Мастер-класс "Технология использования терапевтических сказок в создании психо-эмоционального комфорта детей дошкольного возраста"
проект по развитию речи

Веретенникова Наталья Владимировна

     Конечно, все мы разные! Творческие и совершенно неспособные к фантазии. болтуны и молчуны, готовые к общению и крайне замкнутые, отличники и совсем другие))) Но всем нам необходимо научиться общаться друг с другом.  Внести немного волшебства в жизнь детей, найти с ними общий язык можно при помощи сказки!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» города Губкин Белгородской области

Мастер-класс «Технология использования терапевтических сказок в создании психо - эмоционального комфорта детей дошкольного возраста»

                                                           Подготовила:

                                                           Веретенникова Наталья Владимировна,

                                                           воспитатель МАДОУ «Детский

                                                           сад комбинированного вида №21«Ивушка»

                                                           города Губкин  Белгородской области

Губкин 2018

Мастер-класс «Технология использования терапевтических сказок в создании психо-эмоционального комфорта детей дошкольного возраста»

Цель: знакомство с технологией использования терапевтических сказок, совершенствование профессиональной компетенции воспитателей дошкольных образовательных организаций по вопросам организации образовательной деятельности на основе программно-методического комплекса «Мозаичный парк».

Задачи:

- продемонстрировать коллегам технологию использования терапевтических сказок в создании психо-эмоционального комфорта детей дошкольного возраста;

- прокомментировать эффективность применения приёмов;

- отработать приёмы в деятельностно-имитационном режиме.

Оборудование:

- мультимедийное оборудование, колонки;

-  электронная презентация мастер - класса;

- образцы книг с терапевтическими сказками;

- перчаточная кукла «Жираф»;

- лэйпбук «Наши сказки».

ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

- Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста,  вам всегда комфортно находится среди большого скопления народа? А выступать перед неизвестной Вам аудиторией?

- Конечно, все мы с вами разные. Одна и та же ситуация выступления одному человеку комфортна, а другому дискомфортна. Кто-то в силу своего характера умеет установить контакт с аудиторией и даже получить подзарядку от такого общения. А кому-то приходится преодолевать себя, свои страхи и комплексы. Но мы с вами взрослые люди и  в силу своего жизненного опыта, как правило, уже умеем правильно реагировать на стрессовую ситуацию. А как же быть ребёнку, попавшему в большой детский коллектив, иногда, к сожалению, против своего желания? Не секрет, что не все дети любят посещать детский сад. По разным причинам. В каждой группе есть дети с определёнными трудностями в общении. Это может быть ребёнок агрессивный, или застенчивый, или, наоборот, с демонстративным поведением.

(Слайд 2) И тогда перед воспитателем встаёт задача - попытаться скорректировать поведение таких детей - социализировать.  Очень важно научить детей общаться между собой, со взрослыми, строить диалоги. К сожалению, в современном мире, в котором мы с вами живём, новых технических новинок всё больше, а живого общения, смеха - всё меньше. Внести немного волшебства в жизнь детей, найти с ними общий язык можно с помощью сказки. Мы предлагаем взрослым - педагогам, родителям -  научиться различать разные виды сказок, интересно работать с ними и умело приглашать ребёнка к участию в увлекательном путешествии в мир сказок.

 (Слайд 3) Сказкотерапия - это самый мягкий способ коррекции поведения ребёнка.

В сказкотерапии используется три вида сказок:

  • Художественные (народные и литературные), т.е. традиционные.
  • Психокоррекционные или терапевтические.
  • Дидактические сказки.

Мы рассмотрим один вид сказок - терапевтические, которые создаются в соответствии проблемной ситуацией и подаются под различными «соусами»: это может быть просто рассказывание готовой сказки,или  сочинение сказки вместе с детьми, или кукло-терапия, рисование, драматизация  и многое другое.

(Слайд 4) В программно-методическом комплексе дошкольного образования «Мозаичный парк» для создания различных игровых ситуаций рекомендовано использовать перчаточные куклы.

(Слайд 5) Так в нашей группе появился  «Жираф», который получил своё имя - Степан, и легенду: Стёпа приехал к нам из далёкой Африки, чтобы познакомиться и подружиться с ребятами из России, принимать участие в играх, узнать много нового. Он живёт в нашей группе второй год, растёт и развивается вместе с нашими ребятами. Он ровесник  детям группы - сейчас ему 4 года. Стёпа попадает в разные проблемные ситуации, выход из которых мы вместе с ребятами помогаем ему найти.

(Слайд 6) А самое главное - эта перчаточная кукла стала героем наших сказок, которые мы сочиняем вместе с детьми. На создание книг нас вдохновила серия терапевтических сказок Натальи Лукомской из серии «Сказки мамы-мышки».

Как же можно использовать терапевтические сказки в ежедневном общении с детьми.

(Слайд 7)

Первый способ использования терапевтических сказок - рассказывание.

Такие сказки может придумать любой человек, но есть некие правила. Первое правило заключается в том, что если ребёнок старше трёх лет, не надо делать прямые ассоциации: мальчик - мальчик, девочка - девочка. Очень хорошо воспользоваться таким методом, когда мы меняем ребёнка на какого-то медвежонка, зайчонка или жирафа (как в нашем случае). 

Дети не любят лобовых инструкций, указаний. Пусть это будет сказка про кого-то другого, и тогда её будет легче примерить на себя: «А чем я хуже?»

Второе правило - указать схожую проблему. Постараться описать те чувства, которые испытывает ребёнок (одиночество, страх, ревность и т.д.), если он с вами этим делился. Так пусть и ваш персонаж испытывает схожие чувства. Тогда ребёнок почувствует свою близость к этой сказке.

Третье правило - очень важно найти в сказке какое-то средство преодоления. Это могут быть разные средства. Например, найти какое-то волшебное средство, которое помогло бы справиться: волшебная  палочка, шапка-невидимка, волшебный фонарь. И неважно, что в реальной жизни у ребёнка нет этого средства. Главное, что оно есть в воображении после вашей сказки и вдруг оно может сработать. И, если сказка попала в точку, то достаточно будет всего лишь сказочного преодоления какой-то конкретной проблемы или страхов.

Например, очень часто ребёнок в большом детском коллективе начинает стесняться. И эту проблему можно попытаться решить с помощью сказки. Иногда ребёночка нужно всего чуть-чуть немного подтолкнуть, дать ему уверенности, чтобы он смог открыться, обрести доверие к миру.

Например, такая сказка.

 «Жирафик Стёпа совсем недавно стал ходить в лесной детский сад и очень стеснялся других зверят. Однажды он даже залез под стол и... увидел там мышку, которая сидела и дрожала от страха. Она спросила:

- Ты тоже боишься кота?

- Нет, - ответил Стёпа.

- И собаки не боишься?

- Не боюсь.

-Какой же ты храбрый! - сказала мышка. - А я всего боюсь. Эх, была бы я как ты - храбрая и большая, я бы тоже никого не боялась!

И жирафик подумал: «Да, вот мышке та страшно. А я ничего не боюсь!» И вылез из-под стола».

Итак, первый способ - рассказывание готовых сказок.

(Слайд 8) По большому счёту, можно читать/рассказывать детям только готовые сказки. Но потом мы вспоминаем про сам творческий процесс, про ту магию, которая происходит, когда мы сами придумываем сюжет, продумываем антураж сказки - всё смешиваем и появляется некое магическое действие. Нам кажется, что приобщение детей к творческому процессу творит чудеса, создаёт особую атмосферу общения. Самое главное, без каких-либо существенных затрат - немного вашего времени и желания.

И ещё небольшое отступление. Сказки принято считать необходимым атрибутом детства. Но практика общения с дошкольниками показывает, что без участия взрослого встреча со сказкой может не принести ребёнку всего того, что она способна дать для его развития. Задача педагога, родителя состоит в том, чтобы сказки представали перед ребёнком и как удивительно красивые картины, полные прекрасных образов, нарисованных яркими красками самых разных выразительных средств языка, но и как логические задачи, требующие умения анализировать, делать вывод, размышлять.

Так появился  второй способ использования терапевтических сказок - это использование готовых зачинов, в которых описывается наиболее типичные для дошкольников проблемные ситуации, но со сказочными персонажами. Детям же предлагается самим придумать продолжение и концовку истории.

 Так у нас появилась такая папка, в которой живут сказки про Стёпу.

Нами представлены сказки по разным проблемным ситуациям.  Например, «Лесной детский сад» - проблема адаптации новенького ребёнка в группе - как быстро познакомить и подружить ребят; сказка «Плакали игрушки» - нежелание детей трудиться, наводить порядок после игр; сказка «Баю-бай» - проблема дневного сна ребёнка в детском саду.

Послушайте, пожалуйста, одну из сказок.

Баю-бай

- Ребята, будет сказка занимательна, слушайте её  внимательно, уши раскрывайте, рассказчика – не перебивайте!

Жирафик Стёпа каждое утро с нетерпением ждал ребят в детском саду. Первым всегда приходил Денис, вторым - Никита, а затем и все остальные ребята. До самого обеда Стёпа играл с ребятами, веселился, пел, гулял. Всё нравилось жирафику в детском саду, кроме одного  - он не мог лечь в обед спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть... Но однажды его воспитательница, Лисичка, спросила:

- Стёпа, а почему ты не любишь спать в детском саду?

- Потому что мне так скучно лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть...

- А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны!

- А что такое сны? - спросил Стёпа с интересом...

- Дорогие взрослые, давайте поможем Стёпе и расскажем, что такое сны? Кто хочет сказать?

- А у вас есть любимые сны?

- А что вы делаете, чтобы сон побыстрее к вам пришёл?

- Вот видишь, Стёпа, у всех людей есть любимые сны.  Тебе понравились советы наших гостей? Я думаю, что для того, чтобы приснился интересный сон, надо закрыть глаза и немного пофантазировать. А самое главное, Стёпа, если ты не заснёшь, то не сможешь потом рассказать детям свой волшебный сон.

Сейчас мы покажем, как дети нашей группы помогали Стёпе решить его проблему со сном (видеоролик).

(Слайд 9) Третий способ использования терапевтических сказок - это драматизация.

В папке, в кармашках, находится оборудование, необходимое для драматизации и организации  совместных игр, которые сплачивают  детей (пальчиковый театр, настольный театр, тексты детских песен, фигурки животных).

У нас уже есть вот такая книжка с готовой сказкой для драматизации, которую мы сочинили вместе с ребятами. Иллюстрации выполнили наши дети совместно с родителями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Слайд 10) В заключение мне очень хочется сказать - читайте детям сказки! Может быть, именно Ваша вовремя рассказанная сказка станет для кого-то ярким воспоминанием детства, поможет преодолеть какие-то трудности.

РЕФЛЕКСИЯ

- Спасибо за участие в мастер-классе. Хотелось бы услышать мнение каждого участника, Ваши впечатления и ощущения. Так как я работаю с книгой, то попрошу написать несколько слов на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказок в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экокул...

Картотека игр по саморегуляции и снятию психо-эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Игры, предложенные технологией Кряжевой Н.Л. позволят педагогу научить ребенка методам саморегуляции и снятию психо-эмоционального напряжения...

Использование русских народных сказок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоас...

Картотека игр по саморегуляции и снятию психо¬эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмоционального мира детей»)

Картотека игр по саморегуляции   и   снятиюпсихо­эмоционального  напряжения  у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия -  развитие эмо...

Комплексы релаксационных мероприятий для снятия психо-эмоционального напряжения для детей дошкольного возраста

Комплексы релаксационных мероприятий для снятия психо-эмоционального напряжения для детей дошкольного возраста...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Использование сказок в формировании элементарных экономических представлений детей дошкольного возраста

          Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительн...