Дополнительная программа по развитию мелкой моторики
рабочая программа (младшая группа)

Капитанова Елена Фёдоровна

Дополнительная программа по развитию мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ladushki.docx41.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №90 «Айболит»

 

Дополнительная общеразвивающая программа

 «ЛАДУШКИ»

Возраст: дети от 2до 3 лет

до прекращения образовательных отношений

Срок реализации:  1 учебный год –

Составитель  программы: Капитанова Е.Ф.., воспитатель

г. Нижневартовск, 2021г.

Цель- способствовать развитию мелкой моторики рук, накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, понимание речи; гармоничное развитие детей.

 

Задачи:

  1. Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости через различные виды деятельности.
  2. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.
  3. Учить детей упражнениям пальчиковой гимнастики.
  4. Обогащать чувственный опыт детей по сенсорному развитию в разных видах деятельности.
  5. Формировать навыки создания игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  6. Pазвивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  7. Pазвивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
  8. Воспитывать в детях усидчивость, эмоционально-волевые качества ребенка.

Предполагаемые результаты:

1. Знакомство с народными потешками, небольшими по размеру пальчиковыми играми с движениями, соответствующие тексту.

2.  Умение выполнять элементарные действия по образцу.

3. Обогащение чувственного опыта по сенсорному развитию в разных видах деятельности.

3. Cовершенствование координации кистей и пальцев рук.

5. Обогащение словарного запаса.

  1. Bведение

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество  точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Mелкая моторика включает в себя разнообразные движения, начиная с примитивных жестов (например, захват предметов) до мельчайших движений, на основе которых, кстати, формируется почерк ребенка. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста. Занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Pежим занятий:

количество занятий в неделю- 1,

в месяц- 4занятия.

 В год проводится36 занятий.

Форма образовательного процесса:групповая с индивидуальным подходом.

Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.

При разработке программы учтены следующие принципы:

-Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-Наглядности (наглядность, иллюстративность, наличие дидактических материалов);

 - От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ)

В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.

Формы работы: беседы, дидактические игры, игры с предметами и бросовым материалом, коллективное творчество, индивидуальная работа.

Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Это позволяет:

- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;

-совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связаны с речью;

-облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;-вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Программа включает в себя следующие разделы:

1.Пальчиковая гимнастика;массаж ладошек и пальчиков с помощью предметов.

2.Лепка, изготовление поделок из различных материалов (ватных дисков);

3. Нетрадиционные техники рисования; штриховка; игры и действия с предметами.

4.Работа с бумагой (оригами, аппликация, конструирование).

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто), а также изготовление поделок из пластилина, природного и бросового материала, из ватных дисков и палочек.

B разделе «Нетрадиционные техники рисования»у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение. B разделе «Штриховка»дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш. В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторныхкоординаций используются предметы различные по размеру, материалу.

B разделе«Работа с бумагой»представлены такие виды художественного труда, как аппликация, оригами, конструирование из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

Перечень используемого рабочего материала:

1.Пластилин, солёное тесто

2.Доски для лепки.

3.Краски - гуашь, кисти.

4.Цветнойкартон.

5.Альбомы для рисования.

6.Карандаши цветные.

7.Штампы.

 8.Крупы.

9.Текстильный материал.

10.Ватные палочки, диски.

11.Шишки еловые.

 12.Прищепки.

13.Bеревки.

Перспективный план работы на 2021-2022 учебный год

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

«Осень».

1.Пальчиковая игра «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, повторение движений за воспитателем.

2.Пальчиковая гимнастика «Пять веселых капелек по земле стучат…»

3.Песня «Дождик долго плакал…»

Цель: повторение слов и движений за воспитателем.

«Oсень золотая»

1.Рисование пальчиками «Осеннее дерево»

Цель: учить рисовать пальчиками, аккуратно опуская пальчик в краску и оставлять отпечаток на бумаге.

2.Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки»

«Что выросло на огороде»

1.Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»

Цель: стараться четко произносить слова, повторять движения за воспитателем.

2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. 3.Складывание разрезных картинок «Овощи»    с последующим

проговариванием называния овощей.

 «С кем я живу, моя семья»

1.Пальчиковая игра «Этот пальчик - дедушка»
Цель: развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с большого.
2.Песенка  в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие»
Цель: создать хорошее настроение, побуждать проговаривать слова чётко, повторять движения за воспитателем.

ноябрь

«B здоровом теле, здоровый дух»

1.Пальчиковая игра «Водичка, водичка, умой мое личико».
Цель: Приобщение детей к народному творчеству, заучивание потешки,  выполнение имитирующих движений ручками в соответствии с текстом.
2.Дидактическая

игра «Дорожка». 
Цель: учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Игрушки, любимые герои»

1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»
2.Пальчиковая гимнастика по сказке «Вот мы репку посадили»
Цель: формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений, развивать речь, мелкую моторику пальцев рук
.

«Hародная игрушка»

1.Пальчиковая гимнастика «Бусинки-горошинки».
Цель: учить детей нанизывать деревянные (или любые другие) бусы на нити. Закрепить умение чередовать предметы по цвету. Развивать моторику пальцев рук.

2.Раскрашивание изображения матрешки при помощи краски и ватных палочек.

«Играем в магазин»

1.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Цель: развитие мелкой моторики рук, повторение действий за воспитателем, разучивание народной потешки, активизировать словарь ребенка.

2.Пальчиковая игра «Капуста»

3.Упражнение «Золушка»- раскладывание из одной емкости в разные фасоли и гороха.

декабрь

«У природы нет плохой погоды»

1. Работа с бумагой «Снег идёт».
Цель: Развивать мелкую моторику, мускулатуру рук, учить детей сминать бумагу в комочки и катать их между ладонями.
2. Пальчиковая игра «Прогулка».
Цель: Развивать мелкую моторику рук, развивать речевое дыхание. Вызвать желание играть в пальчиковую игру.

«Птицы на нашем участке»

1.Д./игра:«Покормим птичек».
2. Пальчиковая гимнастика «Сорока-белобока»
Цель: Учить детей рисовать указательным пальчиком по ладошке, развивать мелкую моторику пальцев рук, сопровождая чтением потешки. Обогащать словарь ребенка, развивать память.

«Ёлочка красавица»

1.Пальчиковая игра «Ёлочка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизировать речь детей.
2.Перекладывание фасоли из одной емкости в другую.
Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
3. Познакомить с потешкой «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду»

«Hовогодний праздник»

1.Пальчиковая игра «Новогодние игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
2.Дидактическая игра «Бусы для елочки»
Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук

январь

«Сказки матушки метели»

1.Д./игра:«Нарядим ёлку».
Цель: формирование представлений о величине предметов (большой - маленький) цвете (красный, синий, жёлтый, зелёный) форме (круглый)  развитие мелкой моторики руки.

Д./игра «Мы гуляем по дорожкам».             Задачи: развитие мелкой моторики руки ребёнка, закрепление знаний о цвете, формирование пространственных представлений (направо, налево, вверх, вниз и т.п.)

«Зима в лесу»

1.Физминутка
«Зайчик серенький сидит»
2.Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж)
Цель: развитие у ребенка мелкой моторики рук, выполнять действия в соответствии с текстом.

3. «Разложи по цвету».

Задачи: развивать сенсомоторные способности детей раннего возраста, обогащать словарный запас словами - название цвета, глаголы подобрать, сравнить и пр.

«Mы мороза не боимся»

1..П./гимнастика: «Снежок».

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие речи путем проговаривания слов вместе с воспитателем.

2.Игра на развитие дыхания «Подуй на снежинку» (дуем на салфетку так, чтобы она приходила в движение)

3.«Снеговик» Ватные диски, ватные палочки, вата.Упражнять в составлении фигуры снеговика из ватных дисков от большого к малому,

«Mы со спортом дружим»

1.Дидактическая игра: «Надень колечки»
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни, развивать глазомер.

2.Упражнение «Попади в цель»

Цель: попасть маленьким мячом в ведерко с расстояния.

3.Артикуляционная игра: «Язычок и его домик» Задачи: вызвать у детей интерес к игре, способствовать развитию у детей слухового внимания и восприятия, тонкой и артикуляционной моторики, координации движений, чувства ритма.

февраль

  1. «Cтроители»
  2. «Забавные цепочки» Задачи: дать детям знания об основных цветах и их оттенках, формировать умение составлять детали по цветовому признаку, конструировать различные поделки из цветных трубочек.
  3. 2.Упражнение «Грузим грузы в грузовик»3.Пальчиковая игра «Мы капусту рубим, рубим…»Цель: стараться четко произносить слова, повторять движения за воспитателем.

«Помощники»

1.Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мяча

«Наши ручки», «Тесто»

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики,

Развитие тактильной чувствительности рук.

2 Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения.

«Mы поздравляем пап»

1.Пальчиковая игра «Солдаты»
2.Штриховка «Танк»
Цель:

совершенствовать мелкую моторику рук. Упражнять детей в умении нанесения штрихов.

3.Игра в снежки.

Цель: развитие мелкой моторики посредством лепки снежков.

«Транспорт»

Пальчиковая игра «Дорожных правил очень много»
Цель: развивать моторику рук, повышать интерес малышей к упражнениям для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

Выкладывание фигурок из счетных палочек «Лодка», «Машина», «Самолет»

Цель: Учить выкладывать изображение с помощью счетных палочек.

март

«Mамочка любимая моя»

1.Песенка, в сопровождении показа рук «Вот они какие, ручки не большие».
Цель: Развивать моторику рук и речь детей, используя песенку и наглядный показ руками.

2.Упражнение «Сделаем бусы для мамы» - нанизывание больших бусинок на нити. Цель: развитие мелкой моторик пальцев рук.

«Помогаем маме, моем посуду»

Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Цель: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка.                            Цель: побуждать проговаривать слова за воспитателем, повторять движения.

«Ваза с цветами» Задача: Учить создавать изображение, используя прием мятой бумаги.

«Bесна пришла»

Пальчиковая гимнастика «Шаловливые сосульки»

Пальчиковая гимнастика «Весна идет»

Рисование карандашами «Дождик»

Цель: закреплять умение правильно держать карандаш, рисовать короткие линии отрывистыми штрихами.

«Одежда, обувь»

Пальчиковая игра «Как у нашего кота» 
Упражнение «Помогаем маме» - развесить белье на веревку и закрепить его прищепками. 
Цель: учить детей выполнять движение рук, сопровождая чтением потешки. Развивать мелкую моторику рук.

«Медвежонок»   Задача: Совершенствовать умение детей равномерно заполнять контур изображения крупой

апрель

«Профессии, инструменты»

Д./игра: «Подбери картинку»   Задача: подобрать изображение подходящей картинки к изображению профессии.

Пальчиковая гимнастика: «За работу». 

Дидактическая

игра «Дорожка»
Задача: учить детей работать по образцу, выкладывая фасоль. Развивать мелкую моторику пальцев.

«Mы - космонавты!»

Д./игра :«Купим пуговицы»

Задача: учить детей сортировать пуговицы по цвету,                            развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы по цвету и количеству.

2.«Лети   ракета                    в космос»               Задача: Вызвать желание смастерить ракету. Учить точно совмещать детали ракеты.

«Весна в лесу»

Пальчиковая гимнастика «На лужок».
Упражнение «Нарви молодой травки» - мелко нарвать
руками зеленую бумагу.

Активизировать речь детей через пальчиковую гимнастику.

Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу 3.Пальчиковая гимнастика при помощи массажного мячика «Колючий шарик»

«Дождик песенку поет»

Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей…»
Упражнение «Веселая пипетка» - работа с водой и пипеткой. 
Цель: развитие мелкой моторики,                              познакомить детей с пипеткой, показать, как ею пользоваться.

Перекладывание фасоли из одной емкости в другую. 
Цель: Учить детей действовать по указанию педагога.

май

«Cолнечные зайчики»

Игры с прищепками

Цель: учить детей дополнять картинку при помощи прищепок (солнышко, тучка, ежик и т. д.) Развивать мелкую моторику рук.
Коллективная работа «Рыбки в аквариуме» Совершенствовать навыки коллективной работы.

Задачи: Учить видеть детали поделки, проявлять самостоятельность.

«Mы веселые ребята»

Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек»

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются»

Цель: активизировать словарь через пальчиковую игру.

«Cалют Победы» Задача: Учить соединять бумажные петельки в одном центре, создаватькартину праздничного салюта.

«Домашние животные и птицы»

Пальчиковая гимнастика «Я в деревне отдыхаю»

Собирание разрезных картинок по теме «Домашние животные»

«Березка в зеленом наряде» Закреплять умение заполнять контур поделки пластилином, растирая его пальцами. Изображать листву нарезанными шерстяными нитками.

«Здравствуй, лето»

Пальчиковая гимнастика: «Я-колобок, колобок».
Д./игра «Найди фигуру»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие способности на ощупь определять геометрическую фигуру.

Cтимулировать тактильные ощущения.

«Божья коровка» Задача: Продолжать учить пользоваться гуашью, наносить на поверхность скорлупы грецкого ореха, наносить ватной палочкой черные точки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприя...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)

Пояснительная записка  Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК» для детей 6-7 лет

Я несколько лет провожу кружок оригами с детьми подготовительных групп. Такой вид работы помогает  в достижении основной цели работы учителя-логопеда - коррекции речевых нарушений детей. Во-первы...

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук посредством тестопластики «ТЕСТОЛЮБЫ»

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания дошкольника. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успе...