Принципы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ведущие к реализации технологии сотрудничества
учебно-методический материал

Тищенко Алевтина Сергеевна

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Принципы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ведущие к реализации технологии сотрудничества»

В вопросах воспитания подрастающего поколения музыка играет не последнюю роль.

Как говорил педагог-новатор Сухомлинский Василий Александрович.

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания  невозможно полноценное умственное развитие.»

Хорошим, товарищеским взаимоотношениям музыкального руководителя с воспитателями я придаю большое значение, так как они благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект - субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие как главный объект педагогических отношений.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя должно основываться на следующих принципах:

  1. Принцип диалогизации.
  2. Принцип индивидуализации.
  3. Принцип проблематизации.    

Теперь давайте рассмотрим каждый принцип отдельно.

Принцип диалогизации.

Связан с преобразованием главенствующей роли музыкального руководителя в вопросах музыкального развития дошкольников в личностно-равноправную позицию сотрудничества между воспитателем и музыкальным руководителем.

Принцип индивидуализации.

В основе этого принципа лежит использование каждым участником взаимодействия существенных преимуществ в выполнении определённых видов деятельности. Для реализации этого принципа каждый участник взаимодействия должен иметь прочные навыки музыкальной деятельности.

Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель и воспитатель, дополняя усилия друг друга.

Принцип проблематизации.    

Имеющий музыкальное образование музыкальный руководитель не учит воспитателя, а актуализирует его музыкальные возможности. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель – музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно-образовательного процесса.

Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это важное обстоятельство, которое определяется следующим: воспитатель, находясь с детьми в постоянном контакте, учитывая  мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребёнку в группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель как носитель специализированных знаний и способностей ставит музыкальные цели.

В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребёнка появляется понимание взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Ещё одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя является включение целостной программы в «блоки педагогического взаимодействия» (по Н.Я Михайленко), а также координация распределения между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.

Блок специально организованного обучения.

Непосредственно-образовательная деятельность – важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Основными видами деятельности  развития детей являются: слушание-восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, инсценировки и приобщение к игре на инструментах. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду деятельности – слушанию-восприятию музыки.

Блок совместной деятельности педагога с детьми.

Работа в рамках этого блока исключает     непосредственно-образовательная деятельность. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель. Активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Например, начатая в непосредственно-образовательной деятельности игра может быть продолжена детьми, для чего нужно создать предметную среду (музыкально-дидактические пособия, инструