Нормативно-правовые аспекты внедрения робототехники в дошкольных образовательных организациях
консультация

Михайлова Татьяна Викторовна

Такое направления как конструирование давно и прочно вошло в деятельность дошкольных образовательных организаций, робототехника же (конструирование роботов, их программирование и тестирование) еще только начинает появляться в детских садах. Однако основа для ее внедрения уже создана...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon normativno-pravovye_aspekty_vnedreniya_robototehniki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовые аспекты внедрения робототехники в дошкольных образовательных организациях

Деятельность по разработке робототехнических устройств предполагает такие виды деятельности как: конструирование, программирование, тестирование и презентация.

Такое направления как конструирование давно и прочно вошло в деятельность дошкольных образовательных организаций, робототехника же (конструирование роботов, их программирование и тестирование) еще только начинает появляться в детских садах. Однако основа для ее внедрения уже создана.

Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок формирования универсальных учебных действий.

Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача дошкольного образования к тому, чтобы создать условия и образовательную среду, позволяющие ребёнку раскрыть собственный потенциал, который позволит ему свободно действовать, познавать образовательную среду, а через неё и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную среду, способную сориентировать ребёнка к познанию.

Основными формами деятельности станут: образовательная, индивидуальная, самостоятельная, проектная, досуговая, коррекционная, которые направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс должны прийти дети, которые хотят и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты определенные психологические предпосылки овладения учебной деятельностью:

-познавательная и учебная мотивация;

- мотив соподчинения поведения и деятельности;

- умения работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения;

- умение создавать и обобщать, (обычно возникающее не ранее, чем к концу старшего дошкольного возраста) продукт деятельности.

 

Все эти аспекты могут успешно формироваться в рамках изучения основ конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации. Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Внедрение Лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня.

В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве.

Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки.

Одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше. Лего-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка.

Кроме того, Лего-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопросов воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач, являющихся прочным фундаментом содержания образования на всем периоде обучения, начиная от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на универсальные учебные действия (УУД), которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно используются для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Основная цель внедрения лего-конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации - создание комплекса условий для развития технического творчества и формирования научно – технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования лего-конструкторов и образовательной робототехники.

При внедрении лего-конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации необходимо пройти ряд этапов:

1. Создание условий для внедрения лего-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО

2. Разработка системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники и лего-конструирования.

3. Апробация разработанной системы педагогической работы, направленной на развитие конструктивной деятельности и технического творчества детей 4-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством использования образовательной робототехники и лего-конструирования.

Для более эффективной организации процесса обучения легоконструированию и робототехнике желательно выделить в здании ДОО отдельный кабинет.

1. Кабинет – это помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этих занятий оборудованием.

2. При переходе из дошкольного учреждения в начальную школу происходит изменение в формулировке «группа» на «класс», «кабинет». Ребенок должен подсознательно и психологически быть готов к изменению терминов и пространственного окружения. Поэтому, исследуя проблему сложной адаптации детей, которые вчера покинули стены детского сада, а сегодня переступили порог школы – рекомендуется создать учебный кабинет, где образовательный процесс происходит через игру.

3. Оборудование, которым будет оснащен кабинет, достаточно дорогостоящее, и должно находиться под наблюдением администрации дошкольного образовательного учреждения.

4. Кабинет должен соответствовать нормам и требованиям СанПиН.

 5. Занятия должны проводиться по графику, утвержденному заведующим дошкольного образовательного учреждения.

6. Занятие предполагает одновременное присутствие 10-15 воспитанников, для более качественной их подготовки к школе.

7. Занятия проводят обученные специалисты (педагоги), прошедшие переподготовку через обучающие семинары, курсы повышения квалификации по данному направлению.

8. Педагоги разрабатывают рабочие программы и комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, обеспечивающие интегрированный подход к организации образовательного процесса по конструированию воспитанников на весь период учебного года.

9. В течение учебного года проводится диагностика (мониторинг) детей, прошедших обучение в данном кабинете, которая выявляет и определяет их уровень готовности к школе.

10. Педагог тесно сотрудничает с родителями, разрабатывает цикл консультации по робототехнике и лего-конструированию, оформляет стенд с планируемыми мероприятиями и фотографиями лучших работ детей, проводит родительские собрания, привлекает родителей к совместной деятельности через мероприятия (совместные проекты, конкурсы, фестивали, выставки и т.д.).

11. Педагог-психолог, учитель-логопед планируют коррекционную работу с будущими первоклассниками и их родителями направленную на коррекционную, социально-психологическую помощь и поддержку воспитанников и родителей к школе, используя лего-конструирование.

12. Тесное взаимодействие (интеграция) педагогов дошкольного образовательного учреждения с педагогами начального звена школы по данной проблеме через открытые занятия, мастер-классы, методические объединения и т.д.

Кроме оборудования кабинета важным условием успешной реализации проекта внедрения лего-конструирования и робототехники в ДОО является подготовка педагогических кадров. Очень важно организовать повышение квалификации педагогов, мотивировать сотрудников на использование новых технологий в работе с детьми.

В детском саду должны быть разработаны программы и перспективное планирование по робототехнике и лего-конструированию, продумано и организовано взаимодействие между педагогами дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, родителями, воспитанниками в рамках данного проекта. В рамках данного направления деятельности нужно предусмотреть соревнования, экскурсионные мероприятия, конкурсы, фестивали, выставки и др. среди учеников начальной школы и воспитанников средней, старшей и подготовительной групп. Реализация процесса «присоединения» детского сада к школе основана на преемственности дошкольного и начального ступеней образования, которая помогает:

- реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования;

- придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер;

- создать методическую «копилку» для повышения качества образовательных услуг, а также обмен опытом между педагогами и рост их квалификации.

За этой технологией - большое будущее. Робототехника показала высокую эффективность в воспитательном процессе, она успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации"

Методическая разработка «Лего-конструирование и образовательная робототехника в дошкольной образовательной организации» дополняет, развивает, вносит новые элементы в организацию психолого-педагогическ...

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.Цель работы состоит в развитие п...

Статья в педагогический журнал на тему "МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОСНОВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ"

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей. Цель работы состоит в развитие ...

Мастер-класс «Робототехника в дошкольной образовательной организации»

Слайд 2С 2018 учебного года наш детский сад работает в режиме базовой инновационной площадки «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством STEM-образования» и реализовывает проект &l...

STEM-образование и робототехника в дошкольной образовательной организации.

в статье рассматриваются вопросы развития и обеспечения качественного образования, выполнение ФГОС ДО и социального заказа родителей посредством технологии STEM-образования....

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

STEM-образование и робототехника в дошкольной образовательной организации...