Авторская методическая разработка для работы с детьми раннего возраст "Тематические баннеры"
методическая разработка

Сагателян Татевик Шотаевна

В данной статье представлена авторская разработка, соответстсвующая требованиям Федерального образовательного стандарта дошкольного образования, связанным с организацией развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. Здесь вы можете ознакомиться с тем, как использовать разработку "Говорящая стена" в качестве инструмента для развития познавательной активности детей третьего года жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_razvitie_mezhgruppovogo_prostranstva_smeshari.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Номинация: «Авторская разработка в работе с детьми раннего возраста»

Авторы разработки воспитатели

второй группы раннего возраста

Золотова И. Г.

Сагателян Т. Ш.

«Тематические баннеры».

Актуальность:

Ни для кого не секрет, что в раннем возрасте идёт самое интенсивное развитие всех систем организма. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система и все анализаторы, с помощью которых ребёнок получает разнообразную информацию из окружающего мира. И конечно, одним из важнейших этапов в работе с детьми раннего возраста является развитие их познавательной сферы.

В первую очередь это развитие мышления. В раннем возрасте это наглядно-действенный способ, вижу-действую. Для совершенствования наглядно-действенного мышления, а также для развития самостоятельности и инициативности особое значение имеет правильно организованная предметно-пространственная среда.

Часто мы организуем среду для детей в групповом помещении, а в приёмных и коридорах         ДОУ размещена информация для родителей. И мы задумались: как оформить межгрупповое пространство так, чтобы было не только уютно, но интересно и познавательно детям и родителям. Пространство перед группой мы решили оформить тематическими баннерами.  Именно с помощью игр на баннерах можно закрепить и расширить полученные детьми знания на занятиях.

Цель:

Привлечение детей раннего возраста к расширению знаний в познавательной сфере, в развитии речи в процессе работы над основными темами, отображёнными в основной образовательной программе.

Задачи:

  1. Создать условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  2. Изменить предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации;
  3. Развивать внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление детей раннего возраста;
  4. Обеспечить эмоциональный комфорт для детей.
  5. Продолжать развивать сенсорное восприятие.

Описание авторской разработки

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. При реализации этих требований мы подобрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы. С этой целью нами был придуман один из элементов такого понятия, как «Говорящая стена».

Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду. Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран. «Говорящие стены» или творческое преобразование образовательного пространства ДОУ. Это создание условий для полноценного развития детей раннего возраста по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада, которое позволяет тренировать у детей внимание, память, знакомить их с представленным материалом. Что позволяет формировать пространственные понятия, характеризующие местоположение предмета в пространстве; продолжать развивать сенсорное, зрительное восприятие. У нас это тематические баннеры. Мы подумали, что используемые горизонтальные пособия не достаточны   для развития детей раннего возраста, поэтому решили использовать переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.        

Мы выбрали два направления. Первое направление - это сезонность. На данный момент это зима. А также в проекте есть остальные времена года. Второе направление - это сказка («Репка»), а в проекте есть ещё и другие основные сказки, в соответствии с программой. Такие как «Колобок», «Теремок» и «Курочка Ряба».

В начале нашей работы мы выбрали соответствующие картинки из Интернет-ресурса. Потом заказали баннеры с этими изображениями. Размеры наших баннеров 1.50 м. на 1.0 м. Изготовлены они из клеёнчатого материала, что позволяет их легко обрабатывать. Для того чтобы закрепить туда дидактические материалы нам понадобились липучки, которые мы закрепили строительным степлером на баннере. А вторая сторона липучки закреплена на съёмные детали. Съёмные детали распечатаны на бумаге и заламинированы, а так же имеются детали из фетра, фоамирана и пластика, которые можно обработать. Под баннерами мы прикрепили на доступной высоте для детей прозрачные конверты А4 формата, куда мы разместили съёмные детали. Сейчас у нас зима, поэтому изображён зимний пейзаж, с зимними забавами детей. Применяя наглядные и словесные методы закрепляем материал: зимние развлечения, виды спорта. Все детали, расположенные на нем, можно снять и по желанию дополнить новыми.  Все элементы на баннерах сделаны из материалов разной фактуры и цвета для развития сенсорных эталонов и тактильного восприятия.

На втором баннере изображена сказка «Репка». Этот баннер работает по принципу соотношения героев сказки и дополнительных элементов. Дети вместе с педагогом рассказывают сказку и по ходу рассказа выстраивают цепочку действий. Так же по просьбе педагога или самостоятельно ребёнок может прицепить (прилепить, повесить) дополнительные детали, которые соотносятся по цвету или размеру.

Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Так же они активно выполняют такие задания, как «Найди такой же», «Собери фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по форме».

Наши баннеры легко используются для организации выставок детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности, а также они способствуют успешному усвоению нового материала, закреплению пройденного и являются способом организации самостоятельной деятельности детей. Нашу авторскую разработку мы широко используем в режимных моментах в течении всего дня а именно: в момент одевания на прогулку, также можно задержаться в тот момент, когда идём на музыкальное занятие или на физкультуру. При работе с баннерами педагог может делить детей по группам, также работа может проводиться индивидуально и с родителями.

Мы отметили, результативность данной технологии. У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие. Дети становятся более инициативными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Технологи работы с баннером.

Игры для баннеров.

Игра «Кто как говорит»

Цель: Развитие правильного звукопроизношения, закрепление правильного звукоподражания голосами животных.

Содержание: Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Воспитатель на баннере показывает животных (собака, кошка, мышка) и читает стихи про животных (по очереди)

Собака – Высунул из будки нос                Кошка - Киска мячиком играла,      

              «Гав» - пролаял громко пёс.                        Тихо лапками катала.

                Испугался зря сосед,                                  Убегала, догоняла

                Пёс сказал ему «Привет»!                         «Мяу, Мяу, я устала»

                                      Мышка – У мышонка целый пир

                                             Ест мышонок вкусный сыр

                                             Маму просит «Пи, пи, пи,

                                             Сыра мне ещё купи»!

Воспитатель предлагает ребёнку найти картинку с изображением соответствующего животного и прикрепить его на баннер.

Игра «Что растёт у дедушки на огороде и в саду».

Цель: Развитие внимания, связной речи, памяти, мышления у детей.

Содержание: В начале игры воспитатель знакомит детей с картинками и вместе с малышами проговаривает, что растёт на огороде и в саду. Затем раздает детям картинки с изображением элементов баннера и после этого предлагает детям прикрепить изображения на баннер (на дерево яблоки, на цветы-изображения цветов). Также можно использовать «Домик» (где живёт дед), солнце, облако.

Игра «Репка».

Цель: Развитие умения соотнести героев сказки.

Содержание: Дети вместе с педагогом рассказывают сказку и по ходу рассказа выстраивают цепочку действий, доставая героев сказки из прикреплённого кармашка.

Игра «Какое же время года?»

Цель: Закрепляем знания о зиме и о свойстве снега

Содержание: Воспитатель задаёт детям вопросы:

  1. Какое время года изображено на картинке? (Зима)
  2. Снег какой? (Белый, пушистый, мягкий)
  3. Что можно сделать из снега? (Снеговика, крепость, снежки)
  4. А снег может растаять?

Пальчиковая игра. Снег зимой летает

                                 Тихо отдыхает,

                                 Я его жалею

                                 И в ладошках грею.

  1. Лед какой? (Скользкий, прозрачный)

Игровые ситуации.

 Игра «Зимние забавы».

Цель: Закрепление знаний о зимних видах спорта, зимних забав и признаках зимы.

Содержание:

  • Воспитатель предлагает детям посмотреть и показать на баннере небо, облака и снежинки. Затем раздает картинки с изображением и просит их прикрепить на баннер на соответствующие места.
  • Воспитатель задаёт детям вопрос: «Какие зимние игры вы знаете?», «На чём катаются с горки?» (На санках, на лыжах).

Мои санки едут сами

Без мотора, без коня,

                                           То и дело мои санки

                                           Убегают от меня.

 «Что можно сделать из снега?» (Крепость, снеговик, снежки), «Что одевают дети зимой?»

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"

Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, ...

Методическая разработка по ознакомлению с детьми раннего возраста с правилами дорожного движения. Игровая ситуация "Происшествие на дороге " .

Форма проведения: занятие - дидактическая игра.Задачи:1. Закреплять с детьми правила безопасного поведения на дороге.3. Упражнять в умении узнавать и называть животных (кошка, собака, зайчик). Расширя...

Методическая разработка по ознакомлению с детьми раннего возраста с правилами дорожного движения "Серый волк в стране светофора"

Задачи: 1.Познакомить детей со светофором, дать детям представление о работе светофора, о сигналах для транспортного средства и пешеходов.2. Расширение представлений детей о правилах дорожного движени...

Методическая разработка театрализованного представления с детьми раннего возраста по русской народной сказке «Теремок»

Конспект проведения театрализованной деятельности, драмматизации по русской народной сказке "Теремок" с детьми раннего возраста (2-3лет). Образовательные области: художественно - эстетическое развитие...

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми раннего возраста «Я - веселый грузовик»

Цель:Обогащать сенсорный опыт, учить исследовать объекты окружающего мира, взаимодействовать со взрослыми.Задачи ·        учить детей различать и называть протиполож...

Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"

Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок»  имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...