Статья "Предметно-развивающая среда, ориентированная на ребенка, в группах ДОУ".
статья

Никипелова Татьяна Александровна

СТАТЬЯ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prs_statya.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕБЁНКА, В ГРУППАХ ДОУ.

В последнее время стали говорить о важности развития творчества детей. Но, а на практике приоритет отдается совсем другим направлениям: подготовки ребёнка к школе. Наверное, педагоги еще не в полной мере осознали, что творчество – одно из главнейших качеств человека будущего. (Наталья Александровна Рыжова).

Мешает творчеству стремление взрослых к порядку, когда все в группе все разложено по полочкам, коробочкам и все закрыто. Недавно проводилось международное исследование, которое показало, что идеальный порядок совершенно не способствует творческой деятельности детей. Также мешает творчеству детей отсутствие в группе разнообразного бросового, природного материала в открытом доступе. В таких условиях ребёнок не сможет реализовать себя как личность.

Ольга Шиян – ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, после посещения десятков детских садов, так прокомментировала о современной «эстетической традиции» наших садиков:

«Красиво» - это когда:

- на стенах аккуратная печатная продукция ярких анилиновых цветов (календари, плакаты и пр.), а в целом – стены сияют чистотой и пустотой;

- детские работы с последнего рисования – поверх шкафчиков в раздевалке – (иногда похожие как близнецы и отличающиеся только степенью аккуратности);

- лестницы и холлы (а в новых садиках – это огромные пространства) увешаны или призывами «Дети имеют право на достойную жизнь!», или фотографиями, которые может разглядеть разве что взрослый».

Конечно, ситуация начинает меняться, появились уже выставки, на натянутых лесках, на кабинках, шкафчиках, рисунков становится больше и разнообразнее, но хотелось бы, чтобы процесс шел быстрее… Поэтому предлагаем следующие критерии, к которым нам нужно стремиться: во-первых, это возможность демонстрировать результат детского творчества.  Дошкольнику, у которого только-только формируется образ своего «я», самооценка, принципиально ценно быть окруженным своими произведениями. Причем важно, чтобы педагог не отбирал «несколько наиболее удачных работ для выставки», а вывешивал все работы, чтобы маленький человек понимал, что он – автор. В группах так редко можно увидеть постройки из коробок, сделанные самими детьми, или гараж, парковка, база – построенные из разного вида конструктора. То, что дети делают сами (пусть не так аккуратно и безупречно) несет след их личности и их труда. И сообщает ребенку: «То, что ты делаешь – ценно, важно, интересно нам!».

Во-вторых, предоставлять детям самостоятельность. Да, детям очень трудно «красиво» заправить кроватки – покрывало может свешиваться, пододеяльник вылезать из-под покрывала и т.п. Зачастую педагоги тратят свое драгоценное время, перестилая детские кроватки, вместо того, чтобы показать, как нужно заправлять кроватки, а дети уже сами найдут творческий подход.

В-третьих, зонирование пространства: предоставлять возможность детям самим зонировать пространство. Самостоятельно находить те места, в которых ребенку комфортно, где он хотел бы поиграть. И использовать столько пространства группы, сколько нужно ребёнку.

В-четвёртых, доступность игр: предоставлять детям развивающие игры на уровне, доступном для дошкольников.

В-пятых, наполняемость группы игрушками, атрибутами, созданными руками самих детей.

Организация развивающей среды в группах ДОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его творческих интересов и способностей.

Педагогам необходимо моделировать ее таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать.

 Такая среда способствует развитию у ребенка способности организовать свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата, осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, экспериментирования, а не получать готовые знания от педагогов.

То есть именно такая среда стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, способности овладевать разными видами деятельности. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Организация и расположение центров и зон должно быть рационально, логично и удобно для детей. Именно мнения самих детей должно играть важную роль при организации предметно-пространственной среды нашей группы. Некоторые уголки предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному, способствуют развитию способности к самостоятельности.

Для того чтобы предметная среда не утомляла, была по-домашнему уютной, удобной и интересной, многое должно создаваться руками педагогов, детей, родителей – никто не должен оставаться равнодушным.

Одна из эффективных форм совместной деятельности с детьми – развивающие игры, сделанными своими руками, ориентируясь на интересы детей, их возрастные возможности. Эти игры используются для проведения непосредственно образовательной деятельности, досугов, индивидуальной деятельности с детьми Полезная информация лучше усваивается детьми, когда применяются такие игры.

       В группах ДОУ все центры должны быть востребованы. Дети всегда заняты тем, что для них важно, интересно, что соответствует их желанию и возможностям. Поэтому насыщение окружающего пространства изменяется в соответствии с развитием потребностей и интересов детей. То есть предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Но сколько бы ни обсуждалась важность создания развивающей предметной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её.

Ребенок не просто общается в такой среде, он чувствует себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, становится творцом своего окружения.

Литература:

  1. Шиян О.А. Новые представления о качестве Дошкольного образования и механизмы его поддержки. – М., 2017г.
  2. Шишова Е.О. Взаимосвязь качества образовательной среды и субъектно-личностных характеристик дошкольника. – М, 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.С. Виноградова, Л.А. Карунова, Н. В. Мальцева, Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова ЮГОРСКИЙ ТРАМПЛИН: ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА РЕБЕНКА

Образовательная программа «Югорский трамплин», представленная в данном из- дании, – это программа развития ребенка дошкольного возраста в группе детско- го сада. Программа основана на российской верси...

Отчет о работе средней «А» группы в рамках пилотной площадки по апробации программы дошкольного образования ориентированной на ребенка «Югорский трамплин»

Период отчета: с «11» по «15» апреля     2016г.Тема :«День космонавтики, Звездолёты»:Задачи:Образовательная область«Социально-коммуникатив...

Создание развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на индивидуальность и творчество каждого ребенка в ДОУ

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пр...

План по самообразованию "Лего- конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка"

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Л...

Статья "Проектирование образовательной среды, ориентированной на поддержку детских инициатив, способствующих раскрытию индивидуального потенциала дошкольника в соответствии с ФОП ДО"

Статья посвящена проблеме организации образовательной среды в ДОО в соответствии с вступившей в силу ФОП ДО и созданию условий, необходимых для развития познавательно-интеллектуальной активности ...