художественная деятельность
консультация (средняя группа)

Семенова Ольга Викторовна

Художественное творчество самый любимый вид творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_deyatelnost.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная деятельность, как средство развития дошкольников в ДОУ.


Изобразительная
деятельность является одним из любимых занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления об окружающем мире. Художественная деятельность отвечает психологическим и эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное воздействие. Художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Сам материал – соленое тесто благотворно влияет на организм ребенка. Разминая тесто в руках, снимается напряжение, ребенок успокаивается, вместе с осязанием приходят приятные ощущения, положительные эмоции. Даже неусидчивый ребенок занимается с тестом достаточное время, забывая обо всем.

Приготовить тесто не составляет большого труда. Потребуется белая мука, мелкая соль и холодная вода. На каждую ложку соли берем две ложки муки. Перемешиваем сухую смесь и понемногу добавляем воду, замешивая тесто, чтобы оно получилось как на пельмени. Кладем тесто в полиэтиленовый пакет. Что можно сделать из теста сребенком? Вот несколько интересных и доступных ребенку игр:

«Пирожок». Шарик из теста прижать ладонью на клеенке. Можно украсить пирожок красивыми макаронными изделиями («цветочки») или, например, семенами фасоли, вдавливая их в тесто.

«Отпечатки». Какие следы оставляют на тесте разные предметы? Пусть ребенок попробует узнать это, используя трубочки для коктейля, колпачок фломастера, насадки кондитерского шприца, рельефные пуговицы и др.

«Ежик». Поломаем спагетти на кусочки 1,5-2 см. Слепим «пряник» из теста. С одной стороны вытянем носик и продавим глазки карандашом. А ребенок пусть делает ежику иголки, вдавливая кусочки спагетти.

«Разноцветное тесто». Красим тесто в основные цвета (красный, желтый, синий) пищевыми красителями или гуашью. Пусть ребенок попробует смешать два кусочка разного цвета (желтое тесто с красным, чтобы получить оранжевый цвет, желтое с синим, чтобы получить зеленый цвет, синее с красным, чтобы получить фиолетовый цвет). Смешаем кусочки разноцветного теста в один комок и скатаем мячик. Именно в экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы с целью их познания и освоения.

«Травка». Если взять тесто зеленого цвета и выдавить его через пресс для чеснока, а затем собрать в пучок, то получится травка. Такое занятие очень понравится ребенку. А если тесто взять красного цвета, то получатся – кораллы.

Обязательно поддерживайте ребенка, хвалите его, помогайте, если он об этом попросил.

Дети очень любят рисовать красками, возможности этой деятельности очень широки. Можно рисовать пальцами, смятой бумагой, поролоном, оттисками различных печатей. Чтобы дать ребенку возможность увидеть быстрый результат, можно печатать изображение краской с помощью пластилиновой печати. Печати просты в изготовлении, ребенок может сделать их быстро и самостоятельно. Например, раскатав из пластилина колбаску и скрутив ее в спираль, можно напечатать изображение розы. Чтобы удобно было пользоваться такой печатью, сверху на спираль прикрепляем ручку-шарик из пластилина. Печать цветка обмакиваем в краску и делаем отпечатки. Позвольте ребенку проводить свои эксперименты в этой технике.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают творчество и способствуют развитию мелкой моторики.

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

 Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Актуальность

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.

Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество - это сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании».

Л. С. Выготский отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» .

Дети очень творческие, эмоциональные, им нравится рисовать, лепить, делать поделки, самостоятельно музицировать, разыгрывать сказки.

Творческая деятельность детей является источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

Важным средством эстетического восприятия является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). В процессе продуктивной изобразительной деятельности у детей развивается воображение, эстетический вкус, эстетическое восприятие. Но происходит это не само по себе, а благодаря ежедневной работе под руководством воспитателя. Дети продолжают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. При условии правильного педагогического руководства у детей формируется художественно творческие способности в изобразительной деятельности.

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Создание условий для художественно-эстетического воспитания.

Развивающая среда в нашей группе создавалась с учётомпознавательной и творческой активности детей.Мы обогатили среду в своей группе такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене).

Такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.

В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству.

Дети нуждаются в позитивной оценке результатов своей деятельности. Поэтому в группе оборудованы места для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.

При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, рассматривая репродукции картин.

Родители- главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны.

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции.

Предметно-развивающая среда в нашем саду позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая среда оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Природа

Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

Искусство

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который - это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и изобразительное искусство, знакомство с художниками, их творчеством. Литература писатели, поэты их произведения.

Художественная деятельность

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства - художественная деятельность. (Художественный труд, изобразительная деятельность с помощью которой развивается у детей восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства. Формируются изобразительные навыки, с помощью которых дети могут передать свои впечатления в продуктивных видах деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"

Рабочая программа по реализации образовательной области "Художественно-эстетического развития" раздел "Музыкально-художественная деятельность"...

«Роль игры в развитии музыкально – художественной деятельности при освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2...