Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Капустная вечерка"
методическая разработка (старшая группа)

Дмитриева Екатерина Валерьевна

"Капустная вечерка" - интегрированное занятие в рамках программы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: «Капустная вечерка».

Цель:  Познакомить детей с  традициями проведения русского обряда «Капустная вечерка».

Задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить детей с русским обычаем делать заготовку капусты.
  • Пополнить словарный запас детей.
  • Обогатить представления об овощной культуре –капусте.

2.Воспитательные

  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству, к национальным традициям.

 3. Развивающие:

  • Развивать общую и мелкую моторику детей.
  • Развивать музыкальность, творческие способности
  • Развивать координацию речи с движением.

Предварительная работа:

1. Разучить русские народные хороводы.

2. Отгадывать загадки, разучить пословицы.

Зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, половики, кадушки, кух.утварь,корзины, стол с разными сортами капусты. Воспитатель (Хозяюшка) в русском народном наряде.

Атрибуты и материалы: муляжи капусты, свежая капуста, морковь, клюква, яблоки, калоши (обувные коробки), зонтики, корзины, корзинка с муляжами яблочек и ягод, карточки с пословицами,

 

Фонограммы: «На горе-то калина», «Забавушка» -Где ты, заинька, вечор был?», «У себя, у соседа…», «Вейся капустка..», «Народная плясовая».

Ход занятия:

Хозяйка выходит и причитает: Ой, люди добрые! Дни-то летят,  а работы сколько! Капусту пора прибирать, да рубить. Люди-то слышь, рубят. Хоть бы мне кто подсобил.

В зал входят дети под песню «На горе-то калина»

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник. Без гостей праздник – не праздник. Ох, и много праздников раньше было на Руси. Самые веселые и щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму.

Просим в избу! Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Красному гостю – красное место ( предлагает сесть на лавки). Рассаживайтесь. Где потеснее, там веселее.

-Гостей-то, гостей, и нашенских, да из далече сколько привалило, видать молва о нас хороша идет. Пора и за дело приниматься, чего время-то тянуть. Ребятня-то наша, смотрю, мала, а день-то осенний короток. Посиделки-то у нас не простые, а капустные.

В старые времена на Руси был обычай заготавливать по осени капусту. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Молодежь собиралась вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту в корытах и квасили ее в бочках. Так они помогали друг другу.

Хозяюшка: Ой, как мне нужна помощь. Поможете мне с капустой? А я уж в долгу не останусь!

Эстафета: «Капустный забег»

Хозяюшка: Надобно в огород сходить, да капусту собрать.  А то, что огород мой не простой, а диковиной, вы не смущайтесь, правильно ставьте ножки и ладошки, проходите бороздку, берите кочан и несите в корзинку.

(Дети собирают по очереди в кадки кочаны, рассаживаются на скамейки)

Хозяюшка 2:-А чем полезна капуста? Кто знает?

Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым и малым, а также тем, у кого слабое здоровье. Прикладывали капуст. лист на больное место.

Хозяюшка:  Ай и разная капуста бывает. (белокочанная и краснокочанная, цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби).

А на столе узнаете  какая капуста? ( несколько видов)

Дети выбирают знакомый вид капусты, садятся с ним на скамейку.

Реч.игра «Я приготовлю из капусты…..?» 

(Отвечая, дети кладут капусту Хозяюшке в корзинку)

Хозяюшка: Но ведь чтобы что-то приготовить из капусты, её надо было порубить.

- Эй, ребятки, выходите, да капусту порубите.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

Выходят ребята к столу, имитируют рубку капусты.

Мы капусту рубим,рубим, Мы морковку трём,трём.

Мы капусту солим,солим. Мы капусту мнём,мнём

Да в кадушечку кладём. (2-3 раза с нарастанием темпа)

Хозяюшка 2: а в капустку, чтоб вкусней была, добавим ягодку - клюковку, яблочко румяное. (Дети садятся на одну скамейку, первый и последний-взрослый)

Ритмическое упражнение «У себя, у соседа…»

Хозяюшка: Кончил дело - гуляй смело. А кто знает пословицы про капусту? А поищем пословицы в самой капусте. (достает карточки с пословицами)

 «Ни один рот без капусты не живёт»

«Сентябрь пахнет яблоками, октябрь-капустой»

«Без капусты щи не густы!»

«Капуста любит воду да хорошую погоду»

Хозяюшка: Ай да молодцы! Как солёны огурцы!

Вот и кончилась работа.

Веселиться вам охота?

Какой же капустник без игры?

А что, ребята, много игр знаете?

А какую нам покажете?

Игра с капустой

«Ты катись-катись капуста, быстро-быстро по рукам!

У кого в руках капуста, тот сейчас станцует нам!        (3-5 раз)

Хозяюшка: Вижу я, что вы мастера плясать. Присаживайтесь на полати.

А загадки отгадывать умеете? Вот послушайте:

За правильную отгадку получите гостинец .

1. Растет она на грядке, Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки и крупной соли пол мешка. (капуста)

2. Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

Без счету одежек – И все без застежек. (кочан капусты).

3.Красный нос в землю врос,  зеленый хвост снаружи (Морковь)

4. Лоскуток на лоскуток – Зеленые заплатки,

Целый день–деньской она Нежится на грядке.(Капуста)

5. Она зреет на болотах, Собирай, кому охота.

И видны издалека Ягод красные бока.(клюква)

Остальных угощаю яблоками.

Хозяюшка: давайте нашим хороводом большой качан капусты закрутим!

Мы по кругу пойдем, да капусту завьем!

Такую, чтобы на весь детский сад хватило! Держитесь крепче за руки!

Под р. н. п. «ВЕЙСЯ КАПУСТКА" дети идут по кругу завивая «капусту»

Рефлексия:

Вот и подходит к концу наша вечерка. Поделитесь, гости, дорогие, Как ваше настроение? Что запомнилось? Что хотите повторить? Что стесняетесь спросить?

Хозяюшка: Пока вы пели да плясали, у меня и пироги капустные поспели.

-Как в народе говорится, не красна изба углами, а красна пирогами.

Прощание: ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ! ЖИВИТЕ, НЕ ТУЖИТЕ!

Все проходят в группу на чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада с использованием современных технологий, тема занятия: «Зимушка»

Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фонетического восприятия;Формирование...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Каша – матушка наша» (конспект совместной образовательной деятельности в старшей групп

в данном занятие интегрируются следующие области: развитие речи, социализация, познание, здоровье. Дается представление о крупах, какие каши можно из них готовить....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием икт технологий тема занятия: «Зимушка зима»

Нод для детей старшей группы·          расширение и конкретизация представлений о зиме и ее приметах;·...

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...