Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Рубцова Елена Борисовна

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики
рук детей дошкольного возраста

                                                                                           «Руки – это видимая часть
                                                                                    полушарий головного мозга» Э. Кант
                                                         Наш соотечественник и педагог В. Сухомлинский  писал                                    
                                                                «Ум ребѐнка находится на кончиках его     пальцев».
 

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования».
Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У
ребенка развита мелкая моторика».
В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова
и др. уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь
положительно влияет на развитие: «если движения пальцев развиты хорошо, то,
соответственно, и речь ребенка будет хорошей».
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста заниматься развитием
мелкой моторики, потому что оно является условием и речевого развития.
Мелкая моторика влияет и на навыки письма, которое требует как работы всей
руки, так и мелких мышц кисти. Нужно отметить, что главной задачей в дошкольном
учреждении является не обучение письму, а подготовка ребенка к письму, что
непосредственно связано с развитием мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в
психологии, имеет большое значение, и расценивается как один из показателей
психического развития ребенка. Условно моторику разделяют накрупную и мелкую.
«Мелкая моторика – это способность совершать точные движения малой
амплитуды. Крупная моторика – это способность выполнять крупно-амплитудные
движения, требующие участия всего тела, к которым относятся бег, прыжки, бросание
предметов и другие подобные физические движения».
Мелкая моторика, как и крупная моторика, связана с движением. Однако в
отличие от крупной моторики, мелкая моторика уделяет внимание малым и изысканным
движениям рук, кистей рук и пальцев.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от
примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых,
например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого
возраста на базе общей моторики. По мере роста ребенка его движения
совершенствуются и становятся более разнообразными. У него вырабатываются
определенные навыки и умения.
Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок умеет
употреблять многие предметы обихода, способен к самообслуживанию, умеет вступать во
взаимоотношения с окружающими людьми. Следует отметить, что именно в этом
возрасте одна из рук начинает доминировать и выполнять преимущественно главные
действия в разных видах деятельности. Это дает основание причислить ребенка к правоили леворуким, «правшам»или «левшам».
Начиная с 4 лет, выявляется возможность целенаправленного формирования
движений в процессе обучения ребенка. В этот период повышается роль слова в процессе
двигательного обучения. Поэтому, для того чтобы ребенок правильно усвоил способ
движения, недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация
деятельности ребенка под руководством взрослого. Сочетание словесной инструкции и
наглядного примера дает наиболее эффективный результат.
Начиная с раннего детства, по мере роста ребенка развивается его головной мозг.
По достижении 5-летнего возраста, детский головной мозг становится по своим размерам
почти таким же, как у взрослого человека. Чем более развита кора головного мозга, тем
совершеннее мышление и речь человека. По своему расположению в головном мозге,
речевая область находится рядом с двигательной, собственно, она является ее частью.
Именно поэтому можно утверждать, что мышление, речевые и двигательные способности
организма взаимосвязаны между собой.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М.
Кольцовой, являются «мощным средством»повышения работоспособности головного
мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук
помогут развить речь ребѐнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Для развития мелкой моторики хорошо использовать пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка,
стимулирующая его развитие.
Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи,
мелкой моторики, но и творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети,
повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном
виде деятельности.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок
при помощи пальцев. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном
универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на
мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры – хорошие
помощники для того, чтобы подготовить руку ребѐнка к письму, развить координацию.
Пальчиковые игры являются важной частью работы не только педагогов, но и родителей
по развитию мелкой моторики дошкольников. Кроме этого, ребенок получает
различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, способности
сосредотачиваться. Все это способствует развитию речи и подготавливает руки к
письму.
Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений.
Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь
дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому,
что он начинает более полно и расчлененно воспринимать игру, в результате чего
восприятие становится целенаправленным, анализирующим.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:
1. Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая
необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к
правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный
настрой.
2. Перед началом упражнений малышу разогреть ладони легкими поглаживаниями до
приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой,
затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполнять упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную
увлеченность игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы
руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с
одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без
чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
8. Все указания говорить спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов.
При необходимости ребенку оказывать помощь.
9. Каждое занятие должно длиться несколько минут и повторяться в течение дня 2-3 раза.
10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. Наиболее
понравившиеся игры можете оставить, и возвращаться к ним по желанию малыша.
11. Не ставить перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать
движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая
задача может «отбить»интерес к игре.
12. Никогда не принуждать ребенка к выполнению задания. Попытаться разобраться в
причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание).
Использование пальчиковых игр предполагает тренировку трех типов
составляющих: сжатия, растяжения, расслабления.
Продолжительность пальчиковогоигротренинга в младшей группе составляет 10
минут. Вначале игры необходимо выполнять движения вместе с ребенком. В процессе
проведения пальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой.
Занятия с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной
замены игр новыми.
Несложные и с забавным содержанием пальчиковые игры способны не только
помочь вашему малышу заговорить, но и поднять настроение в любой ситуации. Просто
дайте ему понять, что вам тоже это интересно, и тогда вашему малышу будет хотеться
вновь и вновь использовать пальчиковые игры в любом виде деятельности, начиная от
умывания и заканчивая игрой в прятки.
Ниже представлены несколько пальчиковых игр, но каждый раз вы можете
добавлять по 1-2 игре, повторяя то, что уже выучил ваш малыш. Главное, чтобы ребенку
было весело т интересно.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперѐд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерѐдно кладѐм друг на друга
несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки –
«катаем машинку».)
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мой весѐлый круглый мяч, (Одной рукой бьѐм по воображаемому мячу.)
Щѐки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимѐнные пальцы, показываем мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз.Пальцами другой руки
погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него
воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также
сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещѐ чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лѐгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих
руках «убегают»как можно дальше

Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор-(Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвѐм! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берѐм! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Пальчиковая гимнастика «Части тела»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части
тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот, убрав царапки, («Моем руки».)
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)
На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка
моет ушки.)
Так как пальчиковые игры есть практически на все темы, то вам будет легко
повторять с ребенком пройденный материал, закреплять названия животных, растений,
транспорта, мебели, посуды и т. д.
Благодаря пальчиковым играм ребѐнок получает разнообразные сенсорные
впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Детям
очень нравятся пальчиковые игры, и в дошкольном возрасте они очень помогают
ребенку освоить окружающий мир.
Развивайте и разговаривайте с ребенком – в будущем он скажет вам спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников....

"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

В методической разработке представлена роль пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников, использование пальчиковых игр на занятиях , а также виды и примеры пальчиковых игр....

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга....

Анкета для родителей Тема: «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Данная анкета поможет педагогу выявить заинтересованность детей и родителей в развитии мелкой моторики у детей....

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они не...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики ребёнка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребёнка. И. М. Сеченов писал, ...

Пальчиковая игра - как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры увлекательны и способствуют не только развитию речи, мелкой моторики, но и творческой деятельности, ребенок получает различные сенсорные впечатления: идет развитие внимательности, спо...