Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
статья

Рустамова Светлана Абумуслимовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vzaimod._ped_s_semey.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детского сада №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Статья

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

 

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.). В связи с этим воспитатели  ищут новые формы взаимодействия с родителями и участниками воспитательного процесса. Напоминают папам и мамам, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу, некоторые родители могут получить необходимую информацию через интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Воспитатель старается обогащать воспитательные умения родителей, поддерживает их уверенность в собственных возможностях, распространяет положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д.

Взаимодействие воспитателя с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение педагогической культуры родителей. Воспитатель старается быть инициатором установления сотрудничества, поскольку профессионально подготовлена к образовательной работе и конечно понимает, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Такое сотрудничество в интересах ребенка, и в этом необходимо убедить родителей, что для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. 

Так, в законе «Об образовании» указано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

В нашем учреждении мы ежегодно разрабатываем, а затем корректируем план совместной деятельности c родителями воспитанников. Мероприятия составляем таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам, потребностям родителей и возможностям педагогов.

Для целенаправленной работы с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия:

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы: коллективные – родительские собрания  групповые консультации, конференции. Индивидуальные – беседы, индивидуальные консультации, наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото.

Нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы мы направляем на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относим опрос, тесты, анкетирование и т.д. Из анкет воспитатель узнаёт особенности дошкольников, что ребенок любит,  его предпочтения.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между мной и родителями, родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональную комфортную обстановку в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник осени», «Спортивный праздник с родителями» и др. На этих мероприятиях некоторые родители являются не только  гостями, но и участниками,  дошкольного мероприятия.

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников. Например, «Творческие мастерские», выставки «Детско-родительского творчества» и др. Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Мы стараемся творчески подходить к их организациям и проведению.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная; информационно-просветительская. Наглядно-информационные формы позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Сюда относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относим: сайт детского сада, выпуск газеты для родителей, мессенджеры. Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что мое общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Мы активно предлагаем родителям поучаствовать в спортивных мероприятиях, праздниках ДОУ.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии.

Таким образом, взаимодействие воспитателя с родителями благотворно влияет на дальнейшее сотрудничество.

Показатели эффективности взаимодействия ДОУ и семьи:

1. Проявление интереса родителей к педагогическому процессу ДОУ. 

2. Повысилась активность родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятий и других видах деятельности ДОУ.

3. Увеличилось количество посещений родителями педагогических мероприятий просветительного характера.

4. Возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса.

5. Увеличилось количество вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.

6. Повысился авторитет ДОУ, возникли более доверительные отношения между воспитателями и родителями.

7. Родители стали проявлять солидарность и оптимизм.

Но мы не останавливаемся на достигнутом. Продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической...

статья «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

В статье затронута  актуальная тема  , т.к при правильном  взаимодействии ГБДОУ и родителей гораздо легче проходит воспитание детей....

Презентация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны зал...

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Основное условие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО являе...

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопред...

«Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях»

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагог...

Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях.

Данный материал является выступлением на семинаре.Он раскрывает основные аспекты взаимодействия  воспитателя и родителей....