Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Виртуальная экскурсия по городам Татарстана»
методическая разработка (подготовительная группа)

Краснова Альбина Рафисовна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_virtualnaya_ekskursiya_po_gorodam_tatarstana.docx74.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №10 г.Лениногорска»

муниципального образования  «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Описание: Описание: C:\Users\Admin\Downloads\логотип детского сайта №10 (1).jpg

Конспект организованной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

 по образовательной области

 «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «Виртуальная экскурсия по городам Татарстана»

Краснова Альбина Рафисовна

воспитатель

Лениногорск,  2020

Цель:  Формировать  интерес   к  истории  Республики Татарстан посредством ИКТ («Виртуальная экскурсия»).

Задачи:

 Развивающие:

- развитие познавательного интереса детей в процессе ознакомления с  городами Республики Татарстан и формирование интереса к историческим местам;

- закрепление и обобщение знаний детей о государственных символах Татарстана: флаг, герб, гимн;

- актуализация  знаний детей о родном городе Лениногорске, его достопримечательностях.

- развитие коммуникативных навыков и создание условий для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом.

Воспитывающие:

- воспитание  у детей уважения к настоящему и прошлому.

- воспитание любви к родному краю, чувство гордости за свою Родину, воспитывать чувство патриотизма.

 Обучающие:

- уточнение представлений о Родине,  символике Республики Татарстан,  о природных богатствах родного края.

- ознакомление детей с городами родного края:  Казань, Набережные Челны, Елабуга, Чистополь, Альметьевск и их достопримечательностями.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Интеграция детских видов деятельности: коммуникация, восприятие художественной литературы, музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений), двигательная.

Материалы и оборудование:  ноутбук, проектор, экран, компьютерная презентация «Виртуальная экскурсия по городам Татарстана», пробирка с нефтью, выставка фабричных изделий (макароны, носки, конфеты и т.д.)

Методы и приёмы: наглядный, вопросы к детям, ситуативный разговор, словесная и дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря, дифференцированный подход.

Игры, упражнения и задания:

- дидактическая игра «Найди флаг Республики Татарстан»;

- дидактическая игра «Угадай животное на гербе Республики Татарстан»;

- физкультминутка «Наша Родина»;

- загадки о часах;

- дидактическая игра  "Что куда"

Структура ООД:

I. Вводная часть - 3 минуты (организационный,  постановка цели занятия).

II. Основная часть – 25  минут (виртуальная экскурсия)

III. Заключительная часть (рефлексивный этап)   - 2 минуты.

Ход виртуальной экскурсии

 I. Вводная часть.

Воспитатель: (читает стихотворение Абдуева Марата)                     

Республика трех тысяч рек,
       Мой необъятный Татарстан!
       Ты милый дом, для миллионов человек
       И для любого гостя теплый стан.

Родительница множества традиций,
       Многонациональная земля.
       Наполнена энергией амбиций
       Татария — республика моя…

Воспитатель: О чем это стихотворение? А как вы думаете, о чем мы сегодня будем  говорить?

Дети: Мы будем говорить о Татарстане.

Воспитатель: Все верно ребята, а вы знаете,  что в этом году наша республика будет отмечать свое 100-летие? (ответы детей)

Воспитатель: 17 мая  1920 года был подписан документ  об образовании ТАССР. Я хочу вам предложить виртуальную экскурсию по нашей замечательной республике.    

Посмотрите все на меня!

Сегодня экскурсоводом работаю я

Не теряя ни минутки,  

Приглашаю я вас в путь!

Взять все знания в дорогу

И улыбку не забудь!

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята,  отправиться в виртуальное путешествие мы сможем тогда, если угадаем какой из 4 флагов является флагом Республики Татарстан  (слайд №1. На слайде  4 флага, один из них флаг – символ Татарстана).

Дидактическая игра «Найди флаг Республики Татарстан».

Воспитатель: Все верно, это государственная символика Республики Татарстан. Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска. Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

- А какое животное изображено на гербе Татарстана?

(слайд №2. На слайде изображены животные, среди них – белый барс)

Дидактическая игра «Угадай животное на гербе Республики Татарстан»

Дети: это Ак барс.

Воспитатель: На государственном гербе республики Татарстан изображен- белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Барс- это богатство и сила. На боку у барса- круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок- долгую жизнь. Крылатый белый барс- он защищает нашу республику, что- бы не было войны. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зелёного кольца золотом вытесан татарский орнамент- это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан- любимый элемент орнамента татарского народа.

Воспитатель: Ребята, а как называется главная песня любого государства?

Дети: гимн.

Воспитатель: Молодцы,  ребята. У каждого государства есть гимн. Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к республике. В нашей республике музыка гимна написана талантливым, выдающимся татарским композитором Рустемом Яхиным. Предлагаю вам его послушать (звучит гимн РТ).

Воспитатель: Как называют главный город Татарстана?

Дети: Это город Казань.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Казань – это город с тысячелетней историей.  Здесь живут люди разных национальностей. Они подарили городу свою культуру и традиции. Поэтому Казань славится своим гостеприимством. В Казани много  исторических мест и достопримечательностей.

 Чтобы поближе познакомиться  с Казанью предлагаю Вам совершить экскурсию по городу.

(слайд №3 с видеофрагментом о Казани: достопримечательности - Казанский Кремль, Храм всех религий, Кул-Шариф, Парк Тысячелетия, Чёрное озеро, театр кукол Экият, центр семьи Казан, улица Баумана, Фуксовский сад, Пирамида, Мост Миллениум и т.д.)

Воспитатель: Конечно, мы с вами увидели только небольшую часть нашей красивой столицы. Нам пора отправляться по другим городам нашей Республики.  Сейчас мы поплывем по реке Кама. (слайд №4 с видеофрагментом обзора  реки Кама).  Мы приплыли в город Набережные Челны.

(слайд №5 с видеофрагментом о достопримечательностях города Набережные Челны).   

Город Набережные Челны гордится своим  автомобильным заводом КАМАЗ, выпускающий большие автомобили, которые нужны нашей промышленности, на стройках, в сельском хозяйстве.

КамАЗ – это гордость всей нашей страны.

Имя КамАЗ – это слава всей нашей страны

Челнинцы КамАЗом гордиться должны

Для этого надо Россию крепить

Камазовской дружбой всем дорожить!

Сейчас наши КамАЗы разъезжают по всей стране. Участвуют в мировых автогонках и занимают первые места.

 (слайд №6 с видеофрагментом об участии Камазов в ралли «Париж-Дакар»).   

Физкультминутка «Наша Родина».

Для того, чтобы продолжить нашу экскурсию, предлагаю сделать зарядку.  

Исходное положение - стоя

Территория нашей республики очень большая

руки в стороны

По многоводным рекам плывут красивые корабли

руками изображают волны

В лесах растут высокие деревья

руки вверх

В чаще леса живут косолапые медведи

изображают медведей – тяжёлый шаги,  зайцы- прыжки на месте, лисицы- мягкие шаги

На полях порхают разноцветные бабочки

изображают бабочек – машут руками, прыгают как  кузнечики с продвижением вперёд

Вот она моя Республика!

Руки вверх

Воспитатель: Молодцы, ребята.  Продолжаем наше путешествие. Следующей нашей остановкой  будет  древний и красивый город на берегу реки Камы - Елабуга. 

«Над рекой разгорается радуга,

Бьется волной о древние камни

Здравствуй, город Елабуга

Древняя столица Прикамья!»

(слайд №7 с видеофрагментом о достопримечательностях Елабуги).   

Тут можно найти множество исторических достопримечательностей.     Город расположен среди лесов на высоком правом берегу реки Кама. Ребята, а вы знаете, что Елабуга означает в переводе? (ответы детей)

Существует несколько версий или легенд:

1) Шестаков П.Д., русский педагог, учёный и общественный деятель, почётный член Императорского Казанского университета считает, что Елабуга происходит от финского слова «ела» - молочный, «Буг» - пена.

2) Озеро за Тоймой – окуневое, татары называли Алабугой.

3) Профессор Казанского университета Эрбман П.Ф. считает, что Елабуга получила свое название от того места, которое находилось в реке и представляло опасность для навигаторов из-за подводного камня «быка».

 Елабуга подарила России великого русского художника-живописца Ивана Ивановича Шишкина. Он рисовал нашу могучую природу: леса сосновые, дубовые, недаром художника называли богатырем русского леса. Его картины известны всему миру. Это картины: «Сосновый бор», «Мачтовый лес в Вятской губернии», «Рожь», «На севере диком», «Родник в лесу», «Утро в сосновом бору». Его кисти принадлежат более 500 картин. Во многих музеях России хранятся его работы.

(слайд №8 «Картины И. Шишкина»).  

Воспитатель: город Чистополь - один из старинных городов Татарстана,  речной порт.

(слайд №9 с видеофрагментом о достопримечательностях Чистополя).   

 Здесь находится крупный судоремонтный завод. И ещё есть один завод, а что он выпускает, отгадайте сами.

"Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать." (Часы)

"Две сестрицу друг за другом

Пробегают круг за кругом

Коротышка – только раз,

Та, что выше, - каждый час." (Стрелки часов)

Часы разных видов, хронометры выпускает Чистопольский часовой завод.

Дидактическая игра  "Что куда"

(Цель: распределить часы: наручные, настенные, настольные, будильники)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Догадайтесь по фотографиям – в какой город Татарстана мы отправляемся дальше?

(слайд №10 с фотографиями города Альметьевск).

Правильно, это замечательный город Альметьевск. По преданиям на месте современного Альметьевска в первой четверти 18 века основал поселение мулла Альмухамет. Население занималось земледелием и животноводством. Сегодня Альметьевск – центр юго-востока Татарстана.

(слайд №10 с видеофрагментом о городе Альметьевск).

 А кто знает, чем славится Альметьевск? (ответы детей) Новый этап в жизни города  связан с открытием в крае Ромашкинского месторождения. Началась новая история развития Альметьевского края. В 1953 году рабочий поселок Альметьево преобразован в город Альметьевск.  Этот край очень богат нефтью, которую  называют черным золотом  (показывает пробирку с нефтью). И поэтому город называют городом нефтяников. Самый значимый памятник в городе – памятник в честь работников нефтяной промышленности, а именно буровиков, которые выкачивают нефть. Памятник стал символом города Альметьевск. Монумент был открыт в честь добычи 2 миллиардной тонны нефти Татарстана.

А ещё Альметьевск славен своими заводами: газоперерабатывающий завод, железобетонный завод, трубный завод. Есть фабрики: макаронная, кондитерская, чулочная (воспитатель обращает внимание на выставку ассортимента фабричных изделий).

Воспитатель: Ребята, а сейчас предлагаю вам совершить виртуальное путешествие по родному городу – Лениногорску.

Лениногорск - маленький уютный городок, расположенный на юго-востоке Татарстана, в верховьях реки Степной Зай.  Он романтичен и спокоен, свеж и полон зелени, и, конечно же, достоин того, чтобы его отметили. Город был основан в XIII  веке. Тогда это было село Новая Письмянка. В 1948 году было открыто и разработано Ромашкинское месторождение нефти. В связи с этим на месте старого села образовался рабочий поселок. А Лениногорском город стал именоваться с 1955 года.

Звучит «Песня о Лениногорске» музыка и слова А. Володина.

Лениногорск - один из красивейших и обустроенных городов республики. Здесь прекрасные улицы, огромный лесопарк, каскады прудов, фонтаны. А вы знали, что в 2000 году Лениногорск был признан лучшим городом России по оформлению и благоустройству?

(слайд №10 с видеофрагментом о достопримечательностях Лениногорска)

У нас в городе есть все условия для культурного отдыха: это огромный Дом Культуры, библиотеки, парки отдыха, скверы, краеведческий музей и музей нефти.

Вечный Огонь - там много цветов, и днем и ночью горит огонь в память о погибших защитниках Родины и наших земляках.

Яркая достопримечательность Лениногорска - Аллея героев. Она расположена на одном из оживленных проспектах города - на проспекте "50 лет Победы".

Аллея заслуженных нефтяников- гордость Лениногорска. Здесь можно узнать фамилии тех, кто связал свою жизнь с нефтяной промышленностью, стоял у его истоков, внес в ее развитие неоценимый вклад.

Лениногорск - город чистой родниковой воды. Мощные и холодные ключи, бьющие из-под земли, целебные и вкусные, поступают в каждую квартиру лениногорцев. Кроме того, город окружен красиво обустроенными родниками.

Лениногорск - город спортивный. Круглый год работают лыжные трамплины, спорткомплекс, два крытых бассейна, Ледовый дворец, легкоатлетический манеж, теннисный холл, площадки для экстремальных видов спорта. Не раз наши спортсмены становились олимпийскими призерами. А хоккейная команда "Нефтяник" успешно выступает в высшей лиге.

Сегодня Лениногорск - благоустроенный современный город.

 

3. Заключительная часть

Воспитатель: Наша экскурсия по Республике Татарстан   подошла к концу и я хочу спросить вас: вам понравилось путешествие?

- Что вам запомнилось больше всего? Что интересного узнали?

 - Какие памятные места нашей республики мы сегодня посетили?

- Кому вы расскажете о том, что сегодня узнали?

Есть еще красивые города:  Менделеевск, Заинск, Нижнекамск…и много еще городов, где можно увидеть много интересного.

Предлагаю поделиться впечатлениями и нарисовать то, что больше всего запомнилось из нашей экскурсии по городам нашей любимой Родины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей возрастной группы. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Тема: «В мире профессий».

Программное содержание:-Уточнить и обобщить представления детей о труде взрослых, профессиях (повар, швея, учитель, врач, парикмахер, летчик, водитель, почтальон, художник, пожарный ), закреплять пред...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 4-5 лет по образовательной области социально- коммуникативное развитие тема: «Волшебные слова»

Цель: Знакомство с многочисленными способами приветствия и прощания, благодарности и извинения.Задачи:Образовательные:1.             Формиро...

Конспект регламентированной образовательной деятельности детей 4-5 лет по образовательной области социально-коммуникативное развитие тема: ««Мой собственный образ. Я и моя семья»

Цель: развитие представлений ребенка о себе самом, осознание своего собственного образа, свое отношение к окружающему. Задачи:* Формировать понятие о семье, семейных и родственных отношениях...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» «Осторожно зима!»

Цель: сформировать у детей средней группы знания о правилах безопасной прогулки зимой. Закрепить знания о зимних забавах. Задачи:Познавательная: - сформировать умения  ориентироваться в окру...

Конспект сюжетно- ролевой игры « Банк» для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Раздел: «Игра»

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие  способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значе...

Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе Тема «Мойдодыр» Образовательная область : Социально-коммуникативная

Цель: формировать элементарные представления о культурно – гигиенических навыках.Задача: Создать условия для формирования навыков личной гигиены....