мастер-класс «Применение арт-терапевтических технологий продуктивной деятельности, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Соколова Ирина Борисовна

Разработка полезна для педагогов дошкольногообразования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Применение арт-терапевтических технологий

продуктивной деятельности , направленных  на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»

 

Цельповышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения нетрадиционных технологий для развития,  коррекции и восстановлении эмоционально–волевой сферы у детей  дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в практике. 
  • Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии: терапевтическая работа с солью, технология «Эбру», технология «Батик»,  мандалотерапия, музыкотерапия, раскраски «Антистресс»
  • Способствовать развитию профессионально–творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 
  • Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий и игр.

Формы работы и методы работы

  • одновременная работа всей группы;
  • работа в микрогруппах;
  • индивидуальная работа

Этапы проведения:

  • Организационный (активизация деятельности);
  • Подготовительный (психологический настрой: приветствие, вступительное слово).
  • Основной (ознакомление с новыми знаниями, практическая деятельность).
  • Итоговый (подведение итогов, рефлексия, оценка работы, обратная связь).

Предполагаемый результат:

  • сформирована профессиональная компетентность педагогов для создания условий  психолого-педагогической и  эмоциональной поддержки ребёнка;
  • педагоги смотивированы к  использованию в педагогической деятельности арт-терапевтических технологий продуктивной деятельности , направленных  на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста

Ход мастер-класса:

1. Часть – организационная

Цель: Знакомство присутствующих друг с другом, формирование «единого пространства группы», выявление запросов и ожиданий от встречи.

  • Упражнение «Большой круг»»
  • Разминка «Пожелание удачи»
  • Психологическое упражнение  «Лучи солнца»

2  Основная часть  -  теоретическая

Сообщение темы и целей семинара

        Сегодня  я  поделюсь с вами опытом по использованию  нетрадиционных арт-терапевтических  технологий, направленных  на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»

Актуальность:

        В настоящее время специалисты по работе с детьми и родители все чаще сталкиваются с неадекватным поведением ребенка, с трудностями детской адаптации к меняющимся условиям. Дети постоянно встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому все чаще возникает вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями.  Научить детей, успокаиваться, владеть своими эмоциями  могут помочь следующие арт-терапевтические технологии продуктивной деятельности:

2.1 Мини-лекция «Арт-терапевтические технологии продуктивной деятельности»

2.1.1.  Терапевтическая работа с солью

Рисование солью наряду с развитием творческой активности детей, их фантазии совершенствует мелкую моторику рук, стимулирует развитие речи, даёт колоссальный арт-терапевтический эффект

У данного метода несколько направлений:

  • Сухой соляной бассейн.  На данном этапе осуществляется межсенсорная синестезия: сочетаются разные сенсорные ощущения ( запах, звук, вкус…), дети  получают оздоровительный эффект при работе с йодированной солью.
  • Окрашивание соли, рисование цветными солями, заполнение мандал, художественное заполнение цветными солями емкостей.  У детей достигается состояние психологического комфорта, возникает чувство свободы, так как существует возможность в любой момент исправить, изменить свою работу, нет страха перед ошибкой……

2.1.2.  Технология «Эбру»

        Эбру – это уникальная техника рисования, которая предполагает создание узоров на воде и дальнейшее их перенесение на какую-либо поверхность, например, на бумагу или ткань. Эбру относится к «правополушарному» рисованию. Это рисование эмоциями и чувствами.  Методика правополушарного рисования позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в человеке. в Эбру - целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение……

2.1.3   Технология «Батик»

        Роспись по ткани – это увлекательное занятие, которое наполнит жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами, шелком и красками, доставляет удовольствие. Можно ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками, способствует решению проблем эмоционального, интеллектуального развития ребенка, она развивает заинтересованность детей к различным видам творчества. Помогает детям раскрыть в себе скрытые таланты…..

2.1.4.  Мандалотерапия

        Одной из разновидностей арт-терапии являются Мандалы.

Мандала –символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас, такое странное и незнакомое уху название. Однако, своеобразные, замысловатые символы, иероглифы и рисунки, заключенные в круг, несут большую пользу, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей. Спонтанная работа с цветом и формой внутри круга способствует изменению состояния сознания человека, вызывает разнообразные психосоматические феномены и открывает возможность для духовного роста личности…….

2.1.5.. Раскраски «Антистресс»

Данный метод также как и мандалотерапия  используются для коррекции  эмоционально–волевой сферы детей дошкольного возраста….

3    Практическая часть семинара

3.1  Практическая работа  с цветной солью.

        Заполнение педагогами емкостей, изменение рельефа рисунка с помощью пальцев, тонких палочек и других подручных материалов. (5 участников)

3.2 Ознакомление с технологией «Эбру»

Показ работы основными инструментами, создание индивидуальных работ по замыслу участников  ( 3 участника)

3.3 Ознакомление с технологией «Батик»

Показ работы основными инструментами, создание коллективной работы «Бабочка»

 

3.4 Использовавание в работе раскрасок «Антистресс».

 Мандалотерапия.

Показ готовых образцов. Наборы раскрасок для работы дома

4. Заключительная часть

Рефлексия.  Обсуждение, подведение итогов

Памятки « Технология Эбру в детском саду.».

                 «Технология «Батик»в детском саду»

 Наборы раскрасок «Антистресс», «Мандалы»

Вопросы к участникам «Мастер-класса»

Психологическая игра «Дорожка успеха»

5. Часть - Ритуал прощания

Упражнение «Спасибо!» 
Ведущий: - Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо! До новых встреч и творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста посредством технологии куклотерапии.

Занятия предполагают, творческое решение задач самим педагогом, и каждый может выбрать свой, отличный от других, стиль их проведения....

Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время, в век технического и научного прогресса, лучшими друзьями ребенка являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия – это просмотр мультфильмов и виртуа...

«Логоритмика как профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста»

Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи"...

Мастер-класс по применению инновационной образовательной технологии на тему: "Пчёлка Bee-Bot в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

laquo;Bee-Bot» - это программируемый робот, с помощью этого устройства дети могут с лёгкостью изучать программирование, задавая роботу план действий и разрабатывая для него различные задания. Р...

Консультация для педагогов "Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста"

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причём это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у нег...