«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
методическая разработка (подготовительная группа)
Заковыристое слово «наузистика» обозначает искусство вязать узлы. Точнее науку о завязывании узлов. Нужна ли она современным детям, в наш век разных липучек, совершенных застёжек и высокоразвитых систем безопасности? Безусловно, да.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_uzelkam.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Черёмушка» МО «Алданский район» РС(Я)
____________________________________________________________________________________________
678953 Республика Саха (Якутия) г. Томмот, Октябрьская, 6
ИНН/КПП 1402013153/140201001, тел. 4-41-08, Факс (411 45) 44-1-08
e-mail: cheremushka-tommot@yandex.ru, сайт: http://cheremushka.saha.prosadiki.ru
Тема:
«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
Материал подготовлен:
Воспитатель МБДОУ «Черёмушка»
Высоких Татьяна Петровна
«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
Заковыристое слово «наузистика» обозначает искусство вязать узлы. Точнее науку о завязывании узлов. Нужна ли она современным детям, в наш век разных липучек, совершенных застёжек и высокоразвитых систем безопасности? Безусловно, да.
Жить без узлов практически невозможно. Мы ещё с детства помним, как трудно было научиться завязывать шнурки на ботинках или бантик на голове у куклы? Завязать узел — абсолютно необходимое умение. А важнее всего завязывать узлы с
коррекционно-развивающей целью. При завязывании узлов задействованы мелкие мышцы рук, что очень важно для обучения детей рисованию, письму, выполнению различных практических действий. Кроме того, у детей формируются такие важные качества, как терпение, ловкость, настойчивость. А если завязывать узел с закрытыми глазами, спрятав руки за спину, то развиваются пространственные представления, тактильная память.
Актуальность этой темы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. А так же узелок — настоящий тренажёр для развития остроты зрения.
Новизна этой темы состоит в том, что во время игры ребёнок учиться сталкиваться с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности, что является сильнейшим стимулом для проявления самостоятельности, уверенности.
Цель: подвести к пониманию того, что умение завязывать узлы необходимо в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с разными разновидностями узлов и техникой их завязывания.
- Расширять знания детей о людях разных профессий, которые используют в своей работе узлы.
- Научить через прикосновение к верёвке видеть, осязать, различать, запоминать.
- Пополнять активный словарь детей новыми терминами.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, любознательность, творческие способности, тренировать произвольное внимание, зрительную память, улучшать мелкую и крупную моторику рук, остроту зрения, усидчивость, уверенность в свои силы.
- Развивать сенсорные навыки: цвет, форма, размер.
Воспитательные:
- Вырабатывать навыки доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать личностные качества ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность.
Предварительная работа:
- Изучение методической и познавательной литературы по теме.
- Познавательные занятия: «История возникновения узлов», «Откуда пришла верёвка?», «Как человек использует верёвку?», «Свойства верёвки».
- Изготовление пособия – тренажёра – Рамки.
- Изготовление картотеки: «Образцы узлов».
- Подбор материала к игре и изготовление мини-тренажёров для закрепления завязывания узлов.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но не опаздывайте и, помогая, думайте сами»
Борис Павлович Никитин.
Для детей дошкольного возраста развивающая игра имеет исключительное значение: это- учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира, приобретение новых знаний, умений, навыков. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и воображения.
Одной из таких игр является игра: «Узелки», которую создали Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Состоит эта развивающая игра из двух рамок и перекладины-прута между ними. В верхней части располагаются 8 узелков-образцов (по сложности), а в нижней части рамки - отрезки шнура. Задание заключается в том, чтобы ребенок, глядя на образец, завязал точно такой же узелок. Также можно сравнивать узлы, придумывать новые, завязывать их на скорость и т.д.
Зачем же нужны все эти верёвки и узлы?
- Завязывание и развязывание узлов это главная «гимнастика для ума».
- Завязывание и развязывание узлов – это прекрасное упражнение на развитие мелкой и крупной моторики;
- Узелок — настоящий тренажёр для развития зрения.
- Это упражнение на понимание и освоение физики окружающего мира.
- Это невероятно интересно и увлекательно, завязывание узлов, каждый из которых имеет свои смысл, название и характеристики, – очень хороший способ разнообразить наш ежедневный досуг;
- Работа с узлами – отличная тренировка внимательности, тщательности, кропотливости; усидчивости.
- Умение завязывать и развязывать узлы пригодится как для домашних приключений, вроде строительства шалаша из одеял, так и для выезда на природу; завязывание шнурков на ботинках, мужчины завязывают галстуки, девочки бантики и т.д.
- Многие узлы используют в своей работе люди разных профессий: альпинисты, хирурги, швеи, моряки, рыбаки, туристы.
Разнообразие узлов удивляет и увлекает по своей простоте и сложности. При работе с детьми действует главный принцип : «от простого к сложному». Поэтому на начальных ступеньках обучения мы взяли несложные по своей технике узлы: «Простой» - левый и правый, «Восьмёрка», «Удавка», «Выбленочный», «Привязочный узел», «Шкотовый», «Плоский узел», «Узел проводник».
- Методы обучения детей производится небольшими группами, индивидуально.
- Длительность определяется интересом детей.
- Материал подобран таким образом, чтобы постепенно, по мере сложности узла возрастала и нагрузка на мышцы рук.
- Показ, объяснение, выполнение общих действий, при необходимости возвращаемся к начальным приёмам способа завязывания узла.
- Используются только те узлы, которые дети могут завязать: по образцу, словесному объяснению, по памяти, закрытыми глазами, за спиной.
- Игры могут быть использованы: воспитателями ДОУ в НОД, в режимных моментах.
родителями дошкольников и самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Практическая часть.
- Сначала, чтобы завязать узел, дети кладут верёвку на поверхность стола или на пол.
- Пробуем связать несложный простой (левый и правый) узел, держа концы верёвки в руках.
- Далее изучаются узлы по мере их сложности завязывания.
- Все изученные далее узлы закрепляются на мини – тренажёрах (плоскостные и объёмные): «Солнышко», «Деревце», «Кораблик», «Шапочка», «Ботиночки», Собачка», «Лошадка», «Паровозики» и т.д.
- Переход на основной тренажёр – рамку: задание:
- Рассмотри, узнай, назови и завяжи на нижнем отрезке рамки узел по образцу, который сделан наверху рамки.
- Словесная работа, диалог (вопрос – ответ): Для чего годится такой узел? Какой из узлов лучше и почему? Люди какой профессии используют этот узел? Какой узел тебе больше всего нравится завязывать? Какой узел для тебя самый трудный? Почему?
- Завязать узел с закрытыми глазами или у себя за спиной, ощупывая пальцами.
- Завязывание узлов по карточкам – образцам.
- Задание: не глядя, на ощупь, определить, каким узлом завязана верёвка.
- Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук, слогов, слов, хлопков и т.д.
- Кто больше узлов умеет связать, не глядя на образец? (Верхние образцы закрывают).
- Кто быстрее свяжет узел? (Выбирать для этого более сложные).
- Придумайте новые узлы.
- Придумайте и украсьте верёвочку, используя разные виды узлов.
Вывод: Использовав на практике развивающую игру «Узлы», мы действительно убедились, что это не только просто увлекательное занятие, но и очень важное для разностороннего развития ребёнка. При завязывании узлов развиваются мелкие мышцы рук, которые подготавливают ребёнка к выполнению различных практических действий. А главное, знакомство с узлами обогащают знания об окружающем мире. Кроме того, у детей формируются такие важные качества, как терпение, ловкость, настойчивость, творческое мышление, зрительная и тактильная память, внимание, усидчивость, терпение и т.д.
Переходя от простых задач к более трудным заданиям, дети получают радость и удовлетворение от умственной деятельности. Порой даже бывает трудно, но они обязательно добиваются поставленной цели.
Используемая литература:
- «Рисование верёвочкой», А.В. Никитина.
- «Ступеньки творчества или развивающие игры», Б. П. и Е. А. Никитины.
- «Большая энциклопедия узлов», 2016 г, Марк Шпаковский.
- Полная энциклопедия: «Узлы», Джеффри Будворт.
- «Большая книга узлов», Колин Джермен.
- И. П. Дыбина, « Путешествие в прошлое предметов».
- «Новый взгляд на игры Никитиных», 2003, Елена Данилова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мягкая развивающая книжка. "Умная книга" - средство развития познавательных процессов младших дошкольников
В раннем возрасте у детей высокая потребность в тактильных ощущениях. Такого активного взаимодействия не выдержит книга из обычной бумаги. Мягкая развивающая книжка - это комплексная игрушка из разноо...
«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
Завязать узел — абсолютно необходимое умение. А важнее всего завязывать узлы с коррекционно-развивающей целью. При завязывании узлов задействованы мелкие мышцы рук, что очень важно д...
Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Развивающая игра как средство развития познавательных процессовдетей старшего дошкольного возраста....
Использование на улице развивающих игр из подручных материалов, с детьми раннего возраста, как средство развития познавательных процессов.
Методическая разработка, где предложены игры из подручных материалов , которыми можно занять ребенка на улице, и которые, при этом, развивают: большую моторику, речь, воображение, двигательную активно...
Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"
Буклет по теме: " Развивающие игры Воскобовича как средство развития познавательной деятельности дошкольников"...
Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как ...
«Развивающая игра «Узелки», как средство развития познавательных процессов».
Заковыристое слово «наузистика» обозначает искусство вязать узлы. Точнее науку о завязывании узлов. Нужна ли она современным детям, в наш век разных липучек, соверше...