Применение познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в различных образовательных областях
материал

Применение познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в различных образовательных областях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_pozn.-issled._deyatel-ti.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

"Применение познавательно – исследовательской деятельности дошкольников в различных образовательных областях»

 

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

 Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось

 ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал

 В.А. Сухомлинский

            В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы познавательно- исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживают опыты и  экспериментирование.

            В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

            При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты, словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

            Практика показала, что дети с удовольствием « превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

            Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними. Экспериментирование   зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное манипулирование , с вещами, в ходе которого возникает  восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту  познавательно-исследовательская деятельность выделяется  в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

        Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя этапы:

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  • формулирование выводов.

 Существуют разные формы работы с детьми: 

  • групповая
  • подгрупповая
  • индивидуальная

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры;
  • трудовые поручения, действия.    

            Экспериментирование тесно связано со всеми видами образовательных областей. В первую очередь, связаны между собой 

Экспериментирование и речевое развитие . 

- во время опытнической деятельности у детей активизируется, обогащается словарный запас: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, температура, пар; формируется умение образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (пруд- прудик, река-речка, лужа-лужица); дети стараются отвечать полным ответом, правильно строить предложения; во время непринужденного общения со сверстниками и воспитателем в игровой форме, развивается диалогическая речь;

-  по теме «Фрукты» ребята рассматривают внешний  вид фруктов, их форму, цвет, размера, одновременно обогащается словарь детей; исследуют семена фруктов; пробуют  их на вкус; разгадывают загадки, читают стихи; составляют рассказы по мнемосхемам; образовывают уменьшительно-ласкательные суффиксы от существительных; участвуют в динамических паузах и физкультминутках; изображают фрукты на листе бумаги.

 Связь детского экспериментирования с художественно-эстетическим  развитием  тоже двусторонняя.

- чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное;

 -  работа с бумагой: аппликация «Необитаемое озеро»- дети заранее вырезают шаблоны рыб, растений, а на НОД аккуратно приклеивают их на один общий лист, т.о.  во время исследовательской деятельности дети развивают свои творческие и технические способности в аппликации, они обучаются основам создания художественных образов, развивается чувство цвета, происходит обогащение духовного мира детей;

- прослушивание и распознавание «Звуков природы» (журчание ручья, музыка воды). У детей формируются первые представления о прекрасном в жизни и искусстве. Они наблюдают, как журчание ручья плавно переходит в музыкальную  мелодию, а быстрый шум вод ручья усиливает впечатление от восприятия ручья, повышается мотивационная составляющая НОД.

  Не требует особого доказательства связь экспериментирования с образовательной областью «Познавательное развитие»:

      В области «Познавательное развитие» задачи исследовательской деятельности интегрируют в решение задач сенсорного развития ребенка, где формируются понятия о цвете, вкусе, запахе воды, материале, из которого изготовлена посуда для воды. В процессе опытно-исследовательской деятельности у детей развиваются умственные способности: умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, т. е.  во время опытов с водой дети исследуют ее  свойства, одновременно называя действия, которые производят с водой: переливают, поливают, размешивают, выливают, нюхают, определяют ее вкус и на основании различных манипуляций  делают различные выводы.

     Во время опытнической деятельности у детей активно развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление: дети воспринимают объекты с помощью различных анализаторов. Внимательно изучают изменения, происходящие с водой, запоминают свойства воды, делают различные умозаключения, обобщения.

 Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

      Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: 

- во время опытнической деятельности дети учатся контактировать друг с другом: они  объединяются в подгруппы, договариваются, дружно и сообща выполняют поставленные задачи. Во время игр и игровых упражнений в НОД дети совместно осуществляют замыслы. Например: психогимнастика «Кому нужна водичка» - дети превращаются в зверей и птиц, т.о. у них легко, быстро и непринужденно формируется умение перевоплощаться в другой образ.

-  прочитав детям стихотворение, загадку можно быстро заинтересовать детей и без труда вовлечь в исследовательскую деятельность, мотивация к восприятию НОД повысится. Во время проведения исследовательской деятельности использую загадки, песенки, о воде, ее свойствах, тем самым дети, с помощью художественного слова быстрее  и образнее воспринимают информацию об объектах и их свойствах. Например: стихотворение-вопрос: «Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане и в водопроводном кране! Так ли это? Как вы думаете?».

- при демонстрации сосудов с водой обращаю внимание на то, что сосуды стеклянные, хрупкие, при взаимодействии с ними нужно быть внимательными, обращаться с ними осторожно, чтобы не разбить сосуд и не поранить себя и сверстников; также отмечаю, что  во время перемещения сосудов, переливания из одного в другой, можно облить себя и товарища, поэтому нужно аккуратно манипулировать сосудами.

-  помощь детей в подготовке материала к образовательной деятельности (раскладывают сосуды, вырезают шаблоны рыб, растений, раскладывают клей, кисточки, расставляют стулья), уборка своего рабочего места после образовательной деятельности (мытье розеток от клея, протирание столов);

Все эти моменты способствуют решению задач исследовательской деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»: 

-дети, согласно своим возрастным особенностям, не могут длительное время находиться в одном положении (сидеть или стоять), поэтому во время НОД предусмотрены физкультминутка «Тучка и капельки» и физическое упражнение «Лодочка», в которых дети выполняют движения в соответствии с текстом. Для создания эмоционального настроения используется наглядный материал: дети-капельки, воспитатель-тучка, т.о. у детей развивается двигательная активность, координация движений, возникает интерес к различной двигательной деятельности, снимается напряжение, усталость от предыдущей деятельности. Можно отметить, что  во время НОД предусматривается укрепление здоровья ребенка,  поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика эмоциональных срывов. Обращая внимание детей на свойства и особенности воды, значение ее в жизни человека я делаю акцент на то, что чистая вода является необходимым условием для ведения здорового образа жизни (закаливание водой, использование чистой воды для умывания и т.д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что решение задач познавательно-исследовательской деятельности возможно в образовательных областях по всем основным направлениям развития ребенка- физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, это обеспечивает разностороннее и гармоничное развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

            В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.
             В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

Список литературы

1. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2003

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004

3. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н.В. Нищева. - СПб., «Детство-пресс», 2006

4. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе образовательная область "Познание" "Буратино знакомится со свойствами бумаги"

Материал позволит детям дошкольникам не только познакомиться с процесом изготовления бумаги, а также опытным путем познакомиться с некоторыми свойствами бумаги....