Диагностика мелкой моторики. Предшкольная пора.
тест по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка. Тестовыезадания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И Смирнов, Ю.Н.Истомина.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_diagn.melk_.motor_..doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика мелкой  моторики. Предшкольная пора.

             

             № 1.

Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.

(Бачина    О.В.,    Коробова    Н.Ф.    практическое   пособие   для    педагогов    и

родителей)

Условия проведения тестирования'.

  1. Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом)
  2. Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.
  3. Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет «рукость».

Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»

I.        «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду».

-        Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.

«Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».

-        Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.

2 . «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем —другой» - Учитывается, какой рукой ребенок работает, качество работы, выполненной правой и левой рукой.

  1. «Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». - Ведущей считается более активная рука.
  2. «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.
  3. «Подними лежащий на полу предмет». - Праворукис очень редко берут его левой рукой.
  4. «Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.
  5. «Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно.
  6. «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.

9.        «Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)». А Посмотрите,
большой палец какой руки - правой или левой - сверху: если правой, то, по этому тесту.
Ваш ребенок правша, левой - левша.

10.        «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая
держит левую, то ведущая рука правая, и наоборот.

II.        «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?

12.        «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное

-        ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука.

  1. «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.
  2. «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?
  3. «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует.

Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования «рукости» ребенка можно использовать таблицу:

Интерпретация полученных результатов:

  1. При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».
  2. Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».
  3. Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (лева) рука».

№ 2

Тестовые задания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И Смирнов, Ю.Н.Истомина.)

  1. Ребенку предлагается посмотреть в даль через защитный экран с отверстием посередине (или трубочку). В качестве экрана можно использовать обычный лист бумаги с отверстием посередине. - Глаз, к которому подносился экран, считается ведущим. Исследование повторяется не менее трех раз.
  2. Предлагается ребенку моргнуть одним глазом. - Закрывается обычно не ведущий глаз.
  3. В затемненном помещении ребенку дается карандаш (хотя можно предложить использовать и большой или указательный палец) и предлагается прикрыть лампочку или зажженную свечку. - Находясь сбоку исследователь, видит глаза ребенка и определяет, на какой из них падает тень от карандаша (пальца) - как правило, она падает на ведущий глаз.

Для удобства тоже используется таблица, в которую заносятся результаты.

   № 3. 

Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой

моторики пальцев.

(О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова практическое пособие для педагогов родителей)

Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.

Последовательность выполнения задания:

  1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
  2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
  3. Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.

Интерпретация результатов тестирования:

  1. Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
  2. Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.

Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.

Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак —ребро —ладонь» (А.Р. Лурия)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»

Могут быть нарушены:

  1. переключение с одного вида движений на другое;
  2. последовательность движений.

Интерпретация результатов тестирования:        

Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении

команд тестирующего.

Переключаемость   считается    недостаточно   сформированной   при   нарушении

переключаемое™ движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует

командам тестирующего.

Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этм положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.

Интерпретаиия результатов тестирования:

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.

            Тест на определение уровня точности выполнения движений пальца.ми доминантной руки.

Ход тестирования:

Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.

Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.

Интерпретация результатов тестирования:

Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.

Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.

Диагностика уровня сформированности  и школьно-значимых функций.

Оценка   зрительно-ручной   координации.        Манометрический  тест:  

(тест Озерецкого)

Ход тестирования:

Ребенку предлагается обвести ручкой два предварительно нарисованных карандашом крута диаметром 3 см - один правой, другой - левой рукой.

Интерпретация результатов тестирования:

Оценивалось время, затрачиваемое учащимся на обведение круга в секундах. Результаты заносятся в таблицу.

Методика определения зрительно-ручной координации.

«Зрительно-ручная координация» (ЗРК) характеризует степень взаимосвязи в системе глаз-рука, уровень развития зрительно-ручной координации.

Ход тестирования:

Ребенок становиться на расстоянии вытянутой руки от мишени — листа бумаги с нанесенной целью в виде креста, размером 2*2 см, и закрепленной на уровне плеч, берет в ведущую руку ручку с острозаточенным наконечником и под счет, задающий темп, пытается попасть в цель. Проводиться 5 испытаний.

Интерпретация результатов тестирования:

Очевидно, что чем меньше расстояние от точки попадания до центра мишени, тем выше зрительно-ручная координация.

Оценка бинокулярного глубинного зрения (БЗ) тест Рейнеке - США.

(с двумя карандашами)

Бинокулярное глубинное восприятие пространства имеет важное значение в профессиональной деятельности. По статистике пятая часть всех несчастных случаев на производстве и в быту связана с недостаточностью глубинного зрения. Формирование навыков письма на начальном этапе также определяется степенью развития пространственных представлений. Нарушение восприятия пространства может быть связано с косоглазием, в том числе скрытым, которое внешне никак не проявляется. Значительные зрительные нагрузки на близком расстоянии могут привести к усугублению ситуации, что проявляется в резком снижении остроты зрения сначала на один, а затем и на другой глаз.

Ход тестирования:

Испытуемому дается заточенный карандаш и предлагается, смотря двумя глазами, опустить кончик карандаша на заточенный коней другого карандаша, который держит в горизонтальном положении исследователь.

Интерпретация результатов тестирования:

При наличии бинокулярного зрения легко выполняется испытуемым; при нарушении БЗ совместить концы карандашей не удается. В этом случае дается рекомендация обратиться к офтальмологу для дополнительного обследования и соответствующей корректировки. Проверку БЗ необходимо проводить В детском саду (4-6 лет) и в первых классах школы.

№ 4

Диагностическое задание для выявления уровня графической подготовленности.

Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка» (С.О.Филиппова, О.А.Каминский)

Этот тест, с одной стороны, по своим требованиям совпадает с требованиями процесса письма, с другой - доступен для детей, не умеющих писать и даже не умеющих начальных представлений о технике написания букв. Важными элементами движений при выполнении графического упражнения «Речка» являются темп и ритм. Средний темп человека в пределах от 1,5 до 5 движений в секунду (Н.А.Рокотова, Е.К.Бережная, И.Д.Богина и др. 1971 г.) Средний темп у детей 6-го года жизни равен 0,5 движений в секунду. Что позволило установить интервалы штриховки: для детей 6-го года жизни - 2 секунды. Контур «Речки определен произвольно с учетом периодического (но равномерного) увеличения и уменьшения сечения для штриховки линий. Такое распределение длины штрихов также отражает характерные признаки амплитуды письма.

Количество штрихов в графическом упражнении для детей 6-го года - 20 (на тетрадном листе с крупной клеткой), (на тетрадном листе с обычной клеткой) - 30.

Ход тестирования:

Тест выполняется в помещении группы. Все занимающиеся сидят за столами. Перед началом испытания детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их и не заводя за «берега речки» По сигналу руководителя испытуемые должны сделать 20 (30) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега») Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждый штрих должен наноситься в определенном темпе (через 2 или 1,5 секунды) под удар метронома или счет руководителя. С отсчетом 20 (30) ударов метронома дается команда поднять руки вверх, затем опустить их и положить карандаш на стол. После этого рисовать линии не разрешается.

Тест оценивается по пятибалльной шкале:

5 баллов - задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за «берега речки». Допускается невыполнение одной линии:

4 балла - задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но на %;

3 балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями: задание выполнено без ошибок, но только на половину;

2 балла - задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено с небольшими искажениями, но на 3Л; задание выполнено без ошибок, но менее чем на половину;

1 балл - задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель занятия по программе "Предшкольная пора"

представленая разработанная модель занятия по программе "Предшкольная пора" является конспектом занятия...

Конспект занятия по программе Н.Ф.Виноградовой "Предшкольная пора ""Лунтик в гостях у детей "

Конспект интегрированного  занятия по программе Н.Ф.Виноградовой "Предшкольная пора "...

Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой. Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»

Занятие по программе «Предшкольная пора» под ред.Н.Ф.Виноградовой.Учимся родному языку. Обучение грамоте Тема: «Клуб знатоков решает вопросы: буква У или буква Ю?»...

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

УМК Предшкольная пора Занятие Учимся родному языку

Тема: Согласные звуки [с] [с,], буквы С, с.  Цели занятия:1.      Познакомить детей со звуками [с] [с], буквой с.2.      Уточнить артикуляцию дан...

Рабочая программа "Предшкольная пора" в группе предшкольной подготовки

Рабочая программа по подготовке детей 5,5-7 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф.Виноградовой. Про...