развитие речи
план-конспект занятия (старшая группа)

Гулунц Наира Азатовна

развитие речи "Составление рассказа по картинкам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt9.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы Тема: «Составление рассказа по серии картинок»

Задачи:

  1. Учить детей составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.
  2. Продолжать учить детей составлять сложноподчиненные предложения, отвечая на вопросы.
  3. Развивать зрительное внимание и восприятие.
  4. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Предварительная работа: знакомство с произведениями писателей: Л.Н. Толстого, Э.Шима, Н.Н. Носова, К.Чуковского; упражнение «Котик», развитие общих речевых навыков; рассматривание серии картин «Заяц и снеговик», «Как ежик яблоки собирал», «Скворцы прилетели», составление рассказов по серии картинок.

Демонстрационный материал: серия сюжетных картинок «Страшный зверь».

Раздаточный материал: картинки с наложенными изображениями животных (по числу детей), подставки с карандашами.

Активизация словаря:

  • существительные: дуб, зверь, ружье, дупло;
  • прилагательные: старый, страшный, смешной, горящие, охотничьё, грозным;
  • глаголы: отправились, испугались, рассмеялись, решили, выставил, попался, притаился.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой писатель? (Писатель- это человек, который пишет рассказы).

-Каких писателей вы знаете? (Л. Н. Толстой, Н.Носов, К. Чуковский и т. д.).

-Ребята, а вы хотите быть писателями? (Да).

1. Рассматривание серии сюжетных картинок, расположение их в нужной последовательности.

(Педагог предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом). Сегодня мы, как писатели составим рассказ по картинкам.

(Педагог в произвольном порядке располагает на мольберте картинки).

-Рассмотрите картинки и постарайтесь расставить их по порядку.

(Детям дается время рассмотреть картинки, после чего вызванный ребенок к мольберту, выставляет их по порядку).

2. Рассматривание каждой картинки по отдельности, беседа по содержанию. Работа над уточнением, активизацией и расширением словаря.

1картинка

-Какое время года изображено на картинках? (Наступило лето).

-Как вы догадались об этом? (Светит яркое солнышко. Кругом все зеленое. Дети одеты легко).

-Расскажите, кого вы видите на первой картинке? (На картинке мы видим мальчика и девочку).

-Давайте придумаем им имена. (Мальчика зовут Ваня, а девочку – Катя).

-Как вы думаете, куда отправились Катя и Ваня? (Катя и Ваня отправились в лес).

-Какими другими словами можно сказать, что они отправились в лес? (Пошли, побежали, направились, поспешили).

-Зачем они пошли в лес? (Они пошли в лес за грибами, за ягодами, за цветами, за шишками).

-Как догадались, что дети пошли за грибами? (У них на руках корзинки).

-Что можно сказать об их настроении? (Они веселые, довольные, радостные).

2картинка

-Рассмотрим вторую картинку.

-Почему у детей испуганный вид? (Потому что в дупле они увидели, чьи — то горящие глаза).

-Где было дупло? (Дупло было под старым дубом).

-Почему им стало страшно? (Потому что они решили, что там притаился страшный зверь).

3 картинка

-Что сделали дети дальше? (Они бросили корзинки и побежали домой).

-Расскажите, кого они встретили? (Они встретили дедушку.)

-Как он выглядел? (Он старый. У него длинная борода. Одет в плащ, на ногах красные сапоги, на голове синяя кепка. На плече несет ружье.).

- Придумайте, как назвали деда? (Деда звали Егор, Саша, Матвей…).

4картинка

-Что происходит на этой картинке? (Дети рассказывают дедушке о страшном звере под деревом).

-Что делает дедушка? (Он думает что делать).

5картинка

-Что случилось, когда они подошли к дереву? (Дед Егор приготовил ружье на страшного зверя, а дети от страха спрятались за дерево).

-Как вы думаете, что он говорит? (Эй, кто там вылезай. Кто здесь прячется? А ну, выходи страшный зверь!).

6 картинка

-Почему дед Егор сильно удивился? (Он увидел не страшного зверя, а кошку).

-Как догадались, что сильно удивился? (У него приподнялась кепка и чешет рукой лоб).

-Почему Катя и Ваня улыбаются? (Катя и Ваня улыбаются потому что, страшным зверем оказалась кошка).

3. Физкультминутка. Упражнение «Котик»

Педагог предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и показать какие бывают кошки.

Вот какой коташка, Крадутся по кругу друг за другом на носочках. Круглая мордашка, Останавливаются, изображают обеими руками

мордашку, покачивают головой. И на каждой лапке, Ритмично вытягивают вперед то левую, то правую руку. Коготки- царапки. Прыгают на носочках, держа при этом руки на поясе. Все ему игрушки- Выполняя поскоки, двигаются по кругу друг за другом. Кубик и катушки. Котик точно мячик, По квартире скачет.

4. Составление рассказа по цепочке.

-Ребята, сейчас я включу диктофон, а вы расскажите эту историю от начала до конца. Кто-то начнет, а кто-то продолжит, будьте внимательны. (Рассказывает 3 человека).

-Как можно назвать рассказ? ( «Страшный зверь», «Случай в лесу», «Интересная история» и т.д.).

-Какими словами можно начать рассказ? (Однажды, как-то раз, это было летом, в один прекрасный летний день…).

-Как можно закончить рассказ? (Дед узнал свою кошку, и они пошли домой). (Дети отвели кошку домой, а сами дальше пошли в лес за грибами).

-Кто может придумать свой рассказ? Свое название к рассказу, другие имена детей, дедушки, и конец рассказа).

-Ваши рассказы мы напечатаем и поместим в уголок для родителей.

Образец рассказа «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»

Однажды, Катя и Ваня отправились в лес за грибами. Вдруг под старым дубом, в дупле, они увидели чьи-то горящие глаза. Дети решили, что там притаился страшный зверь. Они очень испугались и побежали прочь от старого дуба. Навстречу им попался дед Егор. У деда было охотничье ружьё. Дед Егор никого не боялся. Вместе они подошли к дуплу. Дед Егор выставил вперёд ружьё и грозным голосом закричал: «А ну, страшный зверь, выходи!» И тут из дупла вышел маленький смешной... котёнок. Катя и Ваня рассмеялись, а дед Егор сказал: «Ну и страшный зверь!»

5. Упражнение «Какие животные спрятались на картинке?».

Педагог предлагает детям пройти за столы, на которых уже лежат картинки и стоят подставки с карандашами.

-Какие животные спрятались на картинке? Перечислите? (Заяц, волк, медведь, лиса, лоси, белка, ежик, кошка).

-Какое животное здесь лишнее и почему? (Лишнее здесь кошка, потому что она домашнее животное).

-Раскрасьте кошку и самое маленькое животное. (Дети раскрашивают).

-Кого вы раскрасили? (Кошку и ежа).

-Почему? (Кошка домашнее животное, а еж — самое маленькое животное).

6. Рефлексия занятия

Дети приглашаются к столу, на котором стоит корзинка и грибочки.

-Положите в корзинку грибок, и расскажите, что мы сегодня делали? (Рассматривали картинки, составляли рассказ по картинкам, играли в игру «Котик», рассматривали животных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...