Проект долгосрочный 2020-2025год «Успешный каждый дошкольник»
проект
Цель проекта - Создание инновационной образовательной среды в группе, детском саду, обеспечивающей развитие актуальной и потенциальной одаренности каждого ребенка в совместных проектах педагогов, родителей и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dolgosrochnyy_2020.docx | 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект долгосрочный 2020-2025год
«Успешный каждый дошкольник»
Воспитатель 1 кв.кат. Товарищева Елена Владимировна
.
Цель проекта - Создание инновационной образовательной среды в группе, детском саду, обеспечивающей развитие актуальной и потенциальной одаренности каждого ребенка в совместных проектах педагогов, родителей и детей.
Основные задачи проекта:
- Создание доступной здоровьесберегающей, технологически оснащенной образовательной среды, в которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.
- Совершенствование системы работы с талантливыми детьми и обеспечение условий для развития индивидуальных способностей, личностных качеств, творческого потенциала у детей.
- Создание условий для освоения воспитанниками и педагогами современных информационных технологий обучения и воспитания.
- Ведение инновационной деятельности, в том числе посредством взаимодействия с другими учреждениями образования.
- Поиск новых методов и приемов обучения и воспитания, обновление содержания реализуемых программ.
- Координация деятельности педагогов, социальных партнеров и родителей по развитию актуальной и потенциальной одаренности детей в образовательном процессе.
Краткое описание проекта.
Проект разработан на основе исходной оценки всей системы познавательно – речевой работы в детском саду.
Разрабатывая проект « Успешный каждый дошкольник», мы стремимся к тому, чтобы разработанная нами система воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, организовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счет создания предметно-пространственной среды и реализации определенных педагогических технологий.
Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получения готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Воспитатель продумал, как в группе рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных зон и уголков, учитывая при этом все тонкости. Например: «зона обучения» хорошо освещена, в ней размещаются столы. Расположение столов не копирует школьный подход - они располагаются по-разному: по кругу, буквой «П», «Т» т. е. так, чтобы педагог работал не «над», а «вместе» с детьми. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу.
Предметно-пространственная среда должна быть ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. содержать предметы, и материалы которыми дети будут овладевать с помощью взрослого, знакомые и совсем незнакомые предметы. Весьма значительное место в развивающей среде мы отводим ее наполнению. Практические материалы, развивающие игры, интерактивное оборудование помогут воспитателям использовать их по наполнению образовательного, игрового и жизненного пространства ребенка, в соответствии с требованиями Программы. Педагогическая ценность игровых материалов заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, с учетом развития каждого воспитанника. Что, несомненно, обеспечивает успешность, комфортность и личное благополучие каждого ребенка во всех сферах деятельности.
Локальные игровые пространства должны сочетаться по направленности детской деятельности.
Зонирование четко продумано, и будет создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповой комнаты, получившая условное название «мини-лаборатория»- подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, грамоте, различных измерителей, альбомов, также дидактических материалов-игр и так далее. Это обеспечит реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, будут развивать дизайнерские способности. Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Для успешной работы с детьми планируем организовать «Центр познавательного развития» в группе с учетом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомленности ребенка.
Каждый ребенок получит возможность проводить опыты с помощью передвижного игрового стола для занятий с водой или песком самостоятельно, испытать при этом радость открытия, документ – камера позволит детям рассматривать и изучать карты, схемы, буквы и цифры, т. е. «информация», заложенная в среде будет побуждать ребенка к поиску.
С этой же целью в группах планируем разместить магнитные стенды, плакаты с использованием магнитных демонстрационных карточек, периодически меняющейся наглядностью (рисунки, лабиринты, кроссворды и т. п.)
Дети подолгу их рассматривают, рассуждают, высказывают свое мнение, ищут решения совместно с педагогом.
Магнитные плакаты с карточками позволят организовать интерактивную работу у доски, работать совместно в группе по различным темам.
Проект планируется реализовывать в одной из групп или помещений дошкольного учреждения.
Считаем, что медиаобразование не только поможеет раскрыть способности и потенциальные возможности ребенка, но и будет способствовать проявлению его одаренности. Создавая медиаобразовательное пространство вокруг ребенка, мы тем самым подготавливаем почву для развития актуальной и потенциальной одаренности каждого воспитанника.
Успешный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Построение интегрального образовательного пространства предполагает погружение ребенка в совместных и самостоятельных, специально организованных видах деятельности в то или иное содержание образовательных областей, где он осваивает определенные понятия и способы познания, которые затем апробирует в социально-культурной среде развития. Ребенок переходит в предметно-пространственную среду самостоятельной деятельности, которая предоставляет ему возможность найти собственный способ познания, раскрытия своих способностей в творческой деятельности на основе игры, диалога, экспериментирования, моделирования и т.д., тем самым способствуя развитию актуальной и потенциальной одаренности.
Реализуя проект «Успешный каждый дошкольник», в целях достижения новых образовательных результатов мы планируем использовать инновационные педагогические технологии.
Для реализации данного проекта планируется разработать модель интегрального медиаобразовательного пространства:
Медиаобразование вбирает в себя отношения между родителями, и воспитанниками
Современный педагог должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными, информационными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. В целях технической поддержки проекта, разработки и сопровождения собственного сайта в сети Интернет мы взаимодействуем с родителями, специалистами в области информационно-коммуникативных технологий. Использование мультимедиа позволит значительно повысить качество образовательного процесса в условиях введения и реализации Федеральных государственных требований к дошкольному образованию.
Методы медиаобразования:
- игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.);
- словесные (рассказ, беседа, обсуждение и решение проблемного вопроса, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.);
- наглядные (просмотр аудиовизуального материала);
- репродуктивные;
- исследовательские;
Данные методы основаны на следующих дидактических принципах:
- социокультурное развитие творческой личности в образовательном процессе;
- научность;
- систематичность и доступность обучения;
- связь теории с практикой, наглядность, активность детской аудитории;
- переход от обучения к самостоятельной деятельности;
- связь обучения с окружающей действительностью;
- положительный эмоциональный фон;
- учет индивидуальных особенностей детей.
Повышению качества образовательного процесса способствует обновление образования на основе технологии проектной деятельности. Причем развертывается данная технология не только непосредственно в образовательной деятельности с детьми, но и в информационно-коммуникационных проектах (интеграция с медиаресурсами), в которых объединяются дети и родители, а также педагоги и выпускники детского сада,
В связи с этим при реализации проекта особое внимание будет уделяться созданию необходимых и благоприятных для достижения поставленной цели педагогических условий, использование различных методических средств:
- организация медиазанятий, как систематического целенаправленного, творческого процесса, их планирование в форме детских видов деятельности, т.е. в рамках определенного социо-культурного контекста;
- адаптация необходимых элементов теоретических знаний о медиатексте к возрастным особенностям детей, т.е. сведение их до уровня понимания дошкольника;
- сопровождение медиазанятий с детьми наглядно-демонстрационной деятельностью воспитателя;
- широкое использование различных игровых форм в процессе организации совместной деятельности с детьми;
- систематическое одобрение, эмоциональная поддержка деятельности ребенка со стороны воспитателя.
Использование медиабразовательных приемов деятельности детей и взрослых позволит сформировать у детей:
- умение воспринимать и передавать информацию;
- понимание, оценивание визуальных иллюстраций;
- выражение личной позиции к изображению, высказыванию,
- возможность получения эффективных результатов при формировании коммуникативной, информационной, познавательной и творческой компетенции воспитанников.
В результате дети не только в непосредственно-образовательной деятельности с использованием медиаресурса смогут работать с информацией, представленной в электронном виде, но и в самостоятельных видах детской деятельности.
Равноценными партнерами педагогического процесса являются педагоги, дети, родители.
Поэтому нами также используется технология создания психолого-педагогического партнерства с родителями. Партнерское взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких участников образовательного пространства.
Равноценность субъектов подразумевает:
- открытость к взаимодействию;
- возможность запросить, и получить информацию;
инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из участников образовательного процесса.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Актуальность проекта
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека. Задача взрослых - создать для каждого ребенка необходимые условия для раскрытия его способностей, сделать его жизнь интересной и содержательной, научить общаться со сверстниками и взрослыми, определить оптимальный образовательный маршрут.
Если выделить цели проекта как новые образовательные результаты воспитанников, то это:
- формирование умения у ребенка, с самого раннего возраста попадающего в «электронную среду», ориентироваться в ней, приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее;
- формирование умения у ребенка создавать собственные медиапроекты.
Инновационность и уникальность выбранного нами направления — создание медиаобразовательной среды , обеспечивающей развитие актуальной и потенциальной одаренности каждого ребенка в совместных медиапроектах педагогов, родителей и детей - состоит в продуктивном творческом подходе в медиаобразовании дошкольников.
В век информационных технологий возникает возможность и необходимость использования новых образовательных технологий Новые технологии ,это необходимый компонент общекультурной подготовки детей к жизни в новых информационных условиях направлено на формирование культуры восприятия ,
Этапы и сроки реализации:
I этап (2020 г) - Формирование проблемы, цели и задач проекта. Разработка компонентов модели инновационного образовательного учреждения.
II этап (2021-2025 гг) - Практическая реализация проекта.
III этап (2025 - Содержательное описание действующей модели . Анализ и обобщение результатов.
План
Ожидаемый результат.
С помощью технических средств и электронных образовательных ресурсов будет создана медиаобразовательная среда в детском саду.
Применение инновационных педагогических технологий обеспечит развитие актуальной и потенциальной успешности каждого дошкольника.
Информационные компетенции педагогов и родителей обеспечат возможность осуществления совместных медиапроектов педагогов, родителей и детей.
Использование элементов медиаобразования в образовательном процессе сделает совместную деятельность с воспитанниками более эмоциональной, яркой за счет привлечения большого иллюстрированного материала, использования звуко- и видео- файлов, презентаций.
Медиаобразование, интегрированное в образовательную деятельность с детьми, обогатит процесс воспитания и обучения новыми формами и приемами работы, позволит создавать проекты в детских видах деятельности:
- журналы или сборники сказочно-рисовальных работ детей, оформленные педагогами и родителями;
- восхитительные грамоты педагогам от детей, где представлено детское словотворчество, выражающее отношение детей к педагогам;
- тематические вернисажи, где представлено коллективное художественное творчество детей, родителей и педагогов;
- праздничные спектакли, где представлено совместное создание и исполнение ролей и образов детьми, педагогами, родителями;
- детские творческие проекты – изобретения, на самостоятельно выбранную тему;
Проект позволит оценить образовательные результаты воспитанников, такие как:
формирование умения ориентироваться в «электронной среде», приобретать навыки «чтения», переработки и анализа информации, получаемой из разных источников;
формирование умения создавать собственные проекты.
Так же планируется продолжать процесс постоянного совершенствования педагогической компетентности педагогов по следующим направлениям:
- участие в постоянно действующих программах повышения квалификации персонала;
- осуществление методической работы в детском саду;
- занятие самообразованием;
- прохождение аттестации педагогических кадров;
- работа в режиме преемственности
- обучение и: участие в семинарах «Инновационные технологии в дошкольном образовании в условиях внедрения ФГОС »;
- участие в вебинаре на тему: «Образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогов».
Планируем также привлечь наших выпускников и родителей к участию в наших медиапроектах – роли в праздничных спектаклях, территории детского сада, создании видеороликов, информационных стендов, создании и продвижении сайта детского сада.
Решение проблемы технического оснащения детского сада позволит не только оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга развития ребенка и освоения им образовательной программы, осуществить индивидуальный маршрут развития.
Единое информационно-развивающее пространство детского сада объединит усилия администрации, педагогов и родителей и позволит создать условия для активного взаимодействия с ребенком.
Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет воспитанникам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.
МКДОУ Кантемировский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимное сотрудничество-залог успешного воспитания дошкольника»
Я очень счастлива, что сама жизнь направила меня по педагогической стезе. До 2003 года я работала в школе учителем, с 2003 года работаю в детском саду «Ляйса...
Создание системы работы по успешной самореализации дошкольников
В статье раскрыты условия успешной самореализации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Инновационные технологии в физическом развитии - залог успешного здоровья дошкольников
Из опыта работы АУ ДОУ ДСОВ №10 «Березка» города Радужный...
Взаимодействие субъектов образования как фактор успешной адаптации дошкольников младшего возраста
Взаимодействие бывших выпускников и вновь набранных ребятишек помогло решить 2 задачи: 1. Помочь первоклассникам преодолеть нервозность при поступлении в школу (страх перед неизвестным) и помочь малыш...
Рекомендации для родителей и воспитателей «Условия и способы развития сюжетно – ролевых игр для успешной социализации дошкольников»:
Раскрыты конкретные условия и способы развития игры для социализации дошкольника....
Презентация проекта "Успешность каждого ребенка"
Успех-это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительных результатов! Сегодня мы хотим затронуть проблему развитии эмоциональной сферы ребенка через разные виды совместной деятельности...
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...