Рабочая программа музыкального воспитания и развития дошкольников
методическая разработка (младшая группа)

Мальцева Светлана Владимировна

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" направление "Музыкальная деятельность"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников №19

Рабочая программа

музыкального руководителя Мальцевой С.В.

по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

направление «Музыкальная деятельность»

для детей 2 младшей группы   3 - 4 лет

на 2022- 2023 учебный год

 

                                                                                                             

                                                                                                                 

Городской округ город Выкса

2022 г.

Содержание

I Целевой раздел

1. 1. Пояснительная записка

3

1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы

4

1.1.2.Принципы и подходы формирования рабочей программы

4

1.1.3.Характеристика особенностей развития детей подготовительной к школе группы (от 3 до 4 лет)

  5

1.2.Планируемые результаты освоения программы

6

II Содержательный раздел

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленных в пяти образовательных областях  

8

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

8

2.3.Особенности музыкальной деятельности  с детьми 3-4 лет

12

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

13

III Организационный раздел

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

15

3.2 Распорядок и режим дня

19

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 

20

3.4. Учебный план

21

3.5.Тематическое содержание образовательной работы

21

3.6. Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды

22

                                         IV Дополнительный раздел Программы

Краткая презентация Программы

23

Приложения

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

            Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм, участия семьи в воспитании детей, повышения ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и благополучие каждого ребенка.

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для развития различных способностей и задатков детей, а особенно, эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей человека. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется… » В. М. Бехтерев.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.

В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) о признании самоценности периода дошкольного детства  была разработана рабочая программа по музыкальному развитию детей.

     Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.

Данная программа разработана на основе общеобразовательной программы  ДОУ№19,  в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом   основной программы дошкольного  образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

     Нормативную правовую основу разработки рабочей программы составляют:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образование и науки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования"        

  • Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,  утвержденный 15.05.2013
  • Приказ  Минобрнауки России № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержденный 30.08.2013;
  • Конвенция о правах ребёнка (1989г.)
  •  Конституция РФ, ст 43,72.
  • Устав ДОО;
  • Образовательная программа  ДОУ №19

Программа определяет основные направления, условия и средства развития ребенка в

музыкальной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности детей

дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусства в условиях

детского сада и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. 

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия

взрослого, детей  и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 

  1. Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель программы:

- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного музыкального детства, формирования основ базовой музыкальной  культуры личности, всестороннее развитие музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

 приобщение к музыкальному искусству;

 формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами;

  воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

 развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти;

 формирование песенного, музыкального вкуса.

 воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

 развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей;

 удовлетворение потребности в самовыражении.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого педагога, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

  1. Принципы и подходы формирования рабочей программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами определёнными ФГОС.

Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. Нужно не принуждать детей к действиям (играм, пению), а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в непосредственно образовательной деятельности.

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии

и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;

  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала)
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач

процесса образования детей дошкольного возраста;

  •  строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с

возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

  •  основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного

процесса;

  • Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы  с дошкольниками и ведущим видом их  деятельности является игра.
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной

деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках

непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

      Для достижения программы первостепенное значение имеют:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;

- создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами  и наклонностями каждого ребёнка;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

  1. Характеристика особенностей развития детей младшей группы

(от 3 до 4 лет)

Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкально произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально - слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально - слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры - марш, плясовую, колыбельную.

В процессе музыкальной деятельности развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма).  Продолжается развитие музыкально - сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов).

Накапливается опыт музыкальной исполнительской деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослыми и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.

Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкально произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес и игре на музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.

Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

Характеристика воспитанников младшей группы (от 3 до 4 лет)  см. Приложение №1

1.2. Планируемые результаты освоения программы

К концу годы дети могут:

  • Слушать музыкальное произведение до конца, чувствовать и понимать характер музыки,
  •  узнавать знакомые песни;
  •  Различать звуки по высоте (в пределах октавы);
  • Замечать изменения в звучании  (громко-тихо);
  • Стремится выразительно исполнять несложные песни, петь не отставая и не опережая других;
  •  Выполнять танцевальные движения: пружинка; притопывание попеременно ногами; прямой галоп; выставление ноги на пятку; дробный шаг на всей стопе; кружиться в парах, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки; ленточки и т. п.);
  • Различать и называть детские музыкальные инструменты (колокольчик, барабан; бубен, погремушка, металлофон и др.)

Система оценки результатов освоения программы

   Реализация данной программы предполагает оценку индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком общеобразовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг проводится по методике С.Мерзляковой «Планирование и уровневая оценка развития детей дошкольного возраста и состоит из четырех основных разделов:

1. Музыкальные способности

2. Восприятие музыки.

3. Исполнительство.

4. Музыкальное творчество.

Педагогическая диагностика детей данной возрастной группы проводится 2 раза в год (в сентябре и мае)  см. Приложения №2

Результаты освоения программы анализируются через заполнение карты развития ребенка, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, несложные эксперименты (проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы и т.д.

II Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в представленных в пяти образовательных областях  

       Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности с учетом принципа интеграции по пяти образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»

 Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности

«Познавательное развитие»

 Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

«Речевое развитие»

 Развитие речи детей через театрализованную деятельность, игры и упражнения (артикуляционная гимнастика, чистоговорки, потешки и др.).

Формирование эмоционально-образного восприятия окружающего мира и искусства через художественное слово.

«Художественно-эстетическое развитие»

 Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений и репродукции картин для обогащения музыкального развития детей, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Физическое развитие»

 Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности,  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Раздел «Слушание»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях.

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-другие занятия

-театрализованная деятельность

-слушание музыкальных произведений в группе

-прогулка  (подпевание знакомых песен, попевок)

-детские игры, забавы, потешки  

-рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья

Экспериментирование со звуком.

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Консультации для родителей

Родительские собрания

Индивидуальные беседы

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций.

Раздел «Пение»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование пения:

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- на других занятиях

- в сюжетно-ролевых играх

-в театрализованной деятельности

- на праздниках и развлечениях.

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Подпевание и пение знакомых песенок, попевок во время игр, прогулок в теплую погоду

- Подпевание и пение знакомых песенок, попевок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья.

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

Прослушивание аудиозаписей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций, совместное подпевание.

Раздел «Музыкально-ритмические движения»

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Использование музыкально-ритмических движений:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях.

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Игры, хороводы.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, атрибутов для театрализации.

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Создание музея любимого композитора

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье.

Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»  

Формы работы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- на музыкальных занятиях;

- на других занятиях

- во время  прогулки

- в сюжетно-ролевых играх

- на праздниках и развлечениях.

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Театрализованная деятельность

-Игры.

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов.  

Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками,

Музыкально-дидактические игры.

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

  пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Создание музея любимого композитора

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье.

Методы реализации образовательной области

 «Художественно – эстетическое развитие»

Методы активации и приемы включения детей в музыкальную деятельность:

  • словесный (образный рассказ; проблемные вопросы, объяснение, художественное слово, загадки, словесные игры и т.д);
  • наглядно-зрительный (показ иллюстраций, движений и т.д);
  • наглядно-слуховой метод (исполнение музыки)
  • метод практической деятельности (многократное выполнение движений, последовательное разучивание материала)
  • проблемные методы и приёмы
  • игровые методы и приёмы (образно-ролевые, дидактические)
  • использование ИКТ.     

 

Средство реализации образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

Иллюстрации, картинки, карточки: овощи, фрукты, «Осенний пейзаж», «Осенний лес», «Улетают птицы», скрипка, балалайка, барабан, заяц, еж, домашние птицы и животные, ферма, «Поздняя осень», «Семья», собачка, кошка, хомяк, утенок, цыпленок, гусенок, «Первый снег», «Зима», «Дед Мороз», «Зимние забавы», «Зимний лес», «Снегурочка», «Снег идет», «Наряженная елка», «Скачущая лошадка», «Серенькая кошечка», «Что делает кукла?», «Собачка Жучка», «Петушок с семьей», «Мама и дети», «Марширующие солдаты», к потешкам «Ворон», «Весна», «Воробушки», «Ручеек», «Мотылек», «Бабочка», «Скворечник», «Одуванчик».

Музыкальные инструменты: колокольчики большой и маленький, бубенчики, бубны разных размеров, дудочка, барабан, пианино, балалайка, три погремушки разного звучания.

Игрушки: Петрушка, мишка, кукла, собачка, гусь, зайчик, машинка, мяч, лисичка, матрешка, солнышко, петушок, кошка, божья коровка, птичка, большой мишка.

 Пособия для театрализованной деятельности: шапочки птичек, зайцев, медведя, платки на голову, цветы.

Пособия для сюжетных танцев и игр: погремушки, цветные платочки, осенние листья, желтые ленточки, серебряная мишура, султанчики.

Дополнительное оборудование: красивая коробка, бинт, блюдце, журнальный столик, зонтик, ширма, зеркало, руль, машина, шишки, ведро с мыльной водой, трубочка, заготовки для флажков, клей, кленовые листья, муляжи фруктов, два больших платка, вазы, деревья и солнышко (бутафория), красивый мешочек.

2.3.  Особенности музыкальной деятельности с детьми 3-4 лет

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальная деятельность» во 2 младшей группе направлено на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, знакомство с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствование развитию музыкальной памяти, формированию умений узнавать знакомые песни и пьесы; чувствовать характер музыки (весёлый, бодрый, спокойный), эмоционально на неё реагировать.

Решаются следующие задачи:

Слушание.

Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и т.д.)

Пение.

 Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне «ре» – «ля», в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно)

Песенное творчество

Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения.

Учить двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало и конец звучания музыки. Совершенствовать навыки основных движений (ходьба, бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, пружинку, дробный шаг на всей стопе, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т.д.  Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развитие танцевально-игрового творчества. 

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Игра на музыкальных инструментах. 

Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

     Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально – эстетическое сознание, это не пройдёт бесследно для последующего развития ребёнка, его общего духовного становления. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Цель педагогов ДОУ – создать единое пространство музыкального развития ребенка в семье и в детском саду, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах музыкального воспитания дошкольников.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с близкими родными.

     Исследования в области развития музыкальных способностей детей показывают, что в семьях, где родители любят музыку, поют, играют на музыкальных инструментах, где создаётся особенно благоприятная среда для расцвета дарования ребёнка, можно наблюдать детей с достаточно высоким музыкальным развитием.

     В настоящее время общение музыкального руководителя с родителями (законными представителями) строится на следующих принципах:

  • Единое понимание педагогом и родителями (законными представителями) целей и задач музыкального развития ребёнка.
  • Родители (законные представители) и педагоги являются партнёрами в музыкальном развитии детей.
  • Уважение, помощь и доверие к ребёнку, как со стороны педагога, так и со стороны родителей (законных представителей).
  • Открытость ДОУ для семьи – обеспечение каждому родителю (законному представителю) возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок, оценить уровень предоставляемых услуг.

Работа с семьями воспитанников – это сложная и важная часть деятельности музыкального руководителя в ДОУ. Задача музыкального руководителя – раскрыть перед ними актуальные вопросы музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармонического становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. Играть и творить – вот главная задача, определяющая получение удовольствия ребёнка от любого вида музыкальной деятельности.

     Вовлечение родителей (законных представителей) в музыкально-образовательное пространство ДОУ организовывается в нескольких направлениях:

  • Педагогическое просвещение семей воспитанников в вопросах музыкального воспитания детей.
  • Включение родителей (законных представителей) в музыкально-образовательное пространство ДОУ.

План взаимодействия с семьями воспитанников по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста -  см. Приложения №3

     

III Организационный раздел

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Обеспеченность методическими материалами

1. Зацепина М.Б.,Жукова Г.Е. : Музыкальное воспитание в детском саду: Младшая группа.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-160 с.

Обеспеченность средствами обучения

Музыкальный зал:

  • Пианино-1 шт.
  • Баян-1 шт.
  • Экран-1шт.
  • Компьютер-1шт.
  • Аудио материалы (CD-диски и флеш-накопитель)
  • Стульчики детские  -  26 шт.
  • Столик журнальный  - 2 шт.
  • Музыкальный  центр LG (2 колонки, пульт,  1 микрофона.).
  • Мультимедийная проектор – 1шт.
  • Ковер (2 шт.)
  • Стул большой  – 1 шт.
  • Банкетки – 6 шт.

Наглядно-дидактический материал

Наглядные пособия, книги:

  • Портреты композиторов (формат А3)
  • Иллюстрации музыкальных инструментов, симфонического оркестра
  •  М.Ю. Картушина. Вокально-хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. Методические рекомендации.16 листов формата А3
  • Иллюстрации по жанрам музыки (песня, танец, марш)
  • Иллюстрации по видам музыкального искусства (опера, балет)
  • Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов - М.: Просвещение, 1986.-144с.: ил, нот.
  • Путешествие в удивительный мир музыки. Советы родителям. Автор: Светлана Конкевич, иллюстраторы: Н. Эрстед, Ольга Гофман, В. Захаров, Ольга Капустина. Серия: Информационно-деловое оснащение ДОУ (формат А4)
  • Музыкальная лесенка- 5 ступеней.
  • Иллюстрации для моделирования содержания и характера музыки.
  • Наглядное пособие – моделирование формы песни.
  • Наглядное пособие - цветовая палитра (для слушания музыки)
  • Наглядное пособие- моделирование танца

Перечень музыкально-дидактических игр

      Игры для детей младшей группы (3-4 г)

  • на развития звуковысотного слуха: «Птица и птенчики»; «Угадай-ка», «Три медведя»
  • на развитие ритмического слуха: «Мишка и мышка», «Кто как идёт?»
  • на развития тембрового и динамического слуха: «Тихие и громкие звоночки»; «Угадай на чём играю»
  • определение жанра и развитие памяти: «К нам гости пришли», «Узнай песню по картинке»

Детские музыкальные инструменты:

Наименование оборудования

Кол-во

1

Бубны средние

7шт

2

Барабаны маленькие

2шт

3

Погремушки

32шт

4

Бубны маленькие

4шт

5

Маракасы деревянные

3шт

6

Тамбурин

3шт

7

Ложки деревянные

40шт

8

Румба

1шт

9

Кастаньеты деревянные  с ручкой

2шт

10

Кастаньет маленькие

2шт

11

Маракасы маленькие пластиковые

10шт

12

Колокольчики

16 шт

13

Треугольник большой

2шт

14

Треугольник средний

1шт

15

Треугольник маленький

1шт

16

Трещётка

1шт

17

Металлофон

6шт

18

Ксилофон

3шт

19

Деревянные палочки

14шт

20

Гармошки

2шт

21

Аккордеон

1шт

22

Бубенчики  на деревянной ручке (сюжетные)

4шт

23

Тарелки металлические

1шт

24

Дудочки

6шт

25

Саксофон пластиковый

1шт

26

Шумелки

9шт

27

Молоточки пластиковые

5шт

28

Колотушки на деревянной ручке (сюжетные)

4шт

29

Металлофоны цветные (мини)

3шт

30

Металлофоны с диатоническим звукорядом

4шт

        Дидактический материал для проведения занятий

Игровой материал:

Наименование

Кол-во

1

Куклы

2 шт

2

Медведь   (мягкая)

2 шт

3

Заяц   (мягкая)

5 шт

4

Собака   (мягкая)

1 шт

5

Кошка   (мягкая)

2 шт

6

Ёжик

2шт

7

Солнышко

2шт

8

Лошадка (деревянная)

1 шт

9

Утёнок

1 шт

10

Корова

1 шт

11

Барашек

1 шт

12

Поросёнок

1 шт

13

Домик деревянный (настольный)

1 шт

14

Собачка-неваляшка

1шт

15

Матрёшка деревянная

1шт

16

Дед Мороз

1шт

Различные виды театров: перчаточные куклы, куклы би-ба- бо

Наименование

Кол-во

1

Лиса

2шт

2

Собака

2шт

3

Кошка

1шт

4

Петушок

1шт

5

Барашек

1шт

6

Медведь

5шт

7

Утёнок

1шт

8

Лягушка

2шт

9

Волк

2шт

10

Бабка

2шт

11

Дед

1шт

12

Петрушка

2шт

13

Козлята

3шт

14

Девочка

1шт

15

Кот Леопольд

1шт

16

Коза

1шт

17

Мышка

1шт

18

Поросёнок

1шт

19

Ширма настольная

1шт

Атрибуты к музыкально-ритмическим упражнениям, танцам, играм:

Кепки для мальчиков – 4шт.

Корона для снежинок– 1 шт.

Колпачки для петрушек – 14шт.

Ленточки на кольцах – 44шт.

Мишура для снежинок – 24шт.

Осенние листья  – 40шт.

Осенние листья на палочках – 40шт.

Платочки – 30шт.

Шапочки зайчиков – 15шт.

Султанчики  - 20 шт.

Флажки – 30шт.

Цветы весенние – 40шт.

Шарфики из вуали и органзы – 15шт.

Балалайки плоскостные 4шт.

Фонарики- 24 шт

Колпачки гномиков- 6шт

Шляпки - 3шт

Зонтик-1шт

Ведерки пластиковые  цветные -2шт

Корзиночки пластиковые -4 шт

Снежки-15 шт

Бабочки  (на руки) -12шт

Портфели для игры «Соберись в школу» - 3шт

Косыночки- 2шт

Шапочка- колпачок (вязанная) -1шт.

Маски  разных персонажей.

Аудиоматериал:  (CD диски, аудиокассеты)

  • О.П. Радынова. «Слушаем музыку» 10 CD
  • И.Каплунова, И.Новоскольцева.  Аудиоприложение к программе «Ладушки» - Праздник каждый день.   (младшая группа 2 CD)
  • И.Каплунова, И.Новоскольцева.  Аудиоприложение к программе «Ладушки» - Праздник каждый день.   (средняя группа 2 CD)
  • И.Каплунова, И.Новоскольцева.  Аудиоприложение к программе «Ладушки» - Праздник каждый день.    (старшая группа 2 CD)
  • И.Каплунова, И.Новоскольцева.  Аудиоприложение к программе «Ладушки» - Праздник каждый день.   (подготовительная группа 2 CD)
  • И.Каплунова  Аудиоприложение к программе «Ладушки»  Наш весёлый оркестр (2 CD)
  • И.Каплунова  Аудиоприложение к программе «Ладушки»  Ансамбль ложкарей (1 CD)
  • Буренина.А. И.  Ритмическая  мозаика. CD - № 1
  • Буренина.А. И.  Ритмическая  мозаика. CD - №2
  • Буренина.А. И.  Ритмическая  мозаика. CD - № 3
  • Буренина.А. И.  Ритмическая  мозаика. CD - № 4
  • «Песни нашей победы» 1 CD
  • «Новый год у ворот» 1 CD
  • «Мы поём»-песни для детей   1 CD
  • «Новые песни детства» С. Рудалева. 1 CD
  • «Детский альбом» П.И. Чайковский. - 1шт
  • «Времена года» П.И. Чайковский. - 1шт
  • «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова.- комплект  по слушанию музыки -7шт.
  • «Любимые песни из мультфильмов» -1шт
  • «Волшебство природы» - 1шт
  • «Нежные песни любви» - 1шт
  • «Моцарт для малышей» - 1шт
  • «Весёлые песни А. Варламова. - 1шт
  • «Дружные пары» - элементы танца. - 1шт
  • «К нам гости пришли»- упражнения с предметами. - 1шт
  • «Как у наших у ворот» - элементы русской пляски. - 1шт
  • «Побегаем-попрыгаем» - музыкально-ритмические движения. - 1шт
  • «Музыка о природе» -классическая музыка для детей -1 шт.

3.2. Распорядок и режим дня

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

 Режим дня включает описание ежедневной организации жизни и деятельности детей, в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, с учетом социального заказа родителей, в соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПин, 19.12.2013 года).                      

Режим дня детей 3 – 4 лет на холодный период

Режимные моменты

Время

Прием детей

6.00 – 8.00

Утренняя гимнастика

8.00 - 8.10

Подготовка к завтраку

8.10 - 8.20

Завтрак

8.20 - 8.40

Игры, подготовка к занятию

Понедельник- среда

Четверг-пятница

8.40-9.00

8.40- 9.15

1 занятие

Динамическая пауза

2 занятие

9.00 - 9.15

9.15 - 9.25

9.25 - 9.40

9.15 - 9.30

9.30 - 9.40

9.40 -9.55

Игры, самостоятельная деятельность

9.40 – 10.00

9.55-10.00

Второй завтрак

10.00 - 10.10

Подготовка к прогулке

Прогулка

10.10– 11.40

Возвращение с прогулки

11.40 - 11.50

Подготовка к обеду

Обед

11.50 – 12.20

Подготовка ко сну, оздоровительные мероприятия

12.20 - 12.30

Сон

12.30 - 15.00

Постепенный подъем, гимнастика пробуждения

15.00 – 15.10

Самостоятельная деятельность

15.10 - 15.20

Подготовка к полднику

Полдник

15.20-15.40

Игры, индивидуальная работа

15.40 - 16.00

 Самостоятельная деятельность

16.00 – 16.20

Подготовка к прогулке

Вечерняя прогулка, уход домой

16.20 - 18.00

Расписание занятий

по музыкальному воспитанию детей в детском саду

 на 2022-2023 уч. год.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

900- 915 - 2 гр

930- 950 - 10 гр

1005- 10 30 - 5 гр

1040- 1110 - 6 гр

850- 900 -  3 гр

915- 930- 11 гр

940- 1010- 8 гр

1020- 1050- 7 гр

900- 920- 10 гр

935- 1000- 9 гр

1020- 1050- 6 гр

Развлечение

1530-1600

900- 915 - 2 гр

935- 1000- 5 гр

1020- 10 50 - 8 гр

850- 900- 3 гр

915- 930- 11 гр

935- 1000- 9 гр

1020-1050- 7 гр

Возрастные группы на 2022 – 2023 учебный год

3    – ранний возраст

2, 11   – младший возраст

10  – средний возраст

9,5  – старший возраст

6,7,8  – подготовительный к школе возраст

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий   

Содержание работы

Сроки проведения

1

Развлечение «Игрушки в избушке»

Сентябрь

2

Развлечение «Бабушка-забавушка в гостях у ребят»

Октябрь

3

Путешествие по сказкам: «Не будите до весны!»  кук. спект

Ноябрь

4

Праздник «Новогодние огоньки»

Декабрь

5

Развлечение «Прощание с ёлкой»; «Как Снеговик друзей искал»

Январь

6

Развлечение В гостях у сказки: «Козлик Бубенчик и его друзья» кук. спект

Февраль

7

Праздник «Мамины помощники»

Март

8

Развлечение «Весеннее путешествие»

Апрель

9

Развлечение «Не хотим мы скучать, будем петь, играть, плясать» вечер любимых песен

Май

3.4. Учебный план

            Организация учебного процесса в МБДОУ №19 регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием регламентированной образовательной деятельности (далее РОД), циклограммой деятельности музыкального руководителя.

Учебный план занимает важное место при реализации рабочей программы.

Он скоординирован с учетом требованием санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Нагрузка на детей не превышает предельно допустимую норму.

Занятия

Количество занятий

Неделя

Месяц

Год

Музыкальное воспитание детей в детском саду

2

8

72

3.5. Тематическое содержание образовательной работы

Тема, период реализации

Количество занятие в неделю, длительность

Количество занятие в реализуемый период

Количество занятия в году

«До свидания, лето! Здравствуй, детский сад! »   (4 неделя  августа -1неделя сентября)

15 мин

2

4

72

«Осень»      ( 2- 4 недели сентября)

2

6

«Я и моя семья»  (1-2 недели октября)

2

4

«Мой дом, мой город»  

(3неделя октября - 2 неделя ноября)

2

8

«Новогодний праздник»    

(3неделя ноября- 4неделя  декабря)

2

12

« Зима»   (1- 4 неделя января)

2

8

« День защитника Отечества»

(1-3неделя февраля)

2

6

«8 марта» (4неделя февраля-1 неделя марта)

2

4

«Знакомство с народной культурой и традициями» (2- 4 неделя марта)

2

6

«Весна» (1- 4 неделя апреля)

2

8

«Лето» (1- 4 неделя мая)

2

8

Праздники      

Развлечения

25- 30мин

1 раз в месяц

12

Перспективное планирование по музыкальному воспитанию детей младшей группы (от 3 до 4 лет)  см Приложение №4

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогами

     Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.

  • Воспитатель помогает в процессе поведения музыкальных занятий: поет и двигается вместе с детьми, помогает разучивать новые песни, танцевальные движения, следит за выполнением заданий.
  • Создает педагогические условия, содействующие развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
  • Отбирает музыкально-дидактический материал для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организует самостоятельную музыкальную деятельность.

План работы с педагогическим коллективом по музыкальному воспитанию детей-

 см. Приложения №5

3.6. Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) ДОУ обеспечивает реализацию рабочей программы музыкального руководителя.

РППС в ДОУ оснащена достаточным количеством материалов, оборудования и инвентаря для всестороннего развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.

РППС построена на следующих принципах:

  • насыщенность;

  • трансформируемость;

  • полифункциональность;

  • вариативность;

  • доступность;

  • безопасность

РППС для реализации музыкальной деятельности в ДОУ организована как в музыкальном зале, так и групповых помещениях.

               

Паспорт кабинета музыкального руководителя см. Приложение-№6

IV. Дополнительный раздел

Краткая презентация Программы для родителей

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) музыкальная деятельность является частью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», которое предполагает развитие у детей-дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Согласно статье 48 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» задачи музыкального образования в ДОУ реализуются в соответствии с рабочей программой музыкального руководителя.

       Рабочая программа музыкального руководителя разработана на основе общеобразовательной программы  ДОУ№19,  в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с учётом   основной программы дошкольного  образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

      Программа принята сроком на 1год, утверждена на педагогическом совете.

Реализация рабочей программы осуществляется в группах общеразвивающей направленности.

Программа ориентирована на детей от 3-4 лет.

Программа ориентирована   на приобщение ребёнка к миру  музыкального  искусства  с  учётом  специфики  дошкольного  возраста. В   процессе музыкального воспитания у  детей  развиваются  музыкальные  и  творческие  способности посредством  различных  видов  музыкальной  деятельности; формируется  начало  музыкальной  культуры, способствующее  развитию  общей  духовной  культуры. Она разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей.

Согласно учебному плану, в данной возрастной  группе проводится два музыкальных занятия еженедельно.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены педагогическая диагностика; формы, способы, методы и средства реализации программы, подобранные с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности. Используется тематическое планирование содержания образовательного процесса.

Музыкальный руководитель создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Осуществляется непрерывное педагогическое сопровождение родителей, ведётся работа по объединению усилий семьи и дошкольного учреждения в интересах разностороннего развития воспитанников. Музыкальный руководитель активно вовлекают родителей непосредственно в образовательную деятельность. Взаимодействие   с семьями воспитанников предполагает: участие родителей в проведении утренников, развлечений.

Результатом освоения Программы являются сформированные целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа музыкального воспитания и развития детей 3-7 лет муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения № 451 «Теремок» города Новосибирска на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию детей 3-7 лет в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, разработана в соответствии ...

Рабочая программа по воспитанию и образованию дошкольников -5-6 лет

Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от  5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: социально-коммуникативному, п...

Рабочая программа по воспитанию и образованию дошкольников 4-5 лет

Рабочая Программа ориентирована на активное освоение детьми от 4-х до 5-ти лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных и трудовых) и соответствует принципу развив...

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Рабочая образовательная программа музыкальному воспитанию и развитию дошкольников «Музыка»

Программа разработана в соответствии с:         - Законом РФ « Об образовании » от 29.12. 2012, приказ № 273 – ФЗ...

Рабочая программа «Музыкальное воспитание в детском саду» Составитель: Скляренко С.Е.

Данная программа разработана на основе программы  «Музыкальное воспитание в детском саду» Зацепина М.Б., которая  строится на базе Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"

Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе Федерального государственного образовательного стандарта. ...