Лэпбук как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
статья

Актуальность

В связи с реализацией ФГОС ДО педагоги-психологи внедряют новые подходы, идеи, формы и методы в своей психолого-педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали бы их возрасту и учитывали бы их индивидуальные особенности.

Поэтому перед собой я поставила цель изучить литературу по данной теме, разработать лэпбуки и внедрить их в работу, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Почему именно эмоциональной сферы? Потому что, формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте.

Несформированность эмоциональной- волевой сферы детей проявляется на разных уровнях: поведенческом — в виде негативного самоопределения, нарушений умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их; социальном — в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, дезадаптации; коммуникативном — в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника; интеллектуальном — в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта.

«Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap — колени, book — книга).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Лэпбук как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Щеглова Диана Филюсовна

«Мы лишаем детей будущего, если

продолжаем учить сегодня так,

как учили этому вчера»

Джон Дьюи американский философ,

психолог и педагог 

Актуальность

В связи с реализацией ФГОС ДО педагоги-психологи внедряют новые подходы, идеи, формы и методы в своей психолого-педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали бы их возрасту и учитывали бы их индивидуальные особенности.

Поэтому перед собой я поставила цель изучить литературу по данной теме, разработать лэпбуки и внедрить их в работу, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Почему именно эмоциональной сферы? Потому что, формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте.

Несформированность эмоциональной- волевой сферы детей проявляется на разных уровнях: поведенческом — в виде негативного самоопределения, нарушений умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их; социальном — в виде нарушений эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, дезадаптации; коммуникативном — в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника; интеллектуальном — в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора), а в целом в снижении социального интеллекта.

«Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap — колени, book — книга).

В дословном переводе с англий- ского языка лэпбук означает «книга на коленях». Представляет собой тематическую папку «ЛЭПБУК» — представляет собой тематическую папку, книжку-раскладушку с кармашками, окошками, вкладышами и подвижными деталями, собранными на основе определенной темы.

Я выделила следующие этапы создания «ЛЭПБУКА»:

1. Выбор темы, определение целей и задач.

2. Составление плана будущего «ЛЭПБУКА» — необходимо определиться с содержанием лэпбука: подобрать задания, игры, упражнения, соответствующие выбранной теме (подбор дидактического оснащения).

3. Рисование макета — это необходимо для дальнейшего оформления «ЛЭПБУКА».

4. Оформление.

Мой первый лэпбук для детей младшего дошкольного возраста «Эмоции» стал одним из продуктов среднесрочного познавательно-исследовательского проекта «Мир эмоций», участниками которого были дети младшей группы, педагоги, родители.

Цель игр и упражнений, подобранных для данного лэпбука: формировать и расширять представления детей 3–4 лет о трех основных эмоциях: радость, грусть, злость.

Задачи:

  • развитие умение сопоставлять эмоции на картинках, находить одинаковую эмоцию, называть ее;
  • учить сопоставлять цвет с эмоциями, развитие эмоционального восприятия, например, нужно полить ромашки из тучки соответствующего эмоции цвета.
  • развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и мышления.

Таким образом, применяя в работе с детьми младшего дошкольного возраста лэпбук, я поняла, что такая необычная подача материала привлекает внимание ребенка, заинтересовывает на активную работу в течение занятия. И затем появились лэпбуки для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.

Лэпбуки «Эмоции», «Мир эмоций» предназначены для развития эмоциональной сферы детей старшей, средней и подготовительной группы. Они содержит по 8 многофункциональных игр с большим количеством вариаций.

Например, игра «Собери эмоцию».

Материал: 2 вращающихся круга с частями лиц, имеющих разные выражения.

Задание: собрать по очереди все эмоциональные состояния.

Игра «Мальчики и девочки».

Цель: обучение нахождению одинаковых эмоций.

Материал: два туловища — девочки и мальчика, набор лиц с различными выражениями.

Задание: найти одинаковые эмоции у мальчика и девочки.

Упражнение «Оцени ситуацию».

Цель: формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию.

Материал: два туловища — девочки и мальчика, набор лиц с различными выражениями, книжка с заданиями, где у детей не прорисованы лица, развитие речи.

Задание: посмотри на картинку, что происходит на ней. Какое выражение лица нужно нарисовать художнику? Найди такое выражение среди карточек.

В заключении можно сделать вывод о том, что лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде дошкольного учреждения:

  • Содержательно насыщен;
  • Полифункционален и трансформируем;
  • Вариативен, есть несколько вариантов использования каждой его части;
  • Доступен и безопасен: его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста и безопасна в обращении.

Список литературы:

1. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать....

Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Современная социальная ситуация  далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окр...

"Сказкотерапия-как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

презентация на тему "Сказкотерапия  - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов «Театрализованная деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому очень важно научить ребенка понимать и различать эмо...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что особенно эффективными средствами развития эмоциональной сферы являются те виды деятельности, которые вызывают яркую эмоциональную реакцию. Именно поэтому в современных подходах...