии?

Как называется сказка, которую мы читали?

Кто главные герои сказки?

Где поселился медведь?
Как комары пытались прогнать медведя?
Что делал медведь, чтобы прогнать комаров?
Кто победил - маленькие комарики или сильный медведь? Почему?
Понравилась вам сказка?

Сегодня все дети работали очень хорошо, старательно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи в средней группе .Тема: «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Цель. Ознакомление детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.Задачи:1. Развивать умение на слух воспринимать информацию и слуховую пам...

Конспект НОД в группе дошкольного возраста с 3-х до 4-х лет (по речевому развитию) Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Знакомство детей с авторской литературной сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост». Помочь понять, почему а...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: Чтение детям сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост»

Конспект занятия по развитию речи по теме: Чтение детям сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост&raqu...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеЧтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»Цель....

НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется...