Мастер-класс: «Применение эффективных методов и приёмов, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по психологии

И.Б. Соколова

Представление опыта работы по применению эффективных методов и приёмов, направленных  на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_master-klassa.docx854.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Применение эффективных методов и приёмов, направленных  на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»

  Цель: представление опыта работы по применению эффективных методов и приёмов, направленных  на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста

Задачи:

  • обогатить знания педагогов по формированию эмоциональной сферы детей;
  • продемонстрировать методы и приёмы деятельности,  направленные  на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста ;
  • познакомить педагогов с «эффективными техниками речевого общения

Результат:

  • сформирована профессиональная компетентность педагогов для создания среды психолого-педагогической и  эмоциональной поддержки ребёнка;
  • педагоги смотивированы к сознательной деятельности по эмоционально-личностному развитию дошкольника.

Ход

Информационная часть

1.1. Проблема эмоционального здоровья и благополучия  дошкольников

    В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей

    Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды, тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.

    Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.       Дошкольное образовательное учреждение призвано обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить его добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Важная задача родителей и педагогов - научиться правильно общаться с детьми, пока они «психически здоровы».

      1.2. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

Выражение  «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу». Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы.

Хороший климат  в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют  себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают право других быть самими собой.   Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество психологического климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как ним обычно кажется) создает определенный климат в группе.

Практическая часть.

2.1.Упражнения и игры по  психогимнастике

    Основная цель занятий по психогимнастике - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

Педагогам предложены упражнения «Насос и мяч»,  «Море волнуется»,  «Свободный танец», «Театр масок»

2.2.Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребенком».

       Ведение беседы по способу «активного слушания».

   Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. Активно слушать ребенка - это значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Необходимо повторить, что случилось с ребенком (как вы это поняли), а потом обозначить его чувство. Это сильно ослабит  переживание ребенка. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы. «Ты обиделся. Тебе стало обидно, потому что...»

Активное слушание - специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции.

   Практикум по активному слушанию.

Проигрывая предложенные ниже ситуации, педагоги делились на пары: «педагог» - «ребенок»

Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам подходит ребенок и произносит одну из следующих фраз:

1.   «А Вася отобрал у меня паровозик.»

2.   «Они не принимают меня играть!»

3.   «А вот я нарисовал!»

4.  «А маму вчера отвезли в больницу».

«Педагог» отвечает  «ребенку» как невнимательный слушатель,  потом слушает активно.

Обсуждение впечатления «ребенка»

2.3. Психологический практикум  «Эмоциональная культура педагога».

Представители педагогического труда испытывают большие нагрузки в связи с тем, что их  труд  отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня.

        С целью оказания профессиональной  психологической  помощи педагогам  по поддержанию и улучшению их эмоционального самочувствия,  для укрепления их  психического здоровья  педагогам предложены  методы и приемы снятия эмоционального напряжения:

  • медитации «Целительные воспоминания»,  
  • упражнение «Маска релаксации»,
  • «Целительные воспоминания» (зрительная техника),

 которые  способствуют профилактике синдрома «эмоционального сгорания» и обучению осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями

2.4.Игры на регуляцию психофизического состояния

     В ходе занятий педагоги учились оценивать свое эмоциональное состояние, выполняли релаксационные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения  («Поплавок». «Самомассаж», «Прогулка», и т.д.), обучались приемам позитивного самопринятия («Я в лучах солнца» (Приложение № ), «Самохвальство», «Ловец блага», «Исследование «Я-концепции»).

Подведение итогов мастер-класса.

3.1. Обсуждение, подведение итогов.

3.2. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного

       пребывания ребенка в детском саду.

3.3. Памятки « Повышение  энергетического потенциала педагога».

                           «Психологические речевые настройки»

3.4. Вопросы к участникам «Мастер-класса»

                              Фотоматериалы по «Мастер-класс

       

Самые трудные вопросы легко решаются , если их решать сообща

C:\Users\Ирина\Desktop\мастеркласс\IMG_1823.JPGhttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/062e/000201fd-ac5fe199/hello_html_m205eccc5.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\мастеркласс\IMG_1822.JPG

C:\Users\Ирина\Desktop\мастеркласс\IMG_1836.JPG

Научиться свободно чувствовать себя при общении с аудиторией помогают психологические упражнения C:\Users\Ирина\Desktop\мастеркласс\IMG_1864.JPG

C:\Users\Ирина\Desktop\мастеркласс\IMG_1848.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...

«Логоритмика как профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста»

Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи"...

Методическая разработка по теме: " Методы и приёмы по развитию и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данный материал содержит описание приёмов по развитию произвольного внимания. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечают недостаточное развитое произвольное внимание. Набл...

Консультация для педагогов "Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста"

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причём это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у нег...

Мастер-класс «Применение арт-терапевтических технологий продуктивной деятельности, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения нетрадиционных технологий для развития,  коррекции и восстановл...