Мастер-класс. Арт-терапевтические техники
материал

Юсупова Лариса Викторовна

Мастер-класс  «Арт-терапевтические техники в коррекции  эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._art-terapevticheskie_tehniki.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Арт-терапевтические техники в коррекции

эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог: Юсупова Лариса Викторовна

МАДОУ № 75

Дата: 16.02.2022 г.

Арт  терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. 

Виды арт-терапии:  изотерапия, сказкотерапия,  музыкотерапия, песочная терапия, фототерапия, цветотерапия, танцевально-двигательная терапия.

   Используя арт-терапию в работе с детьми, можно  достичь следующих целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

В конечном итоге использование метода арт-терапии способствует развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также  отличному самочувствию ребенка.

1.  Техника рисования на влажных салфетках

 Цель: работа с напряжением, страхом, тревогой.

Инструментарий: гуашь, вода, кисточки, влажные салфетки, на столах клеенка.

Возраст применения: с 4-х лет. Ограничения: в этой технике сложно работать гиперактивным  детям; не стоит ее применять с большой группой.

Инструкция: 1. Подумайте о какой-то своей тревоге или страхе.

2. Возьмите влажную салфетку, положите перед собой. Нарисуйте свой страх или тревогу.

3. Когда вы почувствуете, что вы закончили и этого достаточно,  просто держа рисунок в руке, отслеживайте свои чувства и ощущения в теле. Когда почувствуете, что готовы освободиться от своего страха, выбросьте салфетку в мусорный пакет (обязательно мусорный – чтобы была четкая ассоциация с мусорным, а не простым пакетом).

4. А теперь нарисуйте новый рисунок на чистой влажной салфетке «Ваши ощущения сейчас». Почувствуйте, что вам комфортно.

5. Расскажите о своих чувствах и ощущениях во время рисования, и от конечного рисунка и результата работы.

С детьми мы не устраиваем подробного анализа. Просто просим рассказать про рисунки, как ему было в разных процессах. Ребенок рисует до удовлетворяющего его эмоционального состояния. Уточняем: «Тебе нравится рисунок?», «Достаточно?»

2.  Арт-терапевтическая  медитативная техника «Мой синий цвет»

С чем чаще всего ассоциируется синий цвет? Скорее всего, это вода.
Образ воды рождает разные ассоциации: это и расслабление, отдых, и глубина, неизвестное.

И эта техника также поднимает что-то глубокое, внутреннее внутри человека. Работая с красками, человек погружается в медитативное состояние, т.к. нет задачи нарисовать что-то конкретное. И это с одной стороны дает расслабление, с другой стороны (и как следствие) отпускание каких-то подсознательных процессов.

Техника эффективна в состоянии эмоционального возбуждения, смятения, тревоги. Можно использовать со взрослыми  и  с детьми.

Цель: работа с напряжением, тревогой.

Возраст применения: с 4-х лет.

Инструменты: краска (акварель или гуашь), кисточка, лист А4. Можно включить фоновую спокойную музыку.

Инструкция:

1. Сейчас вы будете  искать свой синий цвет. Можно смешать оттенки синего цвета, можно добавить другие цвета.

2. Вопросы после рисования:

  • Как рисовалось?
  • Что чувствуете сейчас?
  • Какие ощущения в теле были во время рисования и сейчас?

3. Упражнение  «Дерево  достоинств»

Работа с  пластилином. Пластилин  дает чувство безопасности, чувство расслабления, дает метафору «Я всё могу слепить» - «Если я это слеплю, значит  это будет в моей жизни».

 Подходит для группового и индивидуального формата.

Цель: дать ресурс каждому ребенку; повышение самооценки.

Инструментарий: пластилин, карандаши, ручки, мелки, лист А4.

Инструкция: 1. «Нарисуйте  дерево,  желательно на весь лист бумаги».

 2. «Теперь возьмите  пластилин и повесьте  на свое дерево свои достоинства. Что в вас  есть хорошее?»
Обязательно нужно проговаривать вслух свои  достоинства, как бы предъявляя  их миру.

(Интересно, что если у ребенка ресурса достаточно, то он может забыть, потерять рисунок, а если у него мало ресурса, то он обязательно возьмет его домой).

4. Техника  «Работаем с агрессией, тревогой, страхом».
Цель: снизить уровень агрессии, снять мышечное напряжение, вернуть
ребенку ощущение контроля над эмоциями.
Возраст: от 4 лет.
Материалы: Дощечка для пластилина,  влажные салфетки, пластилин.
Инструкция:
1. Подумайте  о той ситуации, человеке,  которая
вызывает максимальное чувство гнева.
2. Отметьте, в каких частях частях тела вы
максимально ощущаете  свой гнев.
3.  Какой ваш гнев, если бы он был предметом? На что похож ваш гнев?
Можете  слепить свой гнев из пластилина?

Вопросы:
1. Что вы слепили?
2. Что вы чувствовали  когда лепили?
3. Может ваш  гнев говорить?
4. Что бы он вам сказал?
5. Что бы ты хотел сделать с гневом?

Трансформация: Предложить  сделать что-то с арт-объектом,
можно предложить скатать его в шарик или разорвать на кусочки, сделать
блин и постучать по нему, подавить, комкать.

(Важно проговорить о том что гнев- это естественная эмоция, реакция на
определенную ситуацию, просто таким способом ребенок учится безопасно
для себя и окружения выражать свой гнев, справляться с ним, освобождаться
от него).

Вопросы:
Как ты чувствуешь себя теперь?

5. Упражнение «Рисование под музыку»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Материал: Краски акварельные или гуашевые, широкие кисти, бумага, музыка  Вивальди «Времена года».

Проведение: Рисование под музыку Вивальди «Времена года» большими мазками.

  1. Лето – красные мазки (ягоды)
  1. Осень – желтые и оранжевые (листья)
  1. Зима – голубые (снег)
  1. Весна – зеленые (листья)

6. «Новогодняя ёлочка». Арт-терапевтическое упражнение. 

Цели:

- обозначить свои большие и маленькие цели;

- визуализировать свои эмоции и чувства, которыми вы хотите наполнить себя и свою жизнь;

- подвести итоги прошлого года или любого жизненного периода, отметить свои заслуги и достижения.

Проводится со взрослыми (педагоги, родители)

Материалы:

Карандаши,  краски (лучше всего), кисточка, бумага (А4).

Алгоритм проведения:

Инструкция.

1. Возьмите бумагу и то, чем вы будете рисовать свою елочку. Представьте, что елочка – это ваша жизнь в следующий год. Нарисуйте ее так, как хочется.

Рассмотрите свою елочку: какая она – высокая, низкая, пушистая.  

2. Теперь нарисуйте свою главную цель на следующий год – украшение верхушки (это может быть и звезда, и конус, и что-то необычное).

3. Теперь нарисуйте другие большие значимые цели – украсьте елочку крупными игрушками.

4. Теперь можете нарисовать гирлянды-бусы проговаривая свои желания и небольшие цели, которые вам так же хотелось бы воплотить в этом году.

5. Посмотрите на вашу елочку. Какая она красивая, яркая, необычная.

Это ваш будущий год.

6. Полюбуйтесь на свою елочку, наполнитесь этой атмосферой праздника, чуда, детской радости и уверенности в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Валентинка", выполненная в технике "торцевание на пластилине".

Мастер - класс предназначен как для педагогов, родителей и творческих людей, так и для учащихся образовательных учреждений и воспитанников детских садов подготовительной группы. "Валентинка"...

Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Мастер-класс "Технология использования терапевтических сказок в создании психо-эмоционального комфорта детей дошкольного возраста"

   Конечно, все мы разные! Творческие и совершенно неспособные к фантазии. болтуны и молчуны, готовые к общению и крайне замкнутые, отличники и совсем другие))) Но всем нам необходимо...

Арт-терапевтический мастер-класс для воспитателей в техники рисования воздушными шарами "Что рисует душа"

Цель: Снижение эмоционального напряжения, повышение психического тонуса. Активизация творческого потенциала.Задачи:-  Создание положительного эмоционального климата, используя методы и прием...

Мастер-класс по нетрадиционной изобразительной технике.Рисование воздушными шариками — увлекательная техника для маленьких детей

Рисование воздушными шарами — несложный, при этом необычайно интересный и захватывающий способ детского творчества....