Развитие творческих способностей детей с ОНР в изобразительной деятельности.
статья (старшая, подготовительная группа)

Шведова Лариса Александровна

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практике на современном этапе. Наиболее эффективное средство для  этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого – педагогического анализа. В целом ряде исследований и метадических разработок Т.Н. Дороновой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.И. Сакулиной, Е.А. Флериной показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей с ОНР в изобразительной деятельности.

«Два мира есть у человека: один, который нас творил,

Другой, который мы от века творим по мере наших сил».

(Н. Заболоцкий)

В 5 лет дети дают 90 % оригинальных ответов, в 7 лет – 20 %, а взрослые лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью. Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практике на современном этапе. Наиболее эффективное средство для  Этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого – педагогического анализа. В целом ряде исследований и метадических разработок Т.Н. Дороновой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, А.И. Сакулиной, Е.А. Флериной показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства.

Изобразительная деятельность способствует:

  • Разностороннему развития личности ребенка.
  • Углублению представления об окружающем мире.
  • Приобретению знаний о предметах и явлениях, о художественных возможностях изобразительного искусства.
  • Решению задач речевого развития детей: обогащению словарного запаса, развитию связной речи, правильного произношения, умению описывать увиденное, рассказать о созданном изображении.

И, наконец, в процессе изодеятельности ребенок испытывает разные чувства: радуется, огорчается, стремится преодолеть трудности и пасует перед ними.

Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? Почему верным рисованию остаются только художественно-одаренные люди? Ведь все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного. Однако анализ собственной педагогической деятельности показывает, что дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют. Я вижу в детских работах однообразие, бедность цвета, одноплановость. Мои наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению. Я выявила ряд причин, препятствующих проявлению творчества.

Причины, препятствующие стремлению детей к творческому проявлению:

  • Отсутствие определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, умений, навыков.
  • Формализм в организации педагогического процесса (важно помнить о специфики изодеятельности). Это не обычное занятие, на котором дети просто  чему – то учатся, что – то узнают, это художественно – творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желания творить.
  • Несоответствие изодеятельности как части воспитательно-образовательной работы с дидактическими принципами.
  • Ограниченное количество материалов, предлагаемых детям для изодеятельности.
  • Небольшое число используемых детьми способов изображения.
  • Недостаточный уровень квалификации педагога и недостаточно развитое восприятие педагогов формирует «штампы», которые внедряются в сознание детей – «это надо так, а это так» и определяет формальный, нетворческий подход к организации занятий (использование одних и тех же методов, не включающих игровые приемы, подача прямого показа изображения).
  • Низкая заинтересованность родителей в развитии художественно – творческих способностей детей.
  • Недостаточная грамотность родителей в области коррекционной работы по развитию творческих способностей детей, имеющих речевые нарушения. Художественная среда, окружающая детей дома, ограничивается только развлекательными играми, фломастерами, карандашами. Лишь некоторые родители создают все условия для развития творческих способностей, большинство полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится.

Анализ диагностики показал, что рисунки детей – логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно – творческих способностей детей.

Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное опираясь на его природу, страшась заглушить способности?

Итак, проблема актуальна и я решила более углубленно работать над развитием творческих способностей детей.

Цель моей работы – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изодеятельности.    

Для достижения цели определила следующие задачи:

  • Формировать способы художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире, овладевать навыками изодеятельности.
  • Развивать нравственно – эстетический аспект художественной деятельности, формировать ценное отношение к действительности.
  • Использовать новые педагогические технологии, опыт.
  • Овладевать техническими умениями и навыками различными изобразительными средствами.
  • Развивать художественно – творческие способности в продуктивных  видах детской деятельности.

Работаю по программе « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой. Использую в работе базовое методическое пособие Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», методическое пособие           Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество», пользуюсь методическими разработками Аверьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», Компанцевой Л.В. «Развитие художественно – творческих способностей у детей».

Используя данную литературу, разработала перспективное планирование, основанное на дидактических принципах.  

Дидактические принципы:

  1. Гуманизация знаний и представлений детей об окружающем мире.
  2. Систематизация содержания художественного образования детей.
  3. Сочетание обучающего компонента с развивающим.
  4. Целостность, системность, сезонность, цикличность.
  5. Соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости.
  6. Учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети – пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из – за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей  - логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирования художествен – творческих возможностей детей необходимы следующие условия.

Создаю условия, которые способствуют развитию творчества у детей:

  1. Планирую содержания и методы обучения, учитывая взаимосвязь всех видов изодеятельности.
  2. Организую педагогический процесс на основе интеграции видов искусства, способствующего накоплению впечатлений, эмоций, опыта.
  3. Использую разнообразные виды работы с детьми.
  4. Предоставляю ребенку возможность творить самостоятельно, доступность любого материала ествадля изодеятельности.
  5. Использую в дальнейшем результаты детского художественного творчества.
  6. Создаю творческую, доброжелательную атмосферу на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству.
  7. Предоставляю возможность для совместного творчества.
  8. Обогащаю эмоционально – интеллектуальный опыт ребенка.

Чем богаче опыт, тем разнообразнее по содержанию детские рисунки. Прочитала, что если до 4 лет не спешить с показом способов рисования, но при этом заботиться о накоплении у малыша сенсорного опыта, то он значительно раньше начинает изображать сложные предметы.

Многие дети, не способны самостоятельно оценить красоту какого – либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного смысла. Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, я сама должна уметь искренне чувствовать, видеть красоту  жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания. Мы с детьми любим минуты тишины.

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т.е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитываю характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности своих детей.

Методы и приемы, используемые мной на занятиях по изодеятельности:

  1. Словесные методы:
  • Объяснение
  • Описание
  • Разъяснение

  1. Наглядные методы:
  • Наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и групповых условиях)
  • Иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов)
  • Видеометод

  1. Практические методы:
  • Упражнения
  • Синхронное рисование
  • Самостоятельный показ детьми известного способа рисования
  • Прием «пассивных» движений с неуверенными детьми
  • Частичный показ способа рисования

  1. Игровой метод:

Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

На занятиях использую:

  • Логопедизация на каждом занятии
  • Дидактические игры
  • Пальчиковые игры
  • Физкультминутки
  • Художественное слово
  • Элементы психогимнастики и релаксационные упражнения
  • Музыкальное сопровождение
  • Графические и живописные упражнения

Знания, полученные на занятиях, обязательно закрепляю в дидактических играх, самостоятельной деятельности. Развивающие разработала по возрастным группам и разделам дидактические и художественно – развивающие игры.

Разделы дидактических игр:

  • Цвет
  • Линия
  • Форма
  • Ритм
  • Композиция
  • Штриховка
  • Для знакомства с декоративно – прикладным искусством.

Изодеятельность для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, открывая новые возможности изодеятельности. Я увидела, как нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Использую разнообразные нетрадиционные техники рисования:

  • Пальчиковая живопись
  • Монотипия
  • Тампонирование
  • Рисование ладошкой
  • Набрызг
  • Батик
  • Рисование свечой, углем
  • Акварель + восковые мелки
  • Рисование по – сырому
  • Промывание рисунка
  • На мятой бумаге
  • Экспериментирование при смешивании красок

Нетрадиционные техники развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию. Эти техники детям очень нравятся, и они их применяют в самостоятельной деятельности.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей – логопатов может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

В работе с родителями:

  • Знакомлю с задачами, которые решаю, раскрываю родителям смысл изодеятельности, ее значение для общего развития детей, имеющих речевые нарушения.
  • Объясняю, на каком уровне находится деятельность их детей
  • Подсказываю, чем они могут помочь.

Систематическая, планомерная работа дает положительные результаты. Об этом говорят результаты диагностического обследования, проведенного в конце учебного года. У детей появился еще больший интерес к изодеятельности, улучшилось качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла), дети используют различный изобразительный материал, различные нетрадиционные техники рисования.

Достижения:

  • Участие в выставках детского сада
  • Участие в муниципальных, региональных, международных конкурсах
  • Обучение детей в школе искусств

Проблемы:

  1. Разновозрастной контингент детей
  2. Недостаточный учет симптоматики и структуры речевого дефекта
  3. Ежегодная сменяемость контингента детей
  4. Наличие нуклеарных семей воспитанников

Мир искусства богатый и разнообразный, помогающий человеку развить свои чувства и обогатить душу.

Искусством можно любоваться, восхищаться, но его можно и создавать, т.е. рисовать, лепить, делать поделки и т.д. Для этого надо много учиться, заниматься с детьми систематически и творчески. И тогда наши детишки не только разрисуют белоснежный лист диковинными цветами, но и научатся образно мыслить, проникнутся любовью к творчеству. И хочется вспомнить слова Сухомлинского «Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу». А состояние человеческой души – главная цель воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

quot;Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"...

Статья на тему "Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье говорится о наиболее важных условиях успешного развития детского художественного творчества....

Родительское собрание: "«Развитие творческих способностей детей с ОНР через изобразительную деятельность»"

«Развитие творческих способностей детей с ОНР через изобразительную деятельность»...

Доклад на тему «Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности»

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»...