Алгоритмы игрового взаимодействия детей и взрослых в формировании познавательно – исследовательской активности/
проект (старшая группа)

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования. Мой личный опыт по теме «алгоритмы игрового взаимодействия детей и взрослых в формировании детской познавательно-исследовательской активности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritmy_igrovogo_vzaimodeystviya_1.docx45.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24»

городского округа города Стерлитамак Республики Башкортостан

Алгоритмы

игрового взаимодействия детей и взрослых

в формировании познавательно – исследовательской активности

Подготовила:

воспитатель М. П. Тимофеева

2020 год


Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Мой личный опыт по теме «алгоритмы игрового взаимодействия детей и взрослых в формировании детской познавательно-исследовательской активности»

В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме развития познавательно - исследовательских активности у детей.

 Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей в активную, познавательно-исследовательскую деятельность.

 Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, развитие у него познавательно исследовательских умений и навыков становится важнейшей задачей современного образования.

 Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы, ведь самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно. Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом» виде.

 И это свидетельствует об актуальности проблемы развития познавательно исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития познавательно-исследовательских умений у детей.

 Познавательное развитие преследует следующие задачи:

  • поощрение любознательности,
  • развитие и выявление интересов ребенка,
  • развитие воображения и творческой активности,
  • формирование действий, направленных на познание окружающего мира,
  • развитие сознательной деятельности.

В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Целью познавательно - исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности.

Познавательно – исследовательская деятельность детей является одним из методов развивающего обучения поскольку:

- направлена на выработку самостоятельных познавательно исследовательских умений;

-способствует развитию творческих способностей и логического мышления;

-объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Алгоритм деятельности педагога и детей

 1 этап

1 Шаг  Подготовительный

 Выделение проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. Воспитатель выступает помощником в выделении проблемы и самостоятельной ее формулировке. Использование модели «трех вопросов».

2 Шаг Целеполагания

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Самостоятельное прогнозирование результата.

2 этап

 3 Шаг Планирования

Планирование деятельности детьми (при участии воспитателя как партнера), определение средств и способов реализации проекта

3 этап

 4 Шаг Исполнительский

Выполнение детьми проекта, «творческие споры», достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь

4 этап 5

 Шаг Презентационный

Предоставление продукта проектной деятельности, воспитатель выступает как зритель

 6 Шаг Рефлексивный

 Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Выводы:

1. Формирование исследовательских способностей и умений является одной задач современного образования, решение которой необходимо осуществлять уже на этапе дошкольного образования.

2. Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом в формировании познавательно - исследовательских умений, поскольку для него характерны такие качества, как любознательность, активность, внимательность, воображение,

3. Исследование, осуществляемое дошкольниками, является процессом творческим, со-все более возрастающей долей интеллектуальной составляющей и самостоятельностью в выборе объекта исследования, способов его проведения. Познавательно - исследовательская деятельность является для детей естественной и необходимой, поэтому на нее со временем стало обращаться все больше внимания в образовательной системе.

4. В наибольшей степени развитию познавательно - исследовательских умений способствуют средства обучения и воспитания ребенка, позволяющие субъективировать процесс познания, максимально реализовать самостоятельность и инициативность ребенка в этом процессе.

5. К таким средствам относится проектная деятельность, мало используемая в дошкольных учреждениях, по причине ограниченной разработанности.

6. Необходимо изучить возможность применения детского проектирования в формировании познавательно-исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Разработка программы первого эксперимента

Цель: Разработка программы констатирующего эксперимента.

Задачи:

- определить параметральные характеристики объекта исследования (критерии, показатели, уровни сформированности познавательно исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.);

- подобрать диагностические задания в соответствии с выделенными показателями и критериями и провести диагностику уровня сформированности познавательно - исследовательских умений у детей шестого года жизни;

- осуществить анализ и обобщение результатов диагностики уровня сформированности познавательно - исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

В теоретической части работы познавательно - исследовательские умения были определены мною:

  • умение видеть проблемы;
  • вырабатывать гипотезы;
  • наблюдать;
  • проводить опыты и эксперименты;
  • давать определения понятиям;
  • сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственной зависимости;
  • делать выводы и тд.

Данные характеристики были дополнены с учетом состава умений, критериев их оценки.

Соотношение показателей и оценочных критериев позволило определить уровни сформированности познавательно- исследовательских умений.

Соотношение параметральных характеристик и уровней сформированности познавательно - исследовательских умений

Умения

Уровни сформированности

Задавать вопросы

Высокий: Преобладание вопросов продуктивного характера

Средний: Присутствие вопросов продуктивного и репродуктивного характера в равной мере

Низкий: Преобладание вопросов репродуктивного характера

Оценивать результат

Высокий: Самостоятельная оценка результатов

Средний: Небольшая помощь взрослого при оценке результатов Низкий: Самостоятельность отсутствует

Выделять проблему

Высокий: Самостоятельное выделение проблемы

Средний: Небольшая помощь ребенку в выделении проблемы

Низкий: Самостоятельность отсутствует

Выдвигать гипотезы

Высокий: Самостоятельное выдвижение гипотез.

Средний: Небольшая помощь ребенку в выдвижении гипотез

Низкий: Самостоятельность отсутствует

Планировать деятельность

Высокий: Самостоятельное планирование деятельности

Средний: Небольшая помощь ребенку в планировании деятельности

Низкий: Самостоятельность отсутствует

Проводить эксперимент

Высокий: Самостоятельное проведение эксперимента.

Средний: Небольшая помощь ребенку в проведение эксперимента

Низкий: Самостоятельность отсутствует

Наблюдать

Высокий: У ребенка развита наблюдательность.

Средний: Наблюдательность развита в половине случаев

Низкий: Самостоятельность отсутствует

Давать определения понятиям

Высокий: Самостоятельность в формировании определений понятиям

Средний: Небольшая помощь ребенку в формировании определений понятиям.

Низкий: Самостоятельность отсутствует

Работать в коллективе и организовывать работу друг с другом

Высокий: Умение работать в коллективе и организовывать работу друг с другом

Средний: не всегда может организовать работу в коллективе.

Низкий: Самостоятельность отсутствует

Формировать выводы

Высокий: Самостоятельное формирование выводов.

Средний: Небольшая помощь взрослого при формировании выводов.

Низкий: Самостоятельность отсутствует

Представлять совместные результаты познания

Высокий: Самостоятельное представление совместных результатов познания

Средний: Небольшая помощь взрослого при представлении результатов познания

Низкий: Самостоятельность отсутствует

При отборе диагностических заданий я опиралась на состав изучаемых умений, их показатели, оценочные критерии.

 Соотношение параметральных характеристик к сформированности познавательно - исследовательских умений и диагностических заданий представлено в таблице

Умения (группы умений)

Оценочные критерии

Диагностические задания

Умение задавать вопросы

Преобладание вопросов продуктивного или репродуктивного характера

№1; №2; №3; №4; №5

Умение видеть проблемы

Самостоятельное выделение проблемы

№2

Умение давать определения понятиям; вырабатывать гипотезы

Самостоятельность в формировании определений понятиям; выдвижение гипотез

№1; №2; №4; №5

Умение наблюдать, работать в коллективе и организовывать работу друг с другом

У ребенка развита наблюдательность умение работать в коллективе и организовывать работу друг с другом

№1; №3; №4

Умение самостоятельно планировать деятельность, проводить опыты и эксперименты

Самостоятельное планирование деятельности и проведение эксперимента.

№1; №2; №4

Умение делать выводы и умозаключения; представлять совместные результаты познания

Самостоятельное формирование выводов; оценка и представление совместных результатов познания

№1; №2; №3; №4; №5

Задание № 1. «Хочу все знать».

Это задание позволяет выявить уровень сформированности следующих умений:

  • планировать и проводить эксперимент;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • работать в коллективе и организовывать работу друг с другом;
  • формулировать выводы

Задание № 2. «Любознательные исследователи»

Это задание позволяет выявить у детей уровень сформированности следующих умений:

  • проводить опыты, задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы, наблюдать и видеть проблему;
  • формулировать выводы

Задание №3. «Поиски секрета».

Это задание позволяет выявить у детей уровень сформированности следующих умений:

  • наблюдать, задавать вопросы;
  • работать в коллективе и организовывать работу друг с другом;
  • формулировать выводы

Задание №4. «Клуб знатоков».

Это задание позволяет выявить у детей уровень сформированности следующих умений:

  • проводить эксперимент, давать определения понятиям, задавать вопросы, работать в коллективе и организовывать работу друг с другом;
  • формулировать выводы, представлять совместные результаты познания

Задание №5. «Путешествие по карте России».

Это задание позволяет выявить у детей уровень сформированности следующих умений:

  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, формулировать выводы

Для получения более достоверных данных в ходе решения каждой из поставленных задач эксперимента я использовала по два дублирующих задания.

Программа и организация процесса формирования познавательно исследовательских умений у детей шестого года жизни в условиях организованной проектной деятельности (второй эксперимент)

Цель формирующего эксперимента:

разработать и апробировать систему детского проектирования, направленную на формирование познавательно – исследовательских умений, и методику его организации с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи:

  • изучить практику использования детского проектирования в образовательном процессе ДОУ, в том числе в формировании познавательно
  • исследовательских умений у детей;
  • разработать систему проектов и методику организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на формирование познавательно – исследовательских умений;
  • осуществить апробацию разработанной системы проектов.

В экспериментальной части исследования были разработаны и реализованы проекты по следующим темам:

«Вода нужна всем»

«Водоём - дом из воды»

«Ходит капелька по кругу»

«Строение веществ»

«Воздух и его свойства»

 «Воздух вокруг нас»

«Планеты солнечной системы»

 «Каменная сказка»

 «В мире животных»

«Мы – исследователи – почва, глина, песок»

 «Мир растений»

 «Развитие растений из семени»

  «Путешествие по реке времени»

 «Здоровое питание дошкольника»

 «Мои помощники – глаза, нос, уши, рот».

 На начальном этапе работы, отбирая и структурируя содержание проектов, были использованы принципы доступности и последовательности развертывания материала, которые обуславливают возможности самостоятельности и заинтересованности детей в проектной деятельности, степень их вовлеченности.

 При отборе содержания был учтен ряд дидактических положений: ход от логики развертывания естественно- научного знания, опиралась на особенности, этапы становления детского мышления и восприятия. Последовательность предлагаемых проектов отражает структуру содержания, позволяет постепенно переходить от простого к сложному, от привычного к более отдаленному.

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации. Содержание начальных проектов преимущественно ориентировано на наглядно - действенную форму развития мышления, последующие проекты будут освоены детьми на основе образного мышления. Темы связаны между собой.

Дети знакомятся с сущностью и свойствами отдельных компонентов природы по трём взаимосвязанным направлениям:

-неживая природа: вода, воздух, камни, минералы, солнце;

-живая природа: растения, животные;

-человек.

При разработке проектов были соблюдены следующие методические требования и принципы:

 -постепенное усложнение содержания познавательно исследовательской деятельности от проекта к проекту (сначала мы работали над накоплением конкретной информации, а затем над систематизацией и обобщением знаний);

- постепенное привлечение детей к самостоятельности (в первых проектах направляющую роль играл педагог, а затем дети приобщались к самостоятельному обсуждению возможных тем, способов их осуществления, подготовке оборудования, к проведению и осуществлению презентаций);

- принцип систематичности (ежемесячно проводились один- два краткосрочных проекта);

- принцип наглядности (предполагалось использование, иллюстраций, моделей, разнообразных карточек);

-принцип практико-ориентированной направленности (свои знания ребенок мог применить в практической деятельности);

 - принцип активности детей (включение в проект разных видов деятельности: экспериментирование, развивающие игры, художественно продуктивная деятельность, развитие речи и тд);

- принцип ориентации на интересы детей; - принцип коллективного характера (умение работать в коллективе и организовывать работу друг с другом);

- возможность представлять совместные результаты познания (один ребенок, или группа детей презентуют свою работу всем; формы презентаций могли быть разные: выпуск стенгазеты, праздник, создание мини музея и тд).

Структура проекта

Цель и задачи: обучающие, развивающие, воспитательные.

Начальный этап:

- мотивация, сюрпризный момент при введении детей в проблемную ситуацию;

- совместное обсуждение (чем интересна данная тема, методы и формы работы в рамках данной темы, в каких центрах будут работать, и с кем и тд.);

- размещение данной темы в уголке для родителей (благодаря этому родители будут знать, чем дети будут заниматься в ближайшее время, о чем можно поговорить с ребенком дома, каких результатов можно ожидать).

- организация развивающей среды для выполнения проектов.

 Основной этап (реализация проекта): каждый ребенок участвует в наиболее интересных для него видах деятельности, результатами такой деятельности могут быть рисунки, поделки и т. д.

Итоговый этап: обсуждение результата, презентация, выступление перед детьми младших групп и т. д.

В контрольной группе занятия по формированию познавательно исследовательских умений у детей проводились в традиционной форме, с использованием наблюдений, бесед, рассказов и др.

В экспериментальной группе велись наблюдения за тем, привлекательна ли проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста, способны ли они полноценно участвовать в ней.

 Для подготовки детей к первому проекту была проведена беседа о том, что они знают о воде.

Цель беседы заключалась в получении педагогом информации о базовом запасе знаний детей, представлений по теме, их интересах.

Для обобщения представлений детей была составлена модель трех вопросов. Модель трех вопросов Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?

Содержание-то, что дети уже знают

Название проекта (план и тема)

Источники новых знаний Примерные вопросы, которые обговаривались с детьми при организации проектной деятельности - Что вы хотите делать? - Что вы умеете делать? - Что мы еще можем сделать? - Что в результате у нас получится? - Почему ты начал работу над проектом? - Какой результат ты хочешь получить? - Какой результат у тебя получился? - Что нового ты узнал, чему научился? - Твои впечатления от работы над проектом? - Расскажите, какое задание выполняла группа? - Что вы предприняли для выполнения задания?

Представьте результат своей работы.

Оцените работу своей группы.

Также на начальном этапе педагог интересуется где можно найти необходимую информацию? - Понаблюдать. - Послушать на занятии. - Посмотреть в книге. - Провести исследование. - Спросить у взрослых.

Следует отметить, что на первый вопрос дети охотно давали ответы и имели некоторые представления о свойствах воды, о значении воды, о водоемах, но не все дети давали правильные ответы, например на вопрос какого цвета вода? отвечают: - «белая», а на пар они часто говорят, что это дым.

Также дети проявляли большой интерес к круговороту воды в природе. Например, дети спрашивали: «Облако состоит из воды? А как вода попадает в облако?».

Отвечая на эти вопросы, дети предположили такие варианты поиска необходимой информации: провести исследование, посмотреть в книге. При ознакомлении с «планетами солнечной системы», дети с удовольствием выполнили групповой проект «Модель солнечной системы».

Детей интересовали такие вопросы как: «Сколько времени нужно космонавтам, чтобы долететь до Солнца?», «А что больше Солнце или Земля?», «Почему Сатурн окружает кольцо?».

Дети были заинтересованы и активно обращались к имеющимся знаниям в процессе проектной деятельности, многие дети самостоятельно без помощи взрослого подходили к решению проблем и поставленных задач и т.д.

При знакомстве с «Миром растений» проектное задание было: приготовить рассказ о мире растений.

Для наблюдений мы выбрали овощную культуру - фасоль.

 Дети задумались: «Легко ли вырастить фасоль зимой на подоконнике?». Выдвинули гипотезу: «Если при выращивании фасоли в комнатных условиях использовать определенные семена, соблюдать правила посадки и уход за растением, создать благоприятные условия для выращивания овощной культуры, то можно получить урожай фасоли».

  • Защиту проектных работ чаще всего проводили по следующему плану: ·Почему избрана эта тема.
  • Какую цель преследовали. ·
  • Какие ставились задачи. ·
  • Какие гипотезы проверялись. ·
  • Какие использовались методы и средства. ·
  • Каким был план. ·
  • Какие результаты получены. ·
  • Какие выводы сделаны по итогам.

С целью ознакомления детей с техникой осуществления проекта мною было проведено фронтальное тренировочное занятие, на котором после определения темы и постановки цели было объявлено что дети будут проводить исследования сами, решать, как им достигнуть цели, что они будут делать и что им для этого понадобится.

Дети решили в каких центрах детской активности им будет удобнее работать в рамках выбранной ими темы, определяли, что можно сделать в этих центрах, по данной теме.

После этого все дети выбрали себе центры и деятельность, по которой они хотят заниматься в рамках выбранной для себя темы. Почти все дети проявили заинтересованность и интерес, активно участвовали в осуществлении своих проектов совместно с педагогом.

 Лишь 3 человека проявили малую заинтересованность в осуществлении проекта.

Анализ результатов по итогам проведения первых проектов позволил констатировать ряд трудностей, имеющих место в организации проектной деятельности:

1. Некоторые дети выбирали интересный для себя центр, но не могли обозначить цель своей деятельности, рассказать о том, что хотят узнать. Другие, наоборот, испытывали затруднения с выбором центра. В случае таких затруднений педагог задавал наводящие вопросы: «В каком центре это лучше всего сделать?». Помогал детям в самоопределении, в формировании высказывания.

2. Затруднения у детей вызвал выбор материала, необходимого для осуществления проекта. Часто дети перечисляли все разнообразие материала, предложенного в центре, или называли материал наугад. Также затруднялись в выборе деятельности. Педагог помогает детям выбрать материал и способ действий в соответствии с их замыслом, оказывает, при необходимости, сначала прямую помощь, а затем косвенную.

3. В ходе организации проекта обнаружилось расхождение поставленной цели и полученного результата. Были случаи, когда дети планировали одно, а в результате узнавали и рассказывали о другом. Например: «Я не узнал как происходит круговорот воды в природе, он я узнал, что вода бывает разных состояний: твердая, жидкая и газообразная». В таких случаях педагог помогал ребенку проанализировать полученный результат, причину расхождения его с запланированной целью (ошибочно был выбран материал и способ выполнения, или отсутствие необходимого материала и тд).

 После этого проводилась беседа о том, как по-другому спланировал бы свою деятельность ребенок, если бы вновь работал по данной теме в этом центре. Затем проводилась беседа о том, как ребенок спланировал бы свою деятельность, если бы снова работал в этом центре по данной теме. Далее проводилась беседа о том, чему дети научились, что еще хотят узнать и о том какие у них дальнейшие планы и т. д.

Следующим этапом проектной деятельности был выбор форм презентации. Педагог познакомил детей с формами презентаций и предложил наиболее интересные и приемлемые.

 На первых этапах проектной деятельности самостоятельность детей была низкая, поэтому ведущую, организационную и обучающую роль выполнял педагог.

Реакции на проектную деятельность у детей были разные. У одних детей интерес был постоянным в течении всего проекта. У других интерес, по ходу выполнения деятельности, постепенно угасал. Часть детей, не проявивших интереса к проектной деятельности в начале, постепенно сами стали подходить к сверстникам, работающих в разных центрах, интересоваться их деятельностью и присоединяться к ним, а затем и выполнять свои проекты.

На следующих этапах, с целью выполнения детьми проектной деятельности, развития интереса, самостоятельности, инициативности детей педагог стремился оказывать косвенную помощь, то есть взрослый постепенно переходил к наблюдению за деятельностью детей выполняя лишь вспомогательную функцию, следуя их замыслу и наблюдая за тем, чтобы дети полноценно реализовывали каждый этап проекта, оказывая помощь там где его об этом просили.

С освоением проектной деятельности дети стали чаще проявлять желание поработать еще в каком - либо центре, сами предлагали цели проекта и способы его реализации. Дети с удовольствием работали в нескольких центрах. Например: в проекте «Мы – исследователи – почва, глина, песок» ребенок может рассмотреть свойства почвы, песка и глины в уголке экспериментов; в центре «Мы – строители»- использование человеком песка в строительстве; в уголке творчества - рисование на песке, лепка из глины; в центре книги- посмотреть иллюстрации о песке, глине, почве и ее обитателях. Также важной задачей было развить у детей самостоятельность при взаимообмене опытом. А при определении форм презентации педагог поощрял инициативу детей. Выбор окончательного решения делался совместно взрослым и детьми. Затем дети сами предлагали формы презентаций к проектам. Наблюдения за детьми показали, что детям такая работа интересна, доступна, дети активно принимают участие в проектной деятельности. Таким образом в ходе формирующего эксперимента была разработана система, методика организации проектов, способствующих формированию познавательно- исследовательских умений у детей, а также была осуществлена апробация разработанной методики проектов. В результате чего у детей повысился уровень сформированности познавательно исследовательских умений, повысился интерес к окружающему миру. На основе проведенной работы можно сделать выводы о том, что организация детского проектирования может быть более востребована, более интересна для детей, чем организация непосредственно образовательной деятельности. Дети проявляют активность в условиях проектной деятельности выше, чем дети на занятиях.

Сравнительный анализ полученных результатов с предшествующими выявил следующее: у половины детей экспериментальной группы обнаружено положительное изменение уровня познавательно - исследовательских умений. Повышение интереса к окружающему миру вызвано тем, что в процессе педагогической работы созданы условия, способствующие возникновению и удовлетворению любопытства, затем любознательности детей к объектам и явлениям окружающего мира, что обеспечило стимулирование 65 познавательной активности и развитие познавательно- исследовательских умений. Деятельность детей в центрах активности удовлетворила разнообразные познавательные потребности. А также мы стремились к тому, чтобы дошкольники сами добывали для себя знания, в ходе познавательно исследовательского поиска. Занятия, в большинстве случаев, носили обобщающий характер, им предшествовала самостоятельная поисковая деятельность по теме. Поэтому дети подходили к таким занятиям с определенными знаниями и опытом. На занятиях дети вместе с педагогом обобщали и систематизировали знания и представления. Благодаря осведомленности по теме дети проявляли высокую заинтересованность, активность на занятиях, что положительно отразилось на результатах выполнения диагностических заданий. Дети с низким уровнем развития познавательно - исследовательских умений в экспериментальной и контрольной группе перешли на более высокий. На низком уровне остались лишь два ребенка. Эти дети имеют ограниченные возможности здоровья и поэтому отстают в развитии от сверстников. Большая часть детей показала средний уровень. Использование проектной деятельности помогло мне получить положительные результаты в ходе данного исследования, способствовать развитию и повышению самостоятельности. Педагог стимулировал, поощрял активность детей, их инициативу в процессе познания. Проявлял большой интерес к открытиям детей, строил с ними партнерские отношения. Я считаю, что полученные результаты связаны, в первую очередь, с тем, что каждый ребенок вовлекался в собственную исследовательскую деятельность, прибегая, в последующем лишь к незначительной помощи взрослого, тем самым формируя и развивая свои познавательно исследовательские умения.

Задание 1«Клуб знатоков»

Цель: выявление у детей уровня сформированности следующих умений: проводить эксперимент, давать определения понятиям, задавать вопросы, работать в коллективе и организовывать работу друг с другом; формулировать выводы, представлять совместные результаты познания.

Организация и оснащение эксперимента 

Центр книги: художественная литература познавательного характера о науке, культуре и природе: «Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем»; «мир вокруг нас»; книги, наборы открыток, альбомы, картинки.

 Центр науки и экспериментирования:

  • приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
  • природный материал и минералы: камешки, глина, песок, мел, уголь, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; - красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • мантии и академические головные уборы

Самостоятельная работа по поиску информации и иллюстративного материала

Инструкция: Проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями.

Педагог просит детей самостоятельно выбирать интересную для себя тему для исследований и самим решить, о чем им хочется узнать.

 Воспитатель предлагает детям картинки по предмету «Окружающий мир» (например, с изображениями воды, животных, растений и т.д.).

Педагог начинает разговор по выбранным темам: - Что нам поможет в наших центрах, чтобы мы больше узнали о них?

Совместно обговаривают план работы по понравившейся теме и устанавливают примерный срок выполнения.

Далее в течение определенного времени «знатоки» занимаются самостоятельным поиском информации, иллюстраций, материалов для проведения экспериментальной части работы (в ходе занятия дети имеют полную свободу перемещений по группе).

Педагог фиксирует действия детей, суждения, какие они дают определения понятиям: описывают, то что изображено на их картинке, перечисляют отличительные черты и внутренние свойства этих предметов и т.д.

Помогает с поиском нужных материалов в центрах детской активности, обращаясь с вопросами: Что нужно, для того чтобы выполнить план? Как ты будешь это делать? С чего начнешь? Какие материалы ты собираешься использовать в центре? Как ты планируешь распределить работу, что у тебя должно получиться? Вопросы, ответы и деятельность детей фиксируются в протокол.

Главные исследователи вместе с воспитателем обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта и назначают время для доклада.

Выступающие с «научным» докладом, дети надевают мантию и академический головной убор.

Вся атрибутика создает атмосферу таинственности и важности всей проводимой работы. Выступления детей, представление совместных результатов познания, выводы также фиксируются в протокол

ПОКАЗАТЕЛИ

КРИТЕРИИ

Характер вопросов

-Преобладание вопросов продуктивного характера

-Присутствие вопросов продуктивного и репродуктивного характера в равной мере

 -Преобладание вопросов репродуктивного характера

Целеполагание

-Самостоятельность в формировании определений понятиям, активность, аргументация.

 -Небольшая помощь ребенку в формировании определений понятиям.

- Самостоятельность отсутствует

Планирование

-Самостоятельное планирование деятельности, и проведение эксперимента

-Небольшая помощь ребенку в планировании деятельности и проведение эксперимента.

- Самостоятельность отсутствует

Реализация

Умение работать в коллективе и организовывать работу друг с другом - Не всегда может организовать работу в коллективе.

 - Самостоятельность отсутствует

Рефлексия

Самостоятельная оценка и представление совместных результатов познания, формирование выводов.

- Небольшая помощь взрослого при оценке и представлении результатов познания, формировании выводов.

- Самостоятельность отсутствует

-Оценка и обработка результатов:

  1. Ребенок умеет слушать и обращаться к взрослому с вопросом продуктивного характера. Самостоятельность дает определения понятиям, аргументирует, проявляет инициативу, сосредоточенность, творчество. Проявляет активность; самостоятельно планирует деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы в соответствии с их качествами, свойствами и назначением. Правильная последовательность действий, наличие результата. Умение работать в коллективе и организовывать работу друг с другом. Самостоятельно оценивает и представляет совместные результаты познания, формирует выводы. Умеет обрабатывать собранный материал; умеет представить доклад. Самостоятельно оценивает результат, формулирует выводы. – 3 балла.
  2. В речи ребенка присутствуют вопросы продуктивного и репродуктивного характера в равной мере. Требуется небольшая помощь ребенку в формировании определений понятиям. Не всегда может организовать работу в коллективе. Небольшая направляющая помощь взрослого к достижению результата и его представлении. Требуется небольшая помощь взрослого при формировании выводов. – 2 балла.
  3. Познавательно-исследовательское умение проявляется редко, ситуативно. Проблему выделяет с помощью взрослого. Не умеет обрабатывать собранный материал, проводить эксперимент и представлять доклад. Самостоятельно определения понятиям не дает. Не проявляет настойчивости в достижении результата. Выводы формирует только при помощи взрослого. – 1 балл.

В заключении хочется отметить, важным педагогическим условием развития познавательно исследовательской активности является использование системы стимулов.

Воспитателю необходимо поощрять детей, подмечать оригинальность решения проблемы, творческий подход, глубину раскрытия темы и пр.

 Для этого он должен суметь организовать диалог, который будет стимулировать дошкольников, развивать их творческий потенциал, воспитывать характер, углублять опыт, подчеркивать индивидуальность.

Основная задача воспитателя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помогать каждому ребенку с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательно –исследовательской активности детей через опытно-экспериментальную деятельность (анализ собственного опыта)

Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педаго...

Презентация для родителей "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

Усваивается ребёнком всё прочно и надолго , когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования, взрослым необходимо лишь создать условия для экспер...

Презентация мастер-класс "Формирование познавательно-исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте"

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...

«Формирование познавательно - исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте»

Цель мастер – класса – вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить родителей с де...

Формирование познавательно - исследовательской активности детей через экспериментальную деятельность в младшем дошкольном возрасте

}Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.}  ...