Мастер-класс "Подвижные и хороводные игры народов России"
консультация

Наумова Альбина Анатольевна

Данный мастер-класс будет полезен инструкторам ФК, музыкальным руководителям и воспитателям

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Солнышко»

Мастер-класс

«Подвижные и хороводные
игры народов России»

Подготовили: музыкальный руководитель
Бисерова Марина Владимировна,
инструктор по ФК
Наумова Альбина Анатольевна

Переславль-Залесский
2022г

Цель: представление опыта работы по приобщению дошкольников
к культуре своей родины через народные игры и хороводы

Задачи:

  • познакомить педагогов с некоторыми народными играми России
  • закрепить знания участников мастер – класса об организации и проведении подвижных игр
  • повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Ход мастер класса:

Педагог приглашает участников мастер-класса :

Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки!

Здравствуйте, гости дорогие,

Гости званные и желанные.

Красивые молодые,

Застенчивые и боевые!

Гости на пороге -

Хозяйке радость!

Для Вас и место готово.

Красному гостю – красное место.

Уважаемые коллеги, сегодня мастер – класс будет посвящён народным играм России. Мы хотим предложить вам вспомнить старые и поиграть в новые игры разных народностей России, в которые вы сможете поиграть и на улице, и в групповых комнатах.

Мы с вами живем в удивительное время. Происходит много разных открытий, люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют и через игры познают мир, усваивают нравственные ценности и перенимают навыки и умения старшего поколения.

Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать, и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми. Недаром говорят, если вы хотите узнать душу ребенка, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. Поэтому, сегодня мы вам предлагаем отправиться в удивительный мир народных игр.

БЛИЦ-ОПРОС ПО ТЕМЕ «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»

Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.

- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре? (водящий)

- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

Народные игры России в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Эти игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, штурмовали снежные крепости, катались на лошадях по деревням с песнями и плясками.

Уважаемые, педагоги! Сейчас нам понадобится ваша помощь. Необходимо распределить народные игры на группы:

1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. ( «В коршуна», «Заинька беленький», «У медведя во бору», «Ручеёк» и т.д.)

2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа, быт русского народа, повседневные занятия наших предков. ( ««Горшки», «Пирожок», «Лапти», ««Поясок», «Кузнецы» и т.д.)

3. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. ( «Горелки», «Жмурки», «Ловишка», «Растяпа», «Краски», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Взятие снежной крепости», «Цепи кованые», «Перетягивание каната», «Варёная репка», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Бои на бревне» и их различные варианты.)

(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам)

А пока участники выполняют задание, хочу раскрыть значение слова, «Чур, меня!», которое мы произносим в играх.

У наших предков —  язычников он был божеством не самого высокого ранга, однако имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитался покровителем и сберегателем границ поземельных владений. На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить ее своевольно.

Также Чур охранял человека и всё его добро от нечистой силы: как житель проезжих - прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить этого бога и зачураться, сказав: «Чур, меня!», то есть попросить: «Чур, побереги меня!» Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если кто-то скажет тебе что-то неприятное, зачурай его: «Чур, тебе на язык!» — и злое пожелание не сбудется. Ну, а найдешь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, мое!» — и добрый древний божок побережет твою находку только для тебя одного.

Днём данного божества является понедельник. Поэтому считают, если в понедельник сутра приговаривать «Чур, мне», «Чур, меня», «Чур, моё» — то в семье будет лад и достаток.

Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием, и готовы рассказать какие игры вы отобрали.

СЛОВО ПЕДАГОГАМ

Народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

В подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА ««ТИШИНА»«

Дети, держась за руки, идут по кругу и приговаривают:

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши.

Засыпайте, малыши!

После того, как дети проговорили эти слова, они приседают и прячут голову, опустив ее. Нужно просидеть не шелохнувшись на протяжении 10 секунд. Кто пошевелится или не удержит равновесие, выбывает из игры.

На сегодняшний день большинство молодых родителей не знают народных песен, хороводов, а музыка для них имеет развлекательное значение.

Поэтому хороводные игры в детском саду также просто необходимы. Слово «хоровод» означает круг. Оказывается в глубокой древности люди считали, что такая фигура, как круг обладает магическими свойствами. В центр круга не могла проникнуть всякая нечистая сила.

Раньше ведь люди жили общинами и делали все сообща. Соберут, бывало, урожай зерна или другой культуры, засыпят в закрома, и водят вокруг них хороводы, для того, чтобы боги уберегли этот урожай от нечистой силы.

Постепенно до нашего времени (когда многие люди перестали верить в сверхестественные силы) такое значение, как оберега утратилось. Но остались хороводы в виде танца, игры.

Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:

• Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

• Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).

•Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

• Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

• Знакомят детей с древними традициями и обычаями. 

Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры – верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

Хороводных игр огромное количество. Они, наверно, знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году. Порой и мы взрослые с удовольствием поиграли бы в хороводные игры со своей взрослой компанией.

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ВЕСНА ПРИШЛА»

Закружилась, закружилася весна
Побежала по дорожечкам вода
Моё сердце растопилося
И в кого-то я влюбилася
Тут воротца закрываются
Кто попался - обнимается!

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре.

Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид

Сейчас каждый из вас вытяните считалочку или зазывалку и прочитает ее выразительно.

1. Белки зайцев угощали

И морковку подавали.

Все орешки сами съели

А тебе водить велели!

2. Аист - аист, аист - птица,

Что тебе ночами снится?

Мне - болотные опушки,

- А еще?

- Еще лягушки!

Их ловить, не изловить.

Вот и все, тебе водить!

3. Мы собрались поиграть.

Ну кому же начинать?

Раз, два, три -

Начинаешь водить ты!

4. Гномик золото искал

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал: «Как же быть?»

Выходи, тебе водить!

5. Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять

Выплывает

Белый месяц!

Кто до месяца дойдет

Тот и прятаться пойдет.

6. Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон пойдет!

7. Таря - Маря

В лес ходила,

Шишки ела - нам велела.

А мы шишки

Не едим

Таре - Маре отдадим!

Зазывалки:

1. Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать?

2. Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

3. Собирайся народ,

Кто в прятки играть идёт?

Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор.

Тай-тай, налетай

Никого не принимай!

Заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.

Ход игры, действия и поведение участников определяются правилами. Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры. Главная роль в народной игре отводится водящему. Речевой материал «зачины» берется из устного народного творчества фольклораСигналом к началу действия в игре является слово.

ТАТАРСКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ТЮБЕТЕЙКА»

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Для младшего возраста выбираю наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору», «Котенька-коток», «Пчёлки и ласточка». В возрасте 2-3 лет дети с успехом разучивают один хоровод, а в возрасте 3-4 лет – два-три. Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми использовала маски, элементы одежды, иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклора: «Петушок, петушок..»,«Как у нашего кота». Стараюсь организовать игру живо, весело. Основными методами знакомства с игрой были наглядные, словесные, игровые.

В средней группе вводится понятие «водящий». На роль водящего выбирается шустрый, смышлёный ребёнок, потому что, водящий - важная фигура в игре. Ведь от него зависит, насколько интересно и оживленно пройдет игра. Ловкий и сообразительный водящий, выбранный в начале игры, послужит хорошим примером для остальных ребят, которым придется выполнять эту роль через некоторое время.В этом возрасте дети могут запомнить от 4 до 6 хороводов

С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной игрой, старются подбирать такие игры, чтоб они развивали интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору (знакомили с пословицами, поговорками, приметами), а также с календарными играми. Это игры посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.

На Новый год, Колядки проводила следующие игры - «Бабка Ёжка», «Жмурки»; «Дедушка - рожок», «Слепой козел», «Звонарь»

Масленица: - «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки».

Пасха – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала».

ХОРОВОДНАЯ  ИГРА «КАРАВАЙ»

Как на …. Именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины,

Вот такой нижины,

Вот такой ужины,

Вот такой ширины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай.

Таким образом, народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.

Вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

• возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.

• место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

• количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым

обеспечиваем духовное здоровье наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России.

Развитие двигательной активности в ходе ознакомления с подвижными играми народов России....

Танцы и музыкально-хороводные игры народов Поволжья

В даной работе предложено описание танцев и музыкально-хороводных игр народов Поволжья, адаптированных для дошкольников: 1.     Русский народный девичий хороводный танец «Во п...

"Подвижные игры народов России" Русская народная игра

Подвижные игры народов РоссииРусская народная игра«Горелки»Ход игры: играющие встают парами друг за другом. Впереди стоит водящий- горелка. Все произносят слова:Гори, гори ясно,Чтобы не по...

Детские игры народов России (русская и дагестанская народные игры)

Детские игры народов России. Для первой игры предлагаю песенку в моём исполнении (есть в моих добавленных материалах)...

Подвижная игра «Змея» Проектная деятельность «Подвижные игры народов России»

Подвижная игра «Змея»Проектная деятельность«Подвижные игры народов России»...

Сценарий спортивного досуга "Дружим и играем" (игры народов России)

Сценарий спортивного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста...