Развитие мелкой моторики и координации движения рук, посредством пластилиновой живописи.
консультация

Кейль Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сада № 33»

Консультация для педагогов.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук, посредством пластилиновой живописи

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…". На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития ребенка и развития его речи.

Готовность ребенка  к обучению в школе значительно определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть затруднений, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения написания букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок, при письме наблюдается быстрая усталость рук. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.

Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Развитие мелкой моторки имеет место в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

  1. в связи с развитием познавательных способностей;
  2. в связи с развитием речи;
  3. развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Учеными выявлена связь между активными движениями пальцев ребенка и формирования его речевого аппарата. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно.

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, т. е. действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

        Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно предпочтение отдают рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисовать можно не только карандашами, фломастерами и красками, но и таким необычным материалом как пластилин.

Пластилинография – это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее обе руки), следовательно уровень умения зависит от владения собственными руками.

Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Она проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

С помощью пластилинографии активно развиваются движения пальцев рук, укрепляются мышцы рук, что способствует подготовке руки к письму в школе, осуществляется согласованность в работе глаза и руки, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Занятия с пластилином способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, так как последние получают определенную физическую нагрузку за счет использования приемов лепки: прищипывание, сплющивание, раскатывание, вдавливание, примазывание, прижатие, сглаживание, налепы, процарапывание.

В процессе манипуляций с пластилином идет естественный массаж биологических точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребенка.

Формируется общая умелость рук – движения пальцев становятся согласованнее, движения рук совершенствуются под контролем зрения   и кинестических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на все развитие ребенка в целом. В процессе лепки синхронно работают две руки, и соответственно координируется работа обоих полушарий головного мозга.

Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Пластилинография имеет широкий спектр возможностей для развития творчества детей.

Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:

  1. Смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
  2. Взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой.

Рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки, колпачки от фломастеров, стержни от шариковых ручек, пуговицы и др.) и природный (шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы) материалы.

Для инкрустации и украшения детских работ можно использовать разноцветные паетки в виде звездочек, бабочек, сердечек, кружочков, цветочков и др. Можно использовать разноцветные перышки, бисер, бусинки, фольгу, цветной картон разной фактуры, нитки, гель с блестками и др.

Разнообразие материалов будит фантазию детей, они с удовольствием украшают свои работы, стремятся проявить творчество, индивидуальность, активность и самостоятельность в выборе материала. Несмотря на то, что дети рисуют картину по образцу воспитателя, работы все – таки получаются разные, дети вносят новизну, проявляя свой творческий подход в изобразительной деятельности.

В  технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое другое.

Таким образом, главное значение пластилинографии состоит в том, что она способствует  развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.

Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу.

Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируется (этому способствует мышечная нагрузка на них).

Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.

При вдавливании мелких предметов, происходит развитие пинцетного хватания, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.

Для работы в технике пластилинография важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.

Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

 У ребенка активно развиваются творческие способности, воображение, фантазия, эстетический вкус, возможность самовыражения в изобразительной деятельности. Ребенок развивается как полноценная и гармоничная личность.

Использованная литература:

  1. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет// Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2005 г.
  2. Развитие мелкой моторики средствами декоративно – прикладного искусства // Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2001 г.
  3. Т. Н. Яковлева «Пластилиновая  живопись». Методическое пособие, Москва, 2010.
  4. И. Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук», М., «Олма - Пресс», 2001.
  5. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», М., «Эксмо», 2010.
  6. Обучение дошкольников технике рисования пластилином//Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" № 11, 2011.
  7. Г. Н. Давыдова. «Пластилинография для малышей». М., «Скрипторий», 2003.
  8. Г. Н. Давыдова. «Пластилинография. Детский дизайн - 2». М., «Скрипторий», 2008.

Составил:

воспитатель Кейль С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.

Обобщение имеющегося материала по играм и специальным  упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....

Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.

Обобщение имеющегося материала по играм и специальным  упражнениям для развития мелкой моторики и координации движений рук....

Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте

Совершенствовать движения рук, развивать психические процессы:   произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое   восприятие, память и речь детей.Формирова...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

«Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»

laquo;Развитие мелкой моторики и координации движений рук у дошкольников с отклонением в интеллектуальном развитии»...

Развитие мелкой моторики и координации движений рук как средство развития речи детей с речевой патологией

В данной статье рассмотрена специфика дидактических игр и их роль в развитии познавательных процессов детей всех возрастов. Изучены особенности становления личности детей с речевыми нарушениями,...