Педагогические инициативы
материал

Чабан Ангелина Александровна

Предварительный просмотр:

      Тема выступления «Оздоровительная аэробика
как средство развития физической подготовленности детей старшего возраста в условиях дополнительного образования»
.  

Чабан Ангелина Александровна, инструктор по физической культуре, высшей квалификационной категории,  МАДОУ города Нижневартовска ДС №66 «Забавушка».

    Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых детей, все возрастающий поток детей, страдающих хронической патологией и инвалидов, рассматривается многими исследователями сегодня как национальная трагедия России. В последнее десятилетие педиатры, гигиенисты, антропологи с большой тревогой отмечают особенно резкое ухудшение физического развития, двигательной подготовленности и других критериев здоровья. Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых,  детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения.  При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения  и далее регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии). Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья.

Среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения в возрасте до 7 лет, в 13,5% случаев выявляются отклонения в физическом развитии. В целом, по данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.

Проблема здоровья подрастающего поколения, остается  острой, требующей серьезного осмысления и решения и в 21 веке.

 Важнейшей стратегической задачей государства является улучшение здоровья граждан и их физического развития. Об этом говорится в основных федеральных нормативно-правовых документах.

Статья 41 ФЗ РФ  от 29.12.2012г №273«Об образовании в РФ»;

ФЗ РФ от 04.12.2007г №329 «О физической культуре и спорте в РФ»;

приказ МО и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106«Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;  

приказ МО и науки РФ  №1155 от 17.10.2013г «об утверждении ФГОС  ДО»

И в ФГОС ДО одной из первоочередных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (1.6.1.). А содержание образовательной области «Физическое развитие» также предполагает развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения»

          Данные показатели уровня физической подготовленности детей с ОВЗ посещающих наше дошкольное учреждение, указывали на необходимость поиска новых технологий и направлений.  

         Существует достаточное количество технологий физического,  развития детей. Среди них доминирующую роль играют физические упражнения. Анализ литературы показал, что оздоровительная аэробика, современные фитнес технологии обладают потенциальными возможностями развития у детей с ограниченными возможностями здоровья интереса к занятиям физическими упражнениями, средством самоорганизации здорового образа жизни и физического развития. Эмоционально–привлекательная форма организации и проведения занятий,  обеспечивают интерес детей и эффективно в комплексном воздействии на формирование опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы детей.

Между тем, не смотря на явные возможности аэробики, технологий ее широкого использования для развития физической подготовленности дошкольников к настоящему времени недостаточно. Таким образом, возникла идея на основе прогнозируемого интереса дошкольников к оздоровительной аэробике, повысить их мотивацию к занятиям физическими упражнениями и, соответственно, уровень развития физических качеств и общей физической подготовленности детей. Для этого была разработана Программа оздоровительной аэробики для старших дошкольников нашего ДОУ.

При разработке основного содержания программы опиралась на методику и базовые комплексы детской оздоровительной аэробики С.В. Колесниковой, и Программу «Детский фитнес» для детей 5-7 лет Е.Сулим. В соответствии с особенностями детей нашего ДОУ  (тяжелые нарушения речи, ЗПР)   в содержание Программы  оздоровительной аэробики была определенна цель и задачи.

 Цель Программы: Повышение уровня развития физических качеств и физической подготовленности старших дошкольников посредством внедрения в процесс физического развития детей адаптированной технологии оздоровительной аэробики.

Поставленная цель предполагала достижение следующих задач: 

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. Развитие и укрепление всех основных мышечных групп.
  • Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов: укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции, и предупреждение застойных явлений.
  • Улучшение физических качеств: координации движений, силы, выносливости, скорости.
  • Укрепление формирования основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

       Дополнительно были включены следующие направления  танцевальная аэробика: фитбол аэробика, силовая аэробика, степ аэробика, стрейтч аэробика.

 Содержание Программы

  • танцевальная аэробика, тема занятий «В ритме танца»;
  • фитбол аэробика, тема занятий «Страна волшебных мячей»;
  • силовая аэробика (вариант работы на тренажерах, с гантелями, функциональная круговая тренировка) «Наши дошколята сильные ребята»;
  • степ аэробика «Вместе весело шагать по платформам»;
  • стрейтч аэробика.  

Согласно выбранному содержанию были разработаны комплексы оздоровительной аэробики, подбор музыкального сопровождения.

         Форма обучения, дополнительная образовательная деятельность на платной основе.  

         Структура занятий на основе оздоровительной аэробики предполагала наличие: подготовительной части 3-5 мин; основной, аэробной части – 20-25 мин, заключительной 3-5 мин.

Физическая нагрузка при проведении упражнений по оздоровительной аэробике дозировалась так, чтобы частота сердечных сокращений у воспитанников, не превышала 150-160 уд./мин. Контроль со стороны медицинского персонала.

Последовательность реализации технологии предполагала этапы:

1 этап – знакомство детей с базовыми шагами тема занятий (методы: показ и объяснение, упражнения детей в их выполнении вначале в медленном темпе, а затем постепенно с ускорением темпа);

(составляем танцевальную композицию, в основу берутся базовые, доступные для дошкольников, шаги аэробики).

         2 этап – выполнение разученных (усвоенных) базовых шагов в танцевальных связках (методы: выполнение детьми упражнений по образцу); на этом же этапе чередовали основные направления аэробики (степ, фитбол, силовую). На данном этапе использовали специфическое оборудование: степ платформы, мячи - фитболы, гантели, индивидуальные коврики, султанчики;

         3 этап – закрепление и совершенствование танцевальных связок и блоков, творчество детей в переносе усвоенных простых движений в разнообразные их вариации, свободные танцевальные импровизации детей, танцевальный батл.

              В процессе реализации технологии неукоснительно соблюдались требования к психолого-педагогическим условиям, предписанным ФГОС ДО а именно: поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; взаимодействие взрослых с детьми, учет возможностей каждого ребенка; поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в процессе аэробики;  поддержка инициативы и самостоятельности детей в выполнении танцевальных упражнений; предоставление возможности выбора детьми видов упражнений и направлений аэробики, заниматься аэробикой по собственному желанию, без принуждения.

         Ежегодный мониторинг результатов по использованию оздоровительной аэробики в дополнительной образовательной деятельности показал и доказал ее эффективность. Мы наблюдаем увеличение доли детей, достигших высокого и среднего уровней развития физических качеств.

Динамика развития физических качеств у детей с ОВЗ
(средние показатели за 2017-18.)

Физические качества

                Уровни развития физических качеств

Высокий

Средний

Низкий

Гибкость

3/15%

6/30%

13/65%

14/70%

5/25%

Скоростно- силовые

6/30%

7/35%

12/60%

13/65%

2/10%

Выносливость

3/15%

7/35%

12/60%

13/65%

5/25%

Координация

4/20%

6/30%

13/65%

14/70%

3/15%

Что в свою очередь повлияло на повышение уровня общей физической подготовленности у детей старшего дошкольного возраста, занимающихся, оздоровительной аэробикой.

Динамика уровней физической подготовленности детей

Сроки

Количество
детей
в группе

Уровни физической подготовленности детей

Высокий

Средний

Низкий

До

После

До

После

До

После

2015-2016 уч. г.

25

15%

25%

65%

75%

20%

2016-2017 уч. г.

28

11%

28%

67%

72%

22%

2017-2018 уч. г.

46

16%

26%

63%

74%

21%

Достигнутые результаты свидетельствуют о том, что, благодаря занятиям оздоровительной аэробикой, достигаются возрастные нормы развития физических качеств и развития общей физической подготовленности дошкольников седьмого года жизни. Низкого уровня развития данных аспектов в итоговых срезах не было зафиксировано. Обследование по состоянию осанки и стопы указывают на рост показателей  нормы развития.

Опыт реализации Программы и технологии оздоровительной аэробики был представлен

  • на заседании городского методического объединения инструкторов по физической культуре  г.Нижневартовска (05.04.2018);
  • в конкурсе профессионального мастерства «Педагог года города Нижневартовска - 2015» (победитель конкурса в номинации воспитатель года);
  • в конкурсе профессионального мастерства в сфере образования «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 2015года» (2 место в номинации воспитатель года) ;
  • в конкурсе профессионального мастерства по созданию авторских методических разработок по истоковедению «Источник идей» 2018 (диплом 3 степени);

             Наши воспитанники участвовали в городском конкурсе художественной самодеятельности «Самотлорские роднички» в 2016 с фитнес композицией «Волшебная лента» (1 место номинация оригинальный жанр), в 2017 с фитнес композицией «Театр движений» (3 место) и в 2018 с фитнес композицией на платформах. Запланировано участие на 2019 год с композицией на фитболах «Веселые снеговики».

        Данная Программа в основе, которой оздоровительная аэробика,  современные фитнес технологии, не исчерпывает содержания проблемы совершенствования физического развития детей и повышения их здоровья, результаты работы являются основой для ее дальнейшего изучения, для разработки научно-практических аспектов проблемы здоровьесбережения дошкольников. 



Предварительный просмотр:

Приветствую вас, дорогие коллеги!

 Разрешите представит вашему вниманию опыт работы  внедрению в практику Программа «Bebi-фитнес» на основе использования оздоровительной аэробики и дополнительной методической разработке Кроулинг технологии с целью повышения уровня физической подготовленности старших дошкольников.

Актуальность. Данные статистики Минздрава РФ конца 20 века свидетельствовали[1], что 25—35% детей, пришедших в 1-й класс, имели физические недостатки или хронические заболевания. До 60% детей и подростков страдали хроническими болезнями, а распространенность нервно-психических нарушений среди подростков достигает 79%. Прогнозировалось, что при сохранении сложившейся тенденции лишь 54% подростков, которым на то время было 16 лет, доживут до пенсионного возраста. Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается не менее острой, требующей серьезного осмысления и решения и в 21 веке. Важнейшей стратегической задачей государства является улучшение здоровья граждан и их физического развития. Об этом говорится во многих федеральных нормативно-правовых документах

Цель программы: Повышение уровня развития физических качеств и физической подготовленности старших дошкольников посредством внедрения в образовательную область «физическая культура» технологии адаптированной оздоровительной аэробики.

Достижение цели через решение следующих задач:

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата. Формирование правильной осанки. Развитие и укрепление всех основных мышечных групп.
  • Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов: укрепление сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме.
  • Улучшение физических качеств: координации движений, силы, выносливости, скорости.
  • Совершенствование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, обогащение двигательного опыта.
  • Формирование устойчивого интереса к спорту и занятиям физической культурой.

       Основное содержание программы. При разработке опиралась на методику и базовые комплексы детской оздоровительной аэробики Колесниковой С.В.  и методические рекомендации Е Сулим «Детский фитнес». Мной были выбраны направления оздоровительной аэробики: танцевальная аэробика; силовая аэробика (вариант работы на тренажерах); степ аэробика; фитбол аэробика; стрейтч аэробика. Использование данной программы было представлено на муниципальных конкурсах, а также на региональном и всероссийском уровне. Для успешного использования был разработан тематический план. 

Тема

Содержание деятельности

Кол-во занятий

Оборудование

1 этап Классическая аэробика «В ритме танца»

2 этап Степ-аэробика «Вместе весело шагать по платформам»

3 этап Фитбол – аэробика «Страна волшебных мячей»

4 этап Силовая аэробика  «Наши дошколята – сильные ребята»

5 этап «Калейдоскоп оздоровительной аэробики»

Для поиска и внедрения новых современных направлений в програмное содержание программы Бейби-фитнес, мной изучен и разработан комплекс упражнений в основу которых  входит Кроулинг технология.

Кроулинг технология

 для здоровья и хорошего самочувствия дошкольников.

ребенок ползает

           Физические упражнения бывают простыми и сложными, эффективными и не очень. Но есть одно, которое, помимо того, что эффективное, полезное для физического развития и здоровья, так еще и очень веселое. Оно поднимает настроение на раз! Не верите, тогда попробуйте что такое ходьба на четвереньках, ходьба в планке, прыжки с опорой на руки! И пришло такое упражнение к нам из Древнего Китая, в те времена китайцы верили, что оно одно спасает чуть ли не от всех болезней и подходит всем!

кроулинг

        Началось это во времена династии Хань, во втором веке нашей эры. Тогда врачи советовали своим пациентам, с самыми разными недугами, ходить таким образом, имитируя способ передвижения животных.

Следовательно, такое хождение точно заслуживает того, чтобы мы его включили в наш веселый фитнес-кроулинг с воспитанниками. Поэтому в этой статье я поделюсь с вами личным опытом использования данной кроулинг технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

     Как я уже сказал выше, такая ходьба на четвереньках – имитация движения многих животных, приматов в том числе. Фактически тренирующийся медленно переставляет руки и ноги, стоя на четвереньках, и с приподнятыми коленями и прямой спиной. Для повышения интереса детей к этим упражнениям, разнообразили предали  различные имитационные движения.

польза кроулинга

      Современный Кроулинг (или ползанье) – это работа на полу с собственным весом, чем-то напоминающая планку. Но если планка раздражает своей статичностью (неподвижностью), то кроулинг – динамичный и веселый комплекс, особенно для маленьких непосед.

Персональный тренер Элли Грей (основатель тренировок), советует кроулинг по целому ряду причин – Ползая, вы напрягаетесь, чтобы удерживать тело под воздействием постоянной изометрической нагрузки. Развивается не только сила, но и выносливость. Кроулинг укрепляет мышцы кора, весь корпус – от запястий и плеч до бедер и лодыжек. Кроме того, ползанье нормализует артериальное давление и оказывает благоприятное воздействие на спину».

      Полезных аспектов кроулинг множество, причем польза не ограничивается целебным эффектом для мышц. Комплексное положительное воздействие идет на весь организм. Ниже перечислю основные эффекты:

  1. Укрепляются всех групп мышц, особенно рук, пресса;
  2. Укрепляется в целом система костно-суставная;
  3. Улучшается осанка, позвоночник укрепляется и обретает гибкость;
  4. Повышается способность удерживать равновесие, улучшается координация движений;
  5. Активизируется кровообращение почти во всех внутренних органах;
  6. Активизируются пищеварительные процессы;

Как ходить на четвереньках?

Как делать кроулинг правильно? Дополнительно можно изучить и воспользоваться техникой по Бубновскому Рассказываю детально, вот техника его выполнения:

  1. Сначала встаньте просто на четвереньки, как обычно.
  2. Колени ваши должны располагаться четко на ширине плеч, а руки должны быть прямыми, и быть не под плечами, а чуть вытянутыми вперед.
  3. Держа спину ровной, напрягитесь и приподнимите свои колени невысоко, максимум на 3-5 см от поверхности.
  4. Далее поставьте сначала левую руку вперед, затем правую ногу. Следующее движение – левая нога и правая рука.
  5. За одно движение перемещайтесь минимально, лишь на 5-7 сантиметра. При этом держите спину прямой, удерживайте равновесие, старайтесь распределять свой вес по телу оптимально, а не опираться, например, лишь на одну руку.

Пройдите 3-4 метра, для начала. Теперь осторожно включайте «заднюю», и двигайтесь назад. Но теперь уже начинайте движение с ноги. Еще, для разнообразия, можете походить таким же образом влево и вправо.

          Опять же для разнообразия, когда дети хорошо освоят технику, можете менять темп, пытаться двигаться осторожными прыжками, или даже на трех конечностях. Для большей наглядности и вдохновения я советую вам  посмотреть  фото с этим непростым, интересными и безопасным, упражнениями, а так же поучаствовать в практическом выполнении комплекса

        Можете включить такую оригинальную ходьбу и все виды передвижений в свои занятия по физкультуре, выполняя поточно, парами и тройками, фронтально, в динамические паузы в группе, физминутки. Желательно делать упражнение после разминки и под музыку. В нашем ДОУ помимо перечисленных видов деятельности кроулинг технология используется в дополнительной образовательной деятельности на платной основе в колличетве 32 занятий в течении учебного года.

В наш сборник вошли следующие базовые упражнения:

  1. «Пес-Барбос» И.п. стоя на средних четвереньках, опора на колени и ладони (движения прямо, боком и назад).
  2. «Медведь» И.п. стоя на высоких четвереньках, руки и ноги прямые, опора на стопы и ладони(движения прямо, боком и спиной вперед).
  3. «Леопард» И.п. стоя на средних четвереньках, опора на колени и ладони, приподнять колени от пола на 3-5 см.
  4. «Горилла» И.п. ноги широкая стойка, чуть согнуты в коленях, рук вперед. Наклонится потянутся руками вперед ладонями в пол, прыжком в широкой стойке прыгнуть к ладоням.
  5. «Обезьянки» И.п. стоя на высоких четвереньках, руки прямые и ноги согнуты, опора на стопы и ладони (движения прямо, боком прыжками и назад).
  6. «Гуси» П.п. Руки согнуты в локтях за головой, ноги в полуприсяд, как вариант глубокий присед (движения прямо, боком и спиной вперед).
  7. «Сороконожка» И.п. стоя ноги узкая стойка, наклон туловища ладони на полу рядом со стопами. Выполняем шаги руками до положения планки, затем шагают ноги до и.п.
  8. «Лягушка ловит комара» И.п. присед с широкой постановкой стоп, ладони на полу между стоп, выполняем прыжок вверх с хлопком над головой, и возврат в и.п.
  9. «Крабы» И.п. сед, ноги согнуты, руки в упоре сзади, приподнять туловище, передвигаем одновременно правая рука с левой ногой, затем смена.
  10. «Богомол» (в планке на прямых руках) И.п. упор на прямые руки. Передвижение рук с движением стоп, ноги прямые.
  11. «Крокодил» И.п.упор на прямые руки, стопы не упираются, двигаемся на руках с прямыми ногам.
  12. «Армейская планка» (опора на предплечье и стопы, с подтягиванием колен к локтю)
  13. «Ящерица» И.п. стоя в планке, постановка рук широкая, чуть согнув в локтях
  14.  «Без рук, без ног» И.п. сед прямые ноги вперед, руки согнуты в локтях к туловищу. Двигаемся, перенося центр тяжести с правой ягодицы на левую и т.д. Усложнение поднять ноги от пола.
  15. «Банан» И.п. лежа на полу, ноги руки вытянуть вместе. Перекатываемся на живот, затем на спину и т.д.
  16. «Тяни-толкай» (с инд.ковриком) И.п. стойка в планке с опорой на ладони, на коврик, упираясь стопами продвигаемся вперед, сгибая и выпрямляя ноги поочередно, скользя ладонями на коврике.
  17. «Медведи на льдинке, чешут  спинки»(с инд.ковриком) И.п. лежа на коврике на спине, согнуть правую ногу стопа ближе к ягодице, оттолкнутся, скользя на спине. Затем тоже левой ногой.
  18. «Приветствие в планке» И.п. упор в планке, напротив друг друга. Касаемся ладошками друг друга. (выполняем в парах).
  19. «Перекати поле»И. п. присед, руки через модульный цилиндр, шагаем вперед-в планку ноги на модульный цилиндр, касаемся поочередно плеч руками, возвращаемся в присед.(выполняем в парах, движение рук в планке можно менять, вперед, к бедру и т.д.)
  20. «Тележка»И. п. упор в планке на прямых руках, ноги поочередно фиксирует напарник, обхватив голень и прижав к бедру. Медленно передвигаемся с «тележкой» до ориентира.

Как вы уже поняли, ходьба на четвереньках, передвижение с опорой на руки – замечательная активность во всех отношениях и комплексная польза – главный аргумент для каждого, кто заинтересован в развитии своих воспитанников сильными, здоровым и красивым. Результаты использования данной технологии показали динамику в развитии основных физических качеств силы выносливости  и координационных способностях.

Перспективы. Кроулинг технология не исчерпывает содержания проблемы совершенствования физического развития детей и повышения их здоровья, результаты работы являются основой для ее дальнейшего изучения, для разработки научно-практических аспектов проблемы здоровьесбережения дошкольников. В ходе работы наметились вопросы, требующие дальнейшего изучения:

- развитие и оздоровление детей с учетом половых особенностей, с учетом особенностей в умственном и физическом развитии;

Спасибо за внимание.

С удовольствием отвечу на вопросы.

До новых встреч!



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая инициатива "Газета для детей, родителей и воспитателей ДОУ "Русалочка"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372913","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"347"}}]]Актуальность.  В современном дошкольном образовательном у...

Эссе "Моя педагогическая инициатива"

Эссе воспитателя для конкурса "Воспитатель года"...

Моя педагогическая инициатива "Рабочая тетрадь по формированию правового сознания дошкольников "Мои права"

Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита прав детей.Начинать знакомить детей с правами надо  уже с детского ...

ЭССЕ на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»

ЭССЕ  на тему: «МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   ИНИЦИАТИВА»...

Моя педагогическая инициатива

В данной презентации показана моя работа с детьми в течение учебного года по образовательной программе "Тропинки". Описание процесса обучения дано в стихотворной форме, работа авторская. Мне нрав...

Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"

Педагогические инициативы по развитию взаимодействия с родителями в рамках клуба "Знатоки педагогических секретов"...

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»

VI Межрегиональный Фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициативы, диалог, сотрудничество»https://bur...