План по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через ознакомление с окружающим и социальной действительностью»
материал (средняя группа)

Щербакова Наталья Петровна

План по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через ознакомление с окружающим и социальной действительностью».docx

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников через ознакомление с окружающим и социальной действительностью»

Воспитатель: Щербакова Н.П.

Важным периодом для речевого развития ребенка является дошкольное детство. Проблема речевого развития детей очень актуальна на сегодняшний день, так как все больше детей с речевыми нарушениями. У детей слабо развита моторика. Родители мало уделяют времени разговорам с ребенком, ответам на его вопросы. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем.

Развитие речи как средство познания, окружающего следует осуществлять в комплексе с решением других общих задач, связанных с ведущими линиями развития ребенка (ознакомление с окружающим, сенсорное развитие, развитие движений, активизация мелкой моторики руки в предметной деятельности и пр.). Совокупность этих требований приведет к развитию общения детей.

Цель:

Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ознакомление с окружающим миром.

Задачи:

Подготовить и провести мониторинг;

Подготовить материал для работы с детьми;

Подобрать способы, методы и приемы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;

Подобрать картинки и иллюстрации по темам (растительный мир, одежда, посуда, обувь, зимующие птицы, дикие, домашние животные и их детеныши, транспорт, вода и водный мир, насекомые);

Пополнить предметно-пространственную среду группы по данной теме;

Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей;

Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми;

Выявить возможность использования на занятиях по развитию речи и в повседневном общении средства взаимодействия с окружающим;

Подобрать картотеку книг и картинок, предметов для свободного рассматривания;

Разработать систему мероприятий на основе использования русских народных сказок.

Предполагаемый результат

Для педагога повысится компетентность по развитию речи детей;

Для воспитанников на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжится расширение и активизация словарного запаса;

Для родителей повысится уровень знаний по данной теме через наглядную информацию, беседы, онлайн-общение.

3 часть комплекс мероприятий по решению зада самообразования. Перспективное планирование ИОМП

Календарный месяц Изучение метод литературы Методические мероприятия Изготовление пособий и атрибутов Взаимодействие с детьми Сотрудничество с родителями

Сентябрь - мониторинг - мониторинг Консультация «Как развивать речь детей»

Октябрь Интернет-ресурс Осень, растительный мир. Создание уголка «Речевые игры для детей» Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые игры;

Сюжетно-ролевые игры Индивидуальные беседы;

Выставка поделок «Чудеса сада-огорода»

Ноябрь А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение»

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами и картинками»

Изготовление дидактических игр

Знакомство с новыми дидактическими играми;

Наблюдение на прогулках за природой и социальной действительностью

Анкетирование родителей

«Речь ребенка – важный этап в развитии»

Декабрь Ф. А. Сохина «Развитие речи детей дошкольного возраста», М. Д. Маханева «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего возраста»: метод пособие для ДОУ и педагогов. Занятие «Зима в природе»

Рассматривание картинок домашних животных и их детенышей Пополнение РПС: зима, зимующие птицы;

Составление рассказов по картинкам;

Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку»

Прослушивание аудио-записей колыбельных песен» Оформление папки – передвижки «Речевые игры. Способы их проведения»

Январь Интернет-ресурс

Яшина В. Речевая среда и дети //Дошкольное воспитание № 8, 2003. – с. 111 Чтение рассказов о природе, составление рассказов Изготовление театра-масок «Герои сказок» Показ театра по сказкам совместно с детьми старших групп Консультация «Игры по развитию речи своими руками на кухне»

Февраль Интернет-ресурс НОД на прогулке «Зимние чудеса»;

Разработка по опытно-исследовательской деятельности Изучение картинок с изображением животных, птиц, растений;

Организация опытно-исследовательской деятельности Родительское собрание «Роль взрослого в развитии речи детей 4-го года жизни»

Март Интернет-ресурс Наставничество «Подводный и водный мир – развиваем речь» Создание альбома «Кто живет в водном царстве» Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Магазин» Акция «Подари детям книгу».

Апрель Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003 Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Д/И «Назови героя сказки» - Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с использованием настольного театра» Мастер-класс «Рассказывание сказок по мнемотаблицам»

Май Мониторинг - Рассматривание макета «Правила дорожного движения Консультации «Что и как читать детям»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план к проекту по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с окружающим

Это перспективный план к долгосрочному проекту "Патриотическое воспитание детей подготовительной группы через ознакомление с окружающим". В плане представлена вся планируемая работа с воспитанниками п...

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...

Перспективный план работы по самообразованию Развитие речи младших дошкольников"

Цель самообразования – изучение современных технологий, подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данных технологий в образовательный процесс с младшими ...

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год ...