Конспект открытого занятия по экономическому воспитанию в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Нурматова Ирина Александровна

Тема: «Бюджет семьи, доход, расход».

 Цель   ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы».

Задачи:

-развитие интереса к материально-предметному окружению;

-дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;

-развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

-познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией;

- воспитывать чувство меры в своих желаниях,  уважение к труду взрослых.

Оборудование и материалы:

-Мультимедийная установка,

-мультфильм «Простоквашино»,

-таблички со знаками «!» (надо) и «?» (хочу) на каждого ребёнка,

-костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки;

-модель «Семейный бюджет» - корзина;

-слайды с изображение предметов;

-деньги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                                       «Детский сад №5»

                     Конспект НОД

            по экономическому воспитанию

               в подготовительной группе

 

                                                                               

                                                                               Подготовила: воспитатель

                                                                                            Нурматова И. А.

                              Тема: «Бюджет семьи, доход, расход».

Цель   ознакомить детей со следующими понятиями: «бюджет», «доходы», «расходы».

Задачи: 

-развитие интереса к материально-предметному окружению;

-дать представление о сущности расходов, показать их многообразие;

-развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;

-познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета: пенсией, зарплатой, стипендией;

- воспитывать чувство меры в своих желаниях,  уважение к труду взрослых.

Оборудование и материалы:

-Мультимедийная установка,

-мультфильм «Простоквашино»,

-таблички со знаками «!» (надо) и «?» (хочу) на каждого ребёнка,

-костюм военного, врача, бабушки, дедушки, студентки;

-модель «Семейный бюджет» - корзина;

-слайды с изображение предметов;

-деньги.

                                                     

                                                            Ход занятия:

Чтение стихотворения Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»:

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт: Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чём говориться в этом стихотворении?

Ответы детей: (мальчик не знает цену деньгам, у него очень много желаний)

Воспитатель: Ребята, прочитав это стихотворение, мы можем предположить, о чём пойдёт сегодня речь на нашем занятии?

Ответы детей:…

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о деньгах и о том, откуда они берутся.

Но сначала посмотрите на экран.

Смотрим фрагмент мультфильма «Простоквашино», где кот Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что значит «экономить?»

Ответы детей: (беречь, не тратить лишнего, делать разумные покупки)

Воспитатель: Вы слышали от своих родителей такие слова? В каких случаях?

(Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы с вами обыграем ситуацию. Сегодня к нам пришли необычные гости.

 (Появляются переодетые дети в бабушку, дедушку, маму, папу, дочь и сына).  

Воспитатель: Сегодня мы свами попробуем представить, что это настоящая семья. Назовём членов семьи.

Ответы детей: (мама, папа, дочь, сын, бабушка и дедушка)

Воспитатель: Как вы думаете, чем каждый из них занимается?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, папа-военный, мама-врач. Они трудятся, работают и за свой труд получают зарплату. Зарплата-это деньги, получаемые за работу. Это оплата труда за месяц, за день или неделю. Кто получает зарплату?

Ответы детей: (Папа, мама)

Воспитатель: За что они получают зарплату?

Ответ детей: (за свой труд)

Папа и мама кладут деньги в корзину-копилку.

Воспитатель: В семье есть дедушка и бабушка. Они уже старенькие и не работают. Но бабушка и дедушка тоже приносят деньги в семейный бюджет, потому что им платят пенсию. Что такое пенсия?

(Ответы детей)

Воспитатель: Пенсия – это тоже деньги. Пенсию платят пожилым людям, которые отработали много лет.

Бабушка и дедушка кладут деньги в копилку.

Воспитатель: Сестра-студентка. Кто такая студентка?

(Ответы детей)

Воспитатель: Она учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.

Сестра пополняет копилку.

Воспитатель: Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Ему иногда покупают сладости и игрушки. Но эти деньги он не заработал сам, их заработали взрослые.          В гости к этой семье приехала тётя и добавила в доход свою зарплату.

Добавляем деньги в копилку.

Воспитатель: Доходы увеличились или уменьшились, пока мы с вами разговаривали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, в нашей корзине накопились деньги. Это доход семьи, т.е.-это все деньги, которые получают члены семьи.  Вот так складывается семейный бюджет. В каждой семье он так складывается. Семейный бюджет складывается из денег, которые зарабатывают старшие члены семьи. Семейный бюджет – это семейный доход.

А вдруг случилось так, что сестра училась в этом месяце плохо и ей не дали стипендию. В этом случае доход семьи увеличится  или уменьшится?

(Ответы детей).

Воспитатель: Кто знает, что такое расход?

(Ответы детей)

Воспитатель: Расход семейного бюджета происходит, когда мы что-то покупаем или тратим деньги. Как вы думаете, ребята, на что обычно тратят деньги ваши родители?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить с вами в отпуск, устраивать семейные праздники, пикники.

Ответы детей:  (Не лить воду зря, без необходимости не включать электроприборы, беречь своё здоровье, что бы не покупать лекарства, бережно относится к своим вещам и ухаживать за ними, не рвать, помогать выращивать овощи, что бы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки)

Физкультминутка.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

 Повернулась голова - это «два»,

 Руки вбок, вперед смотри это «три».

 На «четыре» – поскакать.

 Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Воспитатель: А для чего хотел экономить Матроскин в мультфильме, который мы смотрели в начале, помните?  

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрим продолжение.

Смотрим отрывок из мультфильма «Простоквашино»

Воспитатель: Продолжим разговор о наших семьях, о доходах и расходах. Я открою вам сегодня небольшой секрет. У меня сегодня хорошее настроение, потому что совсем скоро праздник 8 Марта. И, конечно же, я мечтаю о классном подарке на этот праздник. А ещё я очень надеюсь, что мои родные обязательно подарят мне то, о чём я так мечтаю. И каждый из вас тоже о чём то мечтает. Я предлагаю немного поиграть. Мы остановимся на двух известных словах - «надо»(красный !) и «хочу»(синий ?)

Человеку необходимо иметь три вещи. Какие? (пища, одежда, жильё).

Ребята, считаете ли вы, что пища, одежда, жильё действительно необходимы человеку для жизни? Пища нужна для того, чтобы жить и быть здоровыми. С помощью одежды мы укрываемся от непогоды. Жильё – это место, где мы живём. Эти вещи обозначим словом «надо»

Словом «хочу» люди обозначают те вещи или предметы, которые им хотелось бы иметь, но без них вполне можно обойтись. Это не жизненно необходимые вещи.

Бывают вещи, с помощью которых наш быт значительно упрощается: холодильник, телевизор, компьютер и т.д. Теперь люди часто покупают их в интернет магазинах. Мы тоже сейчас посетим такой магазин. Но магазин у нас будет необычным, мы расплачиваться будем при помощи наших карточек.(! и ?)

На экране будет представлен товар, а вы поднимете вверх ту карточку, которая, по вашему мнению, подходит к тому или иному товару. Пожалуйста, тщательно обдумывайте свой ответ в полной тишине.

На экране картинки: пальто, мяч, санки, яблоки, кровать, стакан с водой, велосипед, книга, молоко, телевизор, хлеб, свитер, кукла, машина, карандаш, стол, лимонад, коньки, сок, куртка, цветы, обувь, дом. После каждого слайда дети обосновывают свой выбор.  

Воспитатель: Ребята, может, договоримся сегодня с вами, что теперь всегда будем экономить и этим помогать нашим мамам и папам. Теперь вы все умеете определять, какую вещь просто необходимо купить, а какая может и подождать. Будем учиться немножко экономить?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Ребята, у  русского народа очень много разных пословиц и поговорок. Со многими из них мы уже знакомы. Есть они и  о бережливости и экономии. Сегодня я хочу познакомить вас с ними. Ребята, а вы слушайте внимательно и попробуйте объяснить, как вы понимаете эти пословицы.

-Копейка рубль бережёт.

-Доход не живёт без хлопот.

-Кто не бережёт копейку, тот сам не стоит рубля.

-Курочка по зёрнышку клюёт, да сыто живёт.

-Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

(Дети объясняют, как они понимают каждую из пословиц).

Подведение итога.

Воспитатель: Есть ещё одна пословица-Бережливость-главное богатство. Конечно это очень мудрая пословица, но никогда не забывайте ещё об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье. Будьте богатыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Я поведу тебя в музей"

Занятие направлено на воспитание у детей патриотических чувств, любви к своей Родина, закрепление простейших знаний о России....

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы "Красная книга Ростовской области"

познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Ростовской области», «заповедник». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать внимание, мышление, память. Воспитывать люб...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе на тему« История создания русской матрешки»

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе  на тему    « История создания русской матрешки»...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш дом –Россия»

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Наш дом –Россия» Программное содержание:1.   Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, городу, де...

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе. МБДОУ «Детский сад №69 «Мальвина». Тема : «Россия — Родина моя» Воспитате

Обобщение и систематизация знаний детей о России; формирование патриотических чувства к своей Родине, закрепление знаний детей о государственной символике  РФ, о географическом расположении нашей...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Что нужно знать о витаминах»...

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему " Что нужно знать о витаминах"

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему :" Что нужно знать о витаминах" ...