Перспективное планирование по развитию речи в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа)

Семыкина Олеся Николаевна

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr.docx46.17 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

 

ПРИНЯТО                                                                                                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ решением Педагогического совета                                                                                                                                                заведующий МКДОУ  протокол № ___от «__»_____2019 г.                                                                                                                                                       детский сад  № 10

                                                                                                                                                                                               _______________Лядова Г.Н.  

                                                                                                                                                              «___» ____________2019 г.

 

 

 

 

 

Перспективное планирование по речевому развитию

Средней группы № 1

на 2021-2022 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составители: творческая группа

МКДОУ «Д/с №10»

 

 

Новосибирск

 

Тема недели 

Тема занятий 

Цели и задачи 

Материалы и оборудование 

Литература 

СЕНТЯБРЬ

1

До свидания, лето

«Вот и лето прошло»

Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками, в диалог. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Произвольно строить предложения разной грамматической структуры. Обогащать словарь детей точными глаголами. Развивать речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.

Веревочки, ленты, тазики с водой, бумажные лодочки (по 1 на каждую пару детей).

«Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», под. ред. Л.А.Парамоновой,

стр. 12

2

Мониторинг

3

В мире доброй сказки.

 

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.

Учить правильно называть детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов. Развивать умение понимать и оценивать поступки и характеры героев, образное содержание и идею произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе

Игрушки-собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики (по 2 шт); игрушечная лесенка с тремя ступеньками.

О.С.Ушакова,

«Развитие речи детей 3-5 лет», стр.120

4

«Детский сад – мой второй дом»:

взаимоотношени я между детьми

Тема: Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»

учить составлять рассказ исходя из набора игрушек. Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа.

Закрепить правильное произношение изолированного звука [з], учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания. Развивать желание рассказывать об игрушках. Воспитывать интерес к занятию

Картинки или игрушки: кукла, собака, блюдце, котенок.

О.С Ушакова, стр:118

 

5

Подарки осени: овощи, фрукты, ягоды и грибы

 Составление описания по лексической теме «Овощи»

учить описывать овощи, правильно их называть. Уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию.

Развивать интерес к окружающему.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

блюдо с овощами и фруктами. Картина «Овощи и фрукты», картина «Брат и сестра на качелях»

 

 О.С Ушакова, стр:158

ОКТЯБРЬ

Родной край. Краски сибирской осени.

1

Вот она какая, осень золотая! Осенние изменения в природе (растения, семена)

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле.

Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке.

кукла

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.30.

 

2

Зимующие птицы

        

  ЗКР: звуки С, Сь

Объяснить детям артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука (в словах и фразовой речи)

Бумажка, узкие полоски папиросной бумаги

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.28.

3

Животные родного  края готовятся к зиме

Описание игрушки: белки, зайчика и мышонка.

Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке, учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде, образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением.

Учить слышать и правильно произносить звук (ш), подбирать слова сходные по звучанию.

Большой медведь мягкая игрушка, картинки с предметами, в которых есть звук (ш): шкаф, чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня.

  О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет»

Стр: 131

4

Мамы и детки.

Дикие и домашние животные

Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок».

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Картинка олененка

   В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.65.

НОЯБРЬ

Человек среди людей

 

1

Я человек: я мальчик, я – девочка.

Что такое хорошо и что такое плохо

Составления описания внешнего вида.

Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды. Учить образовывать единственного и множественного числа глагола : хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. Дать представление о том что звуки в словах идут последовательно друг за другом.

Кукла-петрушка, демонстрационная линейка.

  О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет»

Стр: 149

2

Я и моя семья:

Мой дом.

Рукотворный мир.

ЗКР: звуки З, Зь

Упражнять детей в произношении изолированного  звука З (в слогах, словах); учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова со звуками З, Зь.

Кубик со звуковыми песенками.

  В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.32.


3

Профессии.

Трудовые действия, орудия и результаты труда

«Как коза избушку построила»

Обогащать содержание общения детей. Развивать диалогическое общение со сверстниками. Активизировать прилагательные. Побуждать соотносить глагол и выразительное движение. Уточнять и закреплять правильное произношение шипящих звуков.

Букет осенних листьев, вазы с ветками ели, березы, дуба (могут быть искусственные или муляжи). Элементы костюмов: козы, козлят, деревьев. Гербарий с листьями березы, клена, дуба.

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.148

4

Жилище русского

человека.

Русское народное творчество.

Чтение русской народной сказки «Зимовье»

Помочь детям вспомнить знакомые им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова).

Обложки или иллюстрации сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», пирамидка, грибки.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.48

ДЕКАБРЬ

1

Что подарит нам зима, чем она

порадует?

Сезонные изменения в природе.

«Зимняя сказка»

Обогащать опыт диалогического общения и игрового взаимодействия детей. Побуждать высказываться на темы из личного опыта. Активизировать словарь прилагательных. Уточнять и закреплять правильно произношение звука «ж».

Игрушки: медвежонок, ежик, кроватка, табурет, снежинки на ниточках.

Л.А.Парамонова

«Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.233

2

Зимние виды спорта.

Санки, лыжи.

 

Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

 Учить составлять из 2-3 предложений рассказ. Отражающий содержание картины, по плану предложенному воспитателем, учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки, продолжать учить выделять звуки в словах и правильно произносить.

 Картина «Не боимся мороза», бумажные снежинки на нитках.

 О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет»

Стр: 144

3

Новогодний

калейдоскоп.

Новый год – загадывай желания!

Встречай праздник чудес!

Подарки для всех.

 

«Какие бывают подарки»

Вовлекать детей в общий разговор. Учить передавать содержание рассказа своими словами; описывать предметы, вести диалог с игрушкой.

Барабан, плюшевый медвежонок, корзина, мяч, шоколадка, большая конфета, шапочка, шарфик.

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.258

4

Безопасность зимой 

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

 Тексты стихов А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка…», И. Сурикова «Зима» (в сокр), С. Дрожжина «Улицей гуляет…», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…».

 В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.44

5

Театральная неделя

Составление сюжетного рассказа по ролям.

Формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи слова обозначающие  качества и действия предметов. Учить подбирать точные сравнения. Учить понимать и активно использовать различные интонации

( удивления, радости, вопроса), выделять в словах заданный звук.

Картинки с изображением козленок, коза, корова, зайчонок.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5 лет»

Стр: 122

ЯНВАРЬ

Русская традиционная культура

1

Зимние каникулы

2

Знакомство с народной культурой и традициями.

Одежда русских людей

ЗКР: звук Ц.

 Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированно, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.36

3

Неделя детской книги

Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

 Текст сказки «Федорино горе», обложки книг и иллюстраций к сказкам К. Чуковского.

 В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.53

4

Неделя добра

Чтение сказки «Три поросенка».

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

Портрет С. Михалкова, иллюстрации к сказке.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.35

ФЕВРАЛЬ

Мы поздравляем наших пап

1

Какой бывает общественный транспорт.

Автобус, поезд, самолет,

теплоход.

 

Общественный транспорт

Развивать навык составления описательного рассказа. Формировать представления о слове и предложении, развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, составляя грамматически правильные предложения, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

Предметные картинки по теме, игрушечные машины (автобус, поезд, теплоход, самолет)

конспект

2

Наша армия сильна.

Военные моряки, летчики, танкисты,

пограничники, солдаты.

«Смелый, сильный, волевой»

Вовлекать детей в общий разговор. Побуждать высказываться на тему из личного опыта. Обогащать и активизировать словарь прилагательных. Учить пересказывать короткий текст.

Картинки с изображением военных разных профессий, мяч, наборное полотно, голубая лента, детали строительного материала для моста, игрушки- две козы.

Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.368

3

Путешествие в страну здоровья

Ознакомление художественной литературой

«Айболит»

К. Чуковский.

с

Продолжить знакомство детей с произведениями К. Чуковского. Приучать внимательно слушать текст, восстанавливать цепочку сюжетных событий с помощью вопросов взрослого, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Способствовать запоминанию некоторых фрагментов текста. Вызывать эмоциональный отклик, желание поиграть с игрушкой на тему услышанного.

Портрет К.И. Чуковского, книга, иллюстрированная В. Конашевичем, мягкие игрушки: Айболит и другие персонажи или их изображения на картинках.

Л. А. Парамонова

«Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.336 

4

Мой город.

Достопримечате льности

Заельцовского района

Рассказывание из опыта «Где мы были, что мы видели?»

Закрепить представления о родном городе, его достопримечательностях. Закрепить умение составлять рассказ из личного опыта на основе вопросов. Учить вслушиваться в звучания слов, выделять в словах звуки.

