«Пальчиками играем – моторику и речь развиваем»
статья (младшая группа)
«Пальчиками играем – моторику и речь развиваем»
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 384.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пальчиками играем – моторику и речь развиваем»
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Так как через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. Совместная деятельность проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Массаж и самомассаж рук и пальчиков является хорошим средством развития мелкой моторики в дошкольном возрасте.
Игровой пальчиковый самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.
Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков, дети развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.
Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах и в условиях семьи.
Комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей.
Массаж рук.
Руки крепко прижимаем,
И ладошки растираем.
Сильно, сильно, сильно трем,
Разогреться им даем.
Ручки наши мы согреем,
а ладошки разотрём.
Станут ручки всех сильнее,
Это мы с тобой поймём.
«Мы погреем наши ручки»
Ой-е-ей, ой-е-ей!
Как же холодно зимой,
Чтобы нам не заболеть,
Надо ручки нам согреть!
Поиграем мы немножко
и потрем свои ладошки.
Сильно руки растираем,
ими глазки закрываем!
Раз, два, три, четыре, пять
наши детки будут спать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-266288-1371203189.jpg)
«ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ, МОТОРИКУ РУК РАЗВИВАЕМ»
Что такое мелкая моторика рук? Какие существуют способы ее развития у дошкольников? Что такое пальчиковые игры и как в них играть с детьми? На все эти вопросы вы найдете ответы в представленной методи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/21/picture-651894-1671611908.jpg)
"Играем по дороге речь развиваем"
Играть и заниматься с ребёнком не только в специальной обстановке, но так же можно поиграть по дороге домой или в детский сад. Данные игры помогают малышам развивать наблюдательность, внимание, память...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/30/picture-275977-1375213792.jpg)
Мастер - класс для родителей "Наши пальчики играют, в развитии речи нам помогают"
Все понимают важность и актуальность развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Но, в силу большой занятости, родителям редко удается найти время для развития моторики рук ребёнка. Это бол...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/14/picture-1418134-1663119628.jpg)
Семинар практикум для родителей "Пальчиками играем - маме помогаем - речь развиваем"
Семинар практикум для родителей "Пальчиками играем - маме помогаем - речь развиваем"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-963274-1509218771.jpg)
дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"
Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-1273060-1601323086.jpg)
Игра для детей старшего дошкольного возраста на тему «С пальчиками играем звуки в речи закрепляем»
Развитие правильного произношения звуков в речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием специального оборудования....
Мастер-класс для родителей с детьми средней группы: "Вместе играем- мелкую моторику и речь развиваем!"
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства.А в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки ...