Диагностика мелкой моторики рук для 4-5 лет.
методическая разработка (средняя группа)

Майер Альбина Джалиловна

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_melkoy_motoriki_u_detey2.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика  развития  мелкой моторики рук.

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии.

Задание для детей 4 – 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);
  • «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);
  • «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок.

Упражнения на дорисовывание

  • Дорисуй прямую линию;
  • Дорисуй волнистую линию;
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик). 

При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

3 блок.

Работа с бумагой

  • Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);
  • Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

4 блок.

Упражнения на координацию движений.

  • «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;
  • Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);
  • Катание шарика.

Методика  проведения обследования  развития мелкой моторики.

(+) – 1 балл – с заданием справился;
(-) – 0 баллов – с заданием не справился;
(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

2   -  балла и ниже – низкий уровень; 
2 - 2,5 баллов – средний уровень;
3 - 4 баллов – высокий уровень;

 

2 балла и ниже (низкий уровень) 

У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) 

У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.


3-4 балла (высокий уровень) 

У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

 

Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем – врачом  A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга... Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий  сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией.

№ п/п

ФИО ребёнка

Группа №5

результаты

Бакин Вячеслав Васильевич

Белоглазов Иосиф Андреевич

Бирюкова Кристина Евгеньевна

Боровинский Андрей Сергеевич

Гильд Алёна Алексеевна

Григорьева Анастасия Александровна

Григорьева Виктория Олеговна

Девятова Василиса Денисовна

Долговых Егор Витальевич

Дроздецких Андрей Витальевич

Евлоев Мансур Исропилович

Зяблов Руслан Михайлович

Колосов Кирилл Алексеевич

Косенцева Василиса Михайловна

Кулешева Евгения Артёмовна

Лисовская Полина Сергеевна

Лошкарёва Маргарита Александровна

Лузина София Сергеевна

Малышев Виталий Александрович

Малышкина Дарина Павловна

Малышкина Милена Павловна

Москалев Макар Андреевич

Назаров Алексей Алексеевич

Николаева Злата Владимировна

Плаксин Богдан Николаевич

Поляк Матвей Николаевич

Пушкарев Арсений Антонович

Швецов Сергей Сергеевич

Шляхтич Данил Антонович

Шляхтич Матвей Антонович

Языков Леонид Алексеевич

№ п/п

ФИО ребёнка

Группа №9

Результаты

1

Бахтамян Роман Николаевич

2

Белоглазов Иосиф Андреевич

3

Галицкая Ева Николаевна

4

Киселева Марина Денисовна

5

Иконникова Ирина Сергеевна

6

Кривоногова Вероника Павловна

7

Криштафук Арсений Максимович

8

Кукер Марк Евгеньевич

9

Назаров Богдан Артемьевич

10

Николаева Дарина Игоревна

11

Одинцова Владислава Евгеньевна

12

Пресняков Роман Валерьевич

13

Проскуряков Константин Александрович

14

Прохорова Ольга Витальевна

15

Русков Богдан Романович

16

Смолина Вероника Алексеевна

17

Соловьёва Сабина Алишеровна

18

Сорокин Сергей Сергеевич

19

Трусов Артём Евгеньевич

20

Федоров Кирилл Витальевич

21

Федоров Роман Владиславович

22

Худышкин Илья Михайлович

23

Шатеркина Мария Александровна

24

Шемякина Ольга Алесандровна

25

Щёкин Данил Сергеевич

26

Шнайдер Григорий Виктрович

27

Язикова Аделина Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика мелкой моторики дошкольников

Диагностика мелкой моторики дошкольников (по Н. В. Нищевой)...

Диагностика мелкой моторики. Предшкольная пора.

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка. Тестовыезадания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И ...

Диагностика мелкой моторики у дошкольников

Одним из факторов для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики....

Диагностика мелкой моторики

        Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка....

Диагностика мелкой моторики у дошкольников

В материале представлены и описаны основные методы диагностики развития мелкой моторики у дошкольников...

Тесты для диагностики мелкой моторики рук

Тестовые задания для диагностики состояния моторики пальцев рук...

Диагностика мелкой моторики

Вашему вниманию предлагается диагностический инструментарий для определения уровня развити мелкой моторики детей дошкольного возраста....