Дидактическое пособие "Осенние листья"
методическая разработка
Методическая разработка
по использованию дидактического пособия «Осенние листья».
Целевая аудитория.
Дидактическое игровое пособие предполагает использование детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Назначение дидактического игрового пособия.
Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по лексическим темам, а также в создании условий для знакомства и закрепления знаний ребенка о деревьях родного края.
Данное игровое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Цель: знакомство с листьями как природными объектами, их расцветкой, формой, величиной, видовой принадлежностью.
Задачи:
- закрепление представлений о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы;
- группированию объектов по внешним признакам;
- формирование навыка анализировать, сопоставлять, различать;
- развитие зрительного восприятия, речевых навыков, умения логически мыслить;
- обогащение словарного запаса по теме «Деревья»;
- улучшение памяти, концентрации внимания, моторики пальцев рук;
- закрепление знаний об основных цветах и величинах, их названиях;
- развитие воображения;
- обучение умению слушать, правильно выполнять задание, продуктивно работать в группе;
- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Пособие изготовлено из детского зонтика с наклеенными на него листьями от разных деревьев растущих на участках нашего детского сада.
Игровое пособие стимулирует познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей.
Дидактическая игра «Чей листочек»
Дидактическая задача:
Закрепить названия деревьев: береза, клен, дуб, рябина. Развивать наблюдательность, тонкую моторику рук, координацию движений. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Правило игры: карточку с изображением дерева приложить к соответствующему листу.
Оборудование: 8 карточек с изображением деревьев березы, клена, дуба, рябины.
Ход игры:
Играют по 2-4 ребенка. Дети по одному берут карточку с изображением дерева, называют дерево, прикладывают к соответствующему листочку.
В процессе игры рассказывают про дерево, описывают листья.
Береза. На земном шаре насчитывается более 120 видов березы. В России наиболее распространены береза повислая и береза пушистая. Растет береза очень быстро, размножается и семенами и порослью от пня. Береза живет 100-120 лет. Листья на длинных черешках. У березы повислой листья ромбически-яйцевидные, с многочисленными смолистыми железками, с острым кончиком. У березы пушистой листья яйцевидные, заостренные. Цветет береза в апреле –мае. Семена березы – мелкие крылатые орешки –созревают в августе –сентябре. Небольшой вес и особые приспособления позволяют им перелетать с помощью ветра на далекие расстояния. Кора дерева тонкая, светлая. Верхний слой коры березы называют берестой.
Дуб. Во всем мире насчитывается около 500 видов. Обычный возраст дубов 150-200 лет. Дуб растет очень медленно. В природных условиях дуб распространяется желудями и порослью от пня. У дуба мощная, раскидистая крона. Листья кожистые, темно-зеленые, лопастные, удлиненно-обратнояйцевидные, с ушками при основании с 6-7 тупыми длинными лопастями. Их ширина достигает 7 см, длина- 15. Цветки у дуба мелкие, невзрачные, едва заметные. Дуб начинает плодоносить в 30-40 лет. Желуди созревают и опадают в сентябре. Кора дерева темно-серая, с многочисленными продольными трещинами.
Клен. Красивое декоративное дерево, достигающее 25-30 м в высоту и 1 м в диаметре. Листья клена широкие, округлые, пяти-семилопастные, округло-угловатой формы, с длинными черешками. Кора темно-серая, почти черная, трещиноватая.
Рябина. Насчитывается более 80 видов. Деревья имеют раскидистую крону. Сложные непарноперистые листья состоят из 11-15 продолговатых листочков и могут достигать в длину 20 см. Цветки у рябины желтовато-белые, собраны в щитки. Дерево начинает плодоносить на 6-10 году жизни.
Дидактическая игра «Найди, чья тень»
Для детей младшего дошкольного возраста.
Цели:
Учить зрительно анализировать силуэты и находить заданные силуэты
Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.
Ход игры:
1 вариант:
Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся на зонтике, нужный силуэт.
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
Варианты игры.
1.Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек (Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»).
2.Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)
3. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, , у берёзы есть серёжки и т. д. )
4. Составить рассказ о берёзе и дубе, тополе, опираясь на картинки деревьев.
Дидактической игры «Посади бабочку на нужный лесток»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о деревьях и их листьях.
Оборудование: зонт с листьями бабочка с магнитом.
Правила и ход игры: помочь бабочкам сесть на свой листок.
Загадки.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
* * *
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
* * *
Платье потерялось —
Пуговки остались. (Рябина)
* * *
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
* * *
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
* * *
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это —
Мы от этого чихаем. (Тополь)
Результат: сформировались у детей представления о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы, любовь и бережное отношение к природе, эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по использованию дидактического пособия «Осенние листья».
Целевая аудитория.
Дидактическое игровое пособие предполагает использование детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Назначение дидактического игрового пособия.
Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по лексическим темам, а также в создании условий для знакомства и закрепления знаний ребенка о деревьях родного края.
Данное игровое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Цель: знакомство с листьями как природными объектами, их расцветкой, формой, величиной, видовой принадлежностью.
Задачи:
- закрепление представлений о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы;
- группированию объектов по внешним признакам;
- формирование навыка анализировать, сопоставлять, различать;
- развитие зрительного восприятия, речевых навыков, умения логически мыслить;
- обогащение словарного запаса по теме «Деревья»;
- улучшение памяти, концентрации внимания, моторики пальцев рук;
- закрепление знаний об основных цветах и величинах, их названиях;
- развитие воображения;
- обучение умению слушать, правильно выполнять задание, продуктивно работать в группе;
- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Пособие изготовлено из детского зонтика с наклеенными на него листьями от разных деревьев растущих на участках нашего детского сада.
Игровое пособие стимулирует познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей.
Дидактическая игра «Чей листочек»
Дидактическая задача:
Закрепить названия деревьев: береза, клен, дуб, рябина. Развивать наблюдательность, тонкую моторику рук, координацию движений. Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Правило игры: карточку с изображением дерева приложить к соответствующему листу.
Оборудование: 8 карточек с изображением деревьев березы, клена, дуба, рябины.
Ход игры:
Играют по 2-4 ребенка. Дети по одному берут карточку с изображением дерева, называют дерево, прикладывают к соответствующему листочку.
В процессе игры рассказывают про дерево, описывают листья.
Береза. На земном шаре насчитывается более 120 видов березы. В России наиболее распространены береза повислая и береза пушистая. Растет береза очень быстро, размножается и семенами и порослью от пня. Береза живет 100-120 лет. Листья на длинных черешках. У березы повислой листья ромбически-яйцевидные, с многочисленными смолистыми железками, с острым кончиком. У березы пушистой листья яйцевидные, заостренные. Цветет береза в апреле –мае. Семена березы – мелкие крылатые орешки –созревают в августе –сентябре. Небольшой вес и особые приспособления позволяют им перелетать с помощью ветра на далекие расстояния. Кора дерева тонкая, светлая. Верхний слой коры березы называют берестой.
Дуб. Во всем мире насчитывается около 500 видов. Обычный возраст дубов 150-200 лет. Дуб растет очень медленно. В природных условиях дуб распространяется желудями и порослью от пня. У дуба мощная, раскидистая крона. Листья кожистые, темно-зеленые, лопастные, удлиненно-обратнояйцевидные, с ушками при основании с 6-7 тупыми длинными лопастями. Их ширина достигает 7 см, длина- 15. Цветки у дуба мелкие, невзрачные, едва заметные. Дуб начинает плодоносить в 30-40 лет. Желуди созревают и опадают в сентябре. Кора дерева темно-серая, с многочисленными продольными трещинами.
Клен. Красивое декоративное дерево, достигающее 25-30 м в высоту и 1 м в диаметре. Листья клена широкие, округлые, пяти-семилопастные, округло-угловатой формы, с длинными черешками. Кора темно-серая, почти черная, трещиноватая.
Рябина. Насчитывается более 80 видов. Деревья имеют раскидистую крону. Сложные непарноперистые листья состоят из 11-15 продолговатых листочков и могут достигать в длину 20 см. Цветки у рябины желтовато-белые, собраны в щитки. Дерево начинает плодоносить на 6-10 году жизни.
Дидактическая игра «Найди, чья тень»
Для детей младшего дошкольного возраста.
Цели:
Учить зрительно анализировать силуэты и находить заданные силуэты
Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.
Ход игры:
1 вариант:
Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся на зонтике, нужный силуэт.
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
Варианты игры.
1.Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек (Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»).
2.Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)
3. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, , у берёзы есть серёжки и т. д. )
4. Составить рассказ о берёзе и дубе, тополе, опираясь на картинки деревьев.
Дидактической игры «Посади бабочку на нужный лесток»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о деревьях и их листьях.
Оборудование: зонт с листьями бабочка с магнитом.
Правила и ход игры: помочь бабочкам сесть на свой листок.
Загадки.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
* * *
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
* * *
Платье потерялось —
Пуговки остались. (Рябина)
* * *
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
* * *
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
* * *
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это —
Мы от этого чихаем. (Тополь)
Результат: сформировались у детей представления о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы, любовь и бережное отношение к природе, эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "С какого дерева листья"
Дидактическая игра...
Дидактическая игра по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста "Осенние листья"
Знакомить детей с признаками осени. Учить подбирать два одинаковых листочка, называть их цвет Закреплять знания о деревьях (дуб, береза, клен). Развивать внимание, речь, мелкую моторику. Воспитывать л...
Методическая разработка на тему: «Создание системы дидактических игр для развития внимания, памяти и способности ориентироваться на плоскости листа у детей дошкольного возраста»
Представлены материалы по разработке и созданию системы дидактических игр для детей дошкольного возраста, направленных на развитие внимания, памяти и способности ориентироваться на плоскости листа....
Дидактическая игра по развитию речи "Где летит осенний лист?"
Дидактическая игра «Где летит осенний лист?»Цель: Развивать умение составлять предложения, правильно называя имена существительные в дательном падеже, в единственном числе, согласовывая сущ...
Дидактические игры на закрепление цвета для детей 2-3 лет «Осенние листья»
Данная серия игр рассчитана на детей 2-3 лет 1 младшей группы детского сада. Игры помогут закрепить названия цветов. Кроме того сами листья можно использовать в качестве трафаретов на рисовании....

Презентация к занятию "Дидактические игры с осенними листьями для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Целью презентации является создание картотеки дидактических игр, выполнение которых позволяет, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач....
