Дидактическое пособие "Осенние листья"
методическая разработка

Методическая разработка

по использованию дидактического пособия «Осенние листья».

Целевая аудитория.

 Дидактическое игровое пособие предполагает использование детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Назначение дидактического игрового пособия.

Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по лексическим темам, а также в создании условий для знакомства и закрепления знаний ребенка о деревьях родного края.

Данное игровое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Цель: знакомство с листьями как природными объектами, их расцветкой, формой, величиной, видовой принадлежностью.

Задачи:

  • закрепление представлений о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы;
  • группированию объектов по внешним признакам;
  • формирование навыка анализировать, сопоставлять, различать;
  • развитие зрительного восприятия, речевых навыков, умения логически мыслить;
  • обогащение словарного запаса по теме «Деревья»;
  • улучшение памяти, концентрации внимания, моторики пальцев рук;
  • закрепление знаний об основных цветах и величинах, их названиях;
  • развитие воображения;
  • обучение умению слушать, правильно выполнять задание, продуктивно работать в группе;
  • воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

 

Пособие изготовлено из детского зонтика с наклеенными на  него листьями от разных деревьев растущих на участках нашего детского сада.

Игровое пособие стимулирует познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей.

 

 

 

 

Дидактическая игра «Чей листочек»

Дидактическая задача:

  Закрепить названия деревьев: береза, клен, дуб, рябина. Развивать наблюдательность, тонкую моторику рук, координацию движений. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Правило игры: карточку с изображением дерева приложить  к  соответствующему листу.

Оборудование: 8 карточек с изображением деревьев березы, клена, дуба, рябины.

 

Ход игры:

Играют  по 2-4 ребенка. Дети по одному берут  карточку с изображением дерева, называют дерево, прикладывают  к соответствующему листочку.

В процессе игры рассказывают про дерево, описывают листья.

  Береза.  На земном шаре насчитывается более 120 видов березы.  В России наиболее распространены береза повислая и береза пушистая. Растет береза  очень быстро, размножается и семенами и порослью от пня. Береза живет 100-120 лет. Листья  на длинных черешках. У березы повислой листья ромбически-яйцевидные, с многочисленными смолистыми железками, с острым кончиком. У березы пушистой листья яйцевидные, заостренные. Цветет береза в апреле –мае. Семена березы – мелкие крылатые орешки –созревают в августе –сентябре. Небольшой вес и особые приспособления позволяют им перелетать с помощью ветра на далекие расстояния. Кора дерева тонкая, светлая. Верхний слой коры березы называют берестой.

   Дуб. Во всем мире насчитывается около 500 видов. Обычный возраст дубов 150-200 лет. Дуб растет очень медленно. В природных условиях дуб распространяется желудями и порослью от пня. У дуба мощная, раскидистая крона. Листья кожистые, темно-зеленые, лопастные, удлиненно-обратнояйцевидные, с ушками при основании с 6-7 тупыми длинными лопастями. Их ширина достигает 7 см, длина- 15. Цветки у дуба мелкие, невзрачные, едва заметные. Дуб начинает плодоносить в 30-40 лет. Желуди созревают и опадают в сентябре. Кора дерева темно-серая, с многочисленными продольными трещинами.

   Клен. Красивое декоративное дерево, достигающее 25-30 м в высоту и 1 м в диаметре. Листья клена широкие, округлые, пяти-семилопастные, округло-угловатой формы, с длинными черешками. Кора темно-серая, почти черная, трещиноватая.

   Рябина. Насчитывается более 80 видов.  Деревья имеют раскидистую крону. Сложные непарноперистые листья состоят из 11-15 продолговатых листочков и могут достигать в длину 20 см. Цветки у рябины желтовато-белые, собраны в щитки. Дерево начинает плодоносить на 6-10 году жизни.

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Найди, чья тень»

Для детей младшего дошкольного возраста.

Цели:

Учить зрительно анализировать силуэты и находить заданные силуэты

Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.

Ход игры:

1 вариант:

Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся на зонтике, нужный силуэт.

 

 

 

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

 

 Цель:  формировать  представления  детей о различных  видах  деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

 

Варианты игры.

1.Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек (Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»).

2.Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)

3. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, , у берёзы есть серёжки и т. д. )

4. Составить рассказ о берёзе и дубе, тополе, опираясь на картинки деревьев.

 

Дидактической игры «Посади бабочку на нужный лесток»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о деревьях и их листьях.

Оборудование: зонт с листьями бабочка с магнитом.

Правила и ход игры: помочь бабочкам сесть на свой листок.

 

Загадки.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

 

 

       * * *

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

 

     * * *

Платье потерялось —

Пуговки остались. (Рябина)

 

     * * *

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

 

     * * *

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

 

       * * *

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это —

Мы от этого чихаем. (Тополь)

 

Результат: сформировались у детей представления о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы, любовь и бережное отношение к природе, эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_ispolzovaniyu.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по использованию дидактического пособия «Осенние листья».

Целевая аудитория.

 Дидактическое игровое пособие предполагает использование детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Назначение дидактического игрового пособия.

Ценность состоит в возможности применения педагогом данного игрового пособия в процессе организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста по лексическим темам, а также в создании условий для знакомства и закрепления знаний ребенка о деревьях родного края.

Данное игровое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.

Цель: знакомство с листьями как природными объектами, их расцветкой, формой, величиной, видовой принадлежностью.

Задачи:

  • закрепление представлений о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы;
  • группированию объектов по внешним признакам;
  • формирование навыка анализировать, сопоставлять, различать;
  • развитие зрительного восприятия, речевых навыков, умения логически мыслить;
  • обогащение словарного запаса по теме «Деревья»;
  • улучшение памяти, концентрации внимания, моторики пальцев рук;
  • закрепление знаний об основных цветах и величинах, их названиях;
  • развитие воображения;
  • обучение умению слушать, правильно выполнять задание, продуктивно работать в группе;
  • воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе; воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Пособие изготовлено из детского зонтика с наклеенными на  него листьями от разных деревьев растущих на участках нашего детского сада.

Игровое пособие стимулирует познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, двигательную деятельность детей.

Дидактическая игра «Чей листочек»

Дидактическая задача:

  Закрепить названия деревьев: береза, клен, дуб, рябина. Развивать наблюдательность, тонкую моторику рук, координацию движений. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Правило игры: карточку с изображением дерева приложить  к  соответствующему листу.

Оборудование: 8 карточек с изображением деревьев березы, клена, дуба, рябины.

Ход игры:

Играют  по 2-4 ребенка. Дети по одному берут  карточку с изображением дерева, называют дерево, прикладывают  к соответствующему листочку.

В процессе игры рассказывают про дерево, описывают листья.

  Береза.  На земном шаре насчитывается более 120 видов березы.  В России наиболее распространены береза повислая и береза пушистая. Растет береза  очень быстро, размножается и семенами и порослью от пня. Береза живет 100-120 лет. Листья  на длинных черешках. У березы повислой листья ромбически-яйцевидные, с многочисленными смолистыми железками, с острым кончиком. У березы пушистой листья яйцевидные, заостренные. Цветет береза в апреле –мае. Семена березы – мелкие крылатые орешки –созревают в августе –сентябре. Небольшой вес и особые приспособления позволяют им перелетать с помощью ветра на далекие расстояния. Кора дерева тонкая, светлая. Верхний слой коры березы называют берестой.

   Дуб. Во всем мире насчитывается около 500 видов. Обычный возраст дубов 150-200 лет. Дуб растет очень медленно. В природных условиях дуб распространяется желудями и порослью от пня. У дуба мощная, раскидистая крона. Листья кожистые, темно-зеленые, лопастные, удлиненно-обратнояйцевидные, с ушками при основании с 6-7 тупыми длинными лопастями. Их ширина достигает 7 см, длина- 15. Цветки у дуба мелкие, невзрачные, едва заметные. Дуб начинает плодоносить в 30-40 лет. Желуди созревают и опадают в сентябре. Кора дерева темно-серая, с многочисленными продольными трещинами.

   Клен. Красивое декоративное дерево, достигающее 25-30 м в высоту и 1 м в диаметре. Листья клена широкие, округлые, пяти-семилопастные, округло-угловатой формы, с длинными черешками. Кора темно-серая, почти черная, трещиноватая.

   Рябина. Насчитывается более 80 видов.  Деревья имеют раскидистую крону. Сложные непарноперистые листья состоят из 11-15 продолговатых листочков и могут достигать в длину 20 см. Цветки у рябины желтовато-белые, собраны в щитки. Дерево начинает плодоносить на 6-10 году жизни.

 

Дидактическая игра «Найди, чья тень»

Для детей младшего дошкольного возраста.

Цели:

Учить зрительно анализировать силуэты и находить заданные силуэты

Развитие зрительного восприятия детей, внимания, логического мышления, памяти, наблюдательности и усидчивости.

Ход игры:

1 вариант:

Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем ведущий показывает одну из карточек с изображением и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся на зонтике, нужный силуэт.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

 Цель:  формировать  представления  детей о различных  видах  деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

Варианты игры.

1.Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек (Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»).

2.Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)

3. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, , у берёзы есть серёжки и т. д. )

4. Составить рассказ о берёзе и дубе, тополе, опираясь на картинки деревьев.

Дидактической игры «Посади бабочку на нужный лесток»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о деревьях и их листьях.

Оборудование: зонт с листьями бабочка с магнитом.

Правила и ход игры: помочь бабочкам сесть на свой листок.

Загадки.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

       * * *

Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы. (Рябина)

     * * *

Платье потерялось —

Пуговки остались. (Рябина)

     * * *

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

     * * *

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

       * * *

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это —

Мы от этого чихаем. (Тополь)

Результат: сформировались у детей представления о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы, любовь и бережное отношение к природе, эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста "Осенние листья"

Знакомить детей с признаками осени. Учить подбирать два одинаковых листочка, называть их цвет Закреплять знания о деревьях (дуб, береза, клен). Развивать внимание, речь, мелкую моторику. Воспитывать л...

Методическая разработка на тему: «Создание системы дидактических игр для развития внимания, памяти и способности ориентироваться на плоскости листа у детей дошкольного возраста»

Представлены материалы по разработке и созданию системы дидактических игр для детей дошкольного возраста, направленных на развитие внимания, памяти и способности ориентироваться на плоскости листа....

Дидактическая игра по развитию речи "Где летит осенний лист?"

Дидактическая игра  «Где летит осенний лист?»Цель: Развивать умение составлять предложения, правильно называя имена существительные в дательном падеже, в единственном числе, согласовывая сущ...

Дидактические игры на закрепление цвета для детей 2-3 лет «Осенние листья»

Данная серия игр рассчитана на детей 2-3 лет 1 младшей группы детского сада. Игры помогут закрепить названия цветов.  Кроме того сами листья можно использовать в качестве трафаретов на рисовании....

Презентация к занятию "Дидактические игры с осенними листьями для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"

Целью  презентации является создание картотеки дидактических игр, выполнение которых позволяет, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач....