Перспективный план работы по самообразованию Развитие речи младших дошкольников"
методическая разработка

Гобелева Валентина Александровна

Цель самообразования – изучение современных технологий, подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данных технологий в образовательный процесс с младшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования

воспитателя Гобелевой Валентины Александровны

на 2020-2022г.

 Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Актуальность темы: С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач.  Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

У многих детей наблюдается значительное нарушение всех компонентов языковой системы. Дети мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении. Фонетическое оформление речи отстаёт от возрастной нормы. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры, недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха. Нарушаются логико-временные связи в повествовании. Эти нарушения служат серьёзным препятствием для овладения детьми программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

Цель самообразования – изучение современных технологий, подбор и систематизация методического и практического материала для внедрения данных технологий в образовательный процесс с младшими дошкольниками.

Задачи

1.Изучение методики по использованию оздоровительных и коррекционных игр и упражнений в методических пособиях по направлению речевое развитие

2.Разработка практического и методического материала для внедрения технологий в образовательный процесс.

3.Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.

4. Осуществление коррекционной работы:

- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;

- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить правильно выполнять оздоровительные артикуляционные упражнения;

- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память.

Ожидаемый результат

Подбор практического материала обеспечит эффективное внедрение данных технологий в образовательный процесс.

Регулярное и системное включение   элементов даст возможность для развития речи младших дошкольников, сформирует положительный эмоциональный настрой детей.

Дата начала работы над темой-01.09.2020

Предполагаемая дата завершения работы-31.05.2022

Сроки работы

Формы работы

Результат  

В течение года

Изучение методической литературы и интернет- ресурсов.

Литература по теме.

Сентябрь

Проведение диагностики.

Подготовить стендовую информацию для родителей.

Диагностические материалы.

Стендовая информация.

Октябрь- декабрь

Сбор материал для проведения консультации и бесед для родителей по данной теме. Составить картотеку упражнений с учетом лексических тем.

Материал для консультации, бесед. Картотека упражнений.

Февраль 2021г

Подготовка презентации для воспитателей, родителей.

Тема: «Логоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у дошкольников».

Показ презентации родителям, воспитателям.

Январь-март 2021г.

Разучивание народных игр. Пополнить наглядную информацию для родителей, консультативный материал

Стендовый материал, консультации.

Апрель 2021г

Родительское собрание

Показ для родителей приёмов работы с детьми дома

Октябрь 2021г

Открытый показ НОД для воспитателей ДОУ.

Показ занятия: «Слышны птичьи голоса, к нам идет весна-красна!».

Сентябрь-май

2021-2022гг

Практическая работа с детьми

Май 2022г.

Проведение диагностики. Выступление на педсовете. Отчет о проделанной работе. Обмен опытом.

Диагностические материалы. Буклет для воспитателей.

Теоретическая часть

  • Изучение методической литературы:

1. М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»

2. О.А.Новиковская «Логоритмика» (практическое пособие)

4. Пальцы вышли погулять Т.А.Тютюнникова (из опыта работы, ,2005г. «Пальчиковая гимнастика» Е.Ю. Тимофеева

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и мл. школьного возраста).

6. О.Н.Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»»

7. И.Г. Галянт «Палочки – стукалочки»

8. И М. Каплунова «Этот удивительный ритм»

9. И.В. Бодраченки Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет.

  • Изучение материалов из периодической печати:

1.Журнал «Ребенок в детском саду» 5,2004г. Артикуляционная гимнастика (стр.20)

2.Журнал «Обруч» Логоигры 2,2005г «Фонопедический метод развития голоса» В.В.Емельянов

Оснащение педагогического процесса

  • Подбор практического материала (система упражнений, игр, аудио материалов)
  • Разработка планов занятий в сотрудничестве с учителем – логопедом, согласно тематическому планированию образовательного процесса в ДОУ.
  • Изготовить картотеку карточек «Пальчиковые игры Железновых»
  • Изготовить картотеку «Забавные чистоговорки с музыкой» Т.А.Куликовская
  • Изготовить картотеку «Игры на развитие речевого дыхания»
  • Составить альбом по дыхательной гимнастике Стрельниковой

Внедрение оздоровительной технологии в образовательный процесс.

  • Внедрение игр и упражнений для укрепления гортани и привитие навыков речевого дыхания.
  • Внедрение игр на развитие силы и высоты голоса.
  • Внедрение игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
  • Внедрение игр на развитие слухового внимания.
  • Внедрение игр и упражнений на развитие артикуляционного аппарата, правильного звукопроизношения.