Предметные картинки (по выбору педагога)

        Н. С.         Голицына

«Конспекты комплексно-тематических занятий, средняя         группа»,

стр.208

МАРТ

Весна идет, весне дорогу!

1

Мамин праздник 8 марта

Готовимся встречать весну и Международный женский день.

Познакомить детей со стих-ем А. Плещеева «Весна». Упражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

Иллюстрации весны

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.59

2

Комнатные растения

(условия для роста, правила ухода)

ЗКР» звук Ш.

Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком Ш.

 Кусочки ваты

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.46.

3

Весна шагает по планете.  

«К нам весна шагает»

Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Развивать интонационную выразительность речи, дикцию. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л» и «л’».

Картинка с изображением подснежника. Игрушки: рыжая белочка и серый заяц, элементы костюмов

(шапочки) этих персонажей. Солнышко на палочке, картины с весенним пейзажем

(ранняя весна), наборное полотно, ваза с зелеными веточками.

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.452

4

Азбука безопасности. В

мире растений и животных

«Разноцветные огоньки»

Вовлекать детей в содержательное внеситуативное общение. Познакомить со многозначным словом «огонек». Обогатить словарь прилагательных, развить дикцию, артикуляционный аппарат.

        Цветок         бальзамина,

Картинка (игрушка) конь огонь, фонарик.

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.428

5

Пресноводные и морские рыбы

Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Маски кота и петуха.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.67

АПРЕЛЬ

Весенние деньки

1

Экосказка.

Взаимосвязи в природе. 

«Особенная вода»

Вовлекать детей в содержательное внеситуативное общение.

        Активизировать         прилагательные,         в

Игрушки: ослик, лягушонок.

Л.А.Парамонова

«Развивающие занятия с детьми 4-5 лет»,

процессе инсценировки побуждать передавать ролевой диалог персонажей.

стр.438

2

День космонавтики.

 

ЗКР: звук Ж.

 Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука Ж (изолированно, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж.

Отрывок из рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.49

3

Путешествие в прошлое предметов.

«Посуда бывает разной»

Обогащать опыт содержательного внеситуативного общения детей. Вовлекать их в речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать задавать вопросы. Уточнить значение слов, обозначающих предметы посуды, и обобщающее наименование «посуда». Активизировать прилагательные. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «л», «ль».

Предметы посуды: кастрюля, ложка, вилка, тарелка. Солонка. Картинки с изображениями предметов кухонной, столовой и чайной посуды. Мел, наборное полотно, метка.

«Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», под. ред. Л.А.Парамоновой,

стр. 411

4

Мониторинг

МАЙ

Скоро лето!

1

Праздники мая.

 9 мая — День Победы.  

День Победы. Заучивание стих-я Т. Белозерова «Праздник Победы».

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стих-е Т. Белозерова «Праздник Победы».

Иллюстрации празднования Дня Победы, ветеранов.

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.68

2

Мой адрес.

Флаг Новосибирска

ЗКР: звук Ч.

Объяснить детям, как правильно произносится звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей.

Иллюстрация паровоза

В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа», стр.53

3

Летние виды спорта

Составление рассказа по картине «Дети играют в футбол»

Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.

Сюжетная картина «Дети играют в футбол»

конспект

4

Летние цветы, травы, насекомые.

«Мы в лесок пойдем»

Вовлекать детей в содержательное общение, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Учить рассуждать, понимать смысл образования производных слов. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «р»-«р’». Учить различать их на слух. 

Картинки         с изображением         белых грибов,         лисичек,

подосиновиков,

подберезовиков,

малины,         черники, земляники, рыбы, рака, ромашки,         травы, стрекозы, воробья. Две веревки,         наборное полотно.         Элементы костюмов Воробья и

Ерша (шапочки, ободки) для разыгрывания сказки.

Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет», стр.564

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Калндарно-тематическое планирование работы по развитию речи с детьми-логопатами средней группы детского сада...

перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Данный материал может использоваться педагогами средних групп при подготовке занятий по развитию речи....

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе 2013г

Перспективное планирование  по развитию речи в средней группе...

перспективное планирование по развитию речи в средней группе по программе "Радуга"

Интегративный подход в современном образовании дошкольников В настоящее время развитие дошкольного образования идет в направлении личностного здоровьесбережения детей: не угасает интерес к ...

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

перспективное планирование по развитию речи...

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Перспективное планирование рассчитано на учебный год согласно ФГОС...

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе

Перспективное планирование по развитию речи в средней группе...