План освоения технологий

Игры для развития

речевого дыхания

Веселое путешествие.

Улетай тучка.

Осенние листья.

Подуй в дудочку!

Сдуй листочек

Сдуй снежинки.

Свистульки.

Летите птички.

Бульки.

Капитан.

Воздушный шарик.

Веселая песенка.

Приятный запах.

Вертушка.

Василек.

Одуванчик.

Пой со мной.

Надуй шарик.

Лети бабочка.

Птицы разговаривают.

Игры на развитие силы и высоты голоса.

Коровка

Дождик

Поход в лес.

Уложи куклу.

Тихо – громко.

Дружные ребята.

Спуск с горы.

Большой - маленький

Самолет

Ножки.

Домики.

Лесенка.

Наша Таня громко плачет.

Ракета.

Дом.

Котята.

Жук.

На велосипеде.

Была тишина.

Идет бычок качается.

Вездеход.

Гром.

Игры на развитие мелкой моторики

На лугу

Жили у хозяйки

Дом

Теремок

Под сосной

Ой, чек

Ракета

Курочки

Игры на развитие слухового внимания

Репка

Мыши

Смешные человечки

Машина

На футболе

Разыгра

Камаз

Черепашенок

Игры на развитие артикуляционного аппарата.

Овечки

Лошадка

Караси

Коза

Волк

Печка

Мишка

Весело

Кольцо

Печка

Лиса

Волк

Змея

Песок

Оса

Пчела

Игры для правильного звукопроизношения

Птичка

Эхо

Белка

У берега, речушки

Мышка

Елочка

Индюшата

Ерш

Корова

Гололед

Селезень

Приложение

Игры и упражнения для укрепления гортани и привитие навыков речевого дыхания.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:

 - пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;

 - длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;

 - произнесение слогов на одном выдохе;

 - произнесение слов на одном выдохе;

 - произнесение фраз различной длины на одном выдохе;

 - чтение стихотворений;

 - пение песенок;

 - выразительный рассказ, пересказ текстов.

 Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

 В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

 Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен.

Цветок.

Распустился наш цветок-

Ярко-синий василек.

Ну пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать.

Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю,затем-через левую по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Капитан.

Данное упражнение направлено на развитие умения чередовать плавный и сильный выдох. Вместе с детьми нужно сделать маленькие кораблики из разноцветной бумаги. Берется тазик с водой и опускаются туда кораблики. Дети рассаживаются вокруг тазика, на край которого прикрепляются значки (город-порт). Ребенок складывает губы для звука "ф" и плавно дует на кораблики. Далее объявляется сильный ветер, дуем быстро и сильно, сложив губы для звука "п".

Приятный запах.

Упражнение направлено на умение произносить предложение на плавном выдохе. Для игры нам необходимы ароматные фрукты, цветы или другие ароматы. Детям предлагается понюхать предметы и произнести фразу, означающую удовольствие, например:"Ах, какой аромат! Очень вкусный запах!".

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

  Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

 - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

 Педагог дует на бабочек.

 - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

 Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

 Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Улетай тучка

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить тучку можно использовать елочное украшение "дождик".

 Педагог предлагает поиграть с тучкой показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Осенние листья

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

 - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!

 Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

Листопад

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

 - Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

 Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

 - Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

 Снег идёт! (сдуй снежинки)

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

 - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

 Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Одуванчик

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.

 - Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

 Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

 Также можно организовать игру "Дед или баба?":

 - Давайте поиграем в игру "Дед или баба?"! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

 Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

 - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

 Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Летите, птички!

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).

 - Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!

 В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

 

Бульки

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

 - Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

 По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

 Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.

 Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы.

 Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

Свистульки

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

 - Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши - птичка, а у Вани - олень. Давайте устроим лесной концерт - каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!

 Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Подуй в дудочку!

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Ход игры: Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.

Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.

 - Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!

 Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

 Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

Надуй шарик!

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры: Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

 - Посмотрите, наши игрушки совсем больные - худенькие, без животиков... Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!

 Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.

 Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.

 На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

Пой со мной! (ох, ой)

 Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

 Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".

 - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.

 - Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

 Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

 - Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Весёлая песенка

 Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ.

 Оборудование: кукла или матрешка.

 Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.

 - Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!

 Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Весёлое путешествие

 Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - БИ-БИ, ТУ-ТУ.

 Ход игры: предложите малышам подвижную игру.

 - Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки - машина едет и сигналит "БИ-БИ!" А теперь превратимся в паровозики - "ТУ-ТУ!"

 Покажите, как едет машинка, - походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

 Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов: БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Птицы разговаривают

 Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов - КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК-ЧИРИК.

 Ход игры: предложите малышам поиграть в птичек.

 - Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.

Игры на развитие силы и высоты голоса.

Развитие голосовой функции – это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

Игра «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

«Коровка»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».

Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:

«Му» — коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает. 

Или:

Рано утром пастушок

Весело трубит в рожок,

Коровы смотрят вслед ему

И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

Игра «Дом»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декламируют стихотворение, одновременно делая движения.

 

Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).

Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)

***

Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)

 Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).

Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).

Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)

«Самолет»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

«Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: бубен или барабан.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:

Мы идем и топаем:

 «Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».


Игра «Спуск с горы»

Цель игры: учить детей изменять силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.

Игра «Наша Таня громко плачет»

Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э) – «так Таня плачет».

Игра «Идет бычок качается, вздыхает на ходу»

Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и по одному, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

 

Игра «Уложи куклу

Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»

Оборудование: коляска и кукла.

Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

Игра «Вездеход» 

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: рисунок вездехода.

Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:

 

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он вас довезет.

 

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

 

Игра «Котята»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также следует менять силу голоса.

«Жук»

Цель игры: развить у детей силу голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изобразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

Можно разрешить детям немного покружиться.

«Ракета»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

«Ножки»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу).

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).

 «Дождик»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Дождик, дождик, лей, скорей! Кап, кап. Кап, кап! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх)

Хорошо меня полей! Кап, кап. Кап, кап!

Хочется мне вырасти! Кап, кап. Кап, кап! ( (встать на носочки и поднять руки вверх)

И не страшно сырости! Кап, кап. Кап, кап!

«Гром»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки за спину).

Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение)

Дружно песню поем.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять постепенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

 Снова в гору едем мы,

 Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.

«Большой и маленький»

- ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок (Как стучит большой молоток и как маленький).

Целесообразно использовать музыкальное сопровождение: аккордеон, металлофон.

«Далеко и близко»

- ребенок говорит то тихим голосом, то громким, а другие дети отгадывают, где он: далеко или близко.

«Была тишина»

Была тишина, тишина, тишина,

(тихий голос)

Вдруг грохотом грома сменилась она.

(громкий голос)

И вот уже дождик тихонько –

Ты слышишь? –

Закапал, закапал, закапал по крыше.

(тихий голос).

«Домики».

Речь сочетается с движением:

У медведя дом большой,

(поднять руки вверх – говорить басом)

А у зайца маленький.

(присесть, руки опустить вниз – говорить высоким голосом)

Мишка наш пошёл домой,

(идти вперевалочку– говорить басом)

Поскакал и заинька.

(прыгать - говорить высоким голосом)

Целесообразно использовать музыкальное сопровождение: аккордеон.

«Лесенка».

Я иду наверх

(голос постепенно повышается)

Я шагаю вниз

(голос постепенно понижается).

Игры для развития артикуляционного аппарата

Игра «Репка»

Цель: формировать речевое дыхание, артикуляцию, звуковысотность, ритмический слух, эмоциональность.

Ход игры: Музыкальный руководитель читает сказку:

Посадил Дед репку. (дети поют – «У-у – у-у!») – удивление.

Выросла репка большая – пребольшая (дети поют «О – о – о-о!»)

Стал Дед тянуть репку (дети поют «Э – э – э – э!»)

Тянет – потянет, вытянуть не может (дети поют «Ух –ух–ух-ух!»)

Позвал Дед Бабку (дети поют «Ау-ау-ау-ау!») – громко.

Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух-ух-ух!»)

Позвала Бабка Внучку (дети поют «Ау-ау – ау-ау!») – громко.

Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух–ух-ух!»)

Позвала Внучка Жучку (дети поют «Ав – ав – ав-ав!») – громко.

Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)

Позвала Жучка Мурку (дети поют «Мяу-мяу – мяу-мяу!») – ласково.

Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)

Позвала Мурка Мышку (дети поют «Пи –пи –пи -пи!»)

Тянут – потянут, вытянули репку (дети поют «Ура–ура –ура! Ух!») –радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие речи дошкольников через сказкотерапию"

Перспективный план работы по самообразованию: Развитие речи дошкольников через сказкотерапию....

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие речи у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально так как в д...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

План работы по самообразованию "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

1.Изучить научно-методическую литературу по данной теме.2.Составить картотеку игр и пособий.3.Разработать конспекты мероприятий совместной деятельности педагога с детьми.4.Пополнить РППС в группе.5.По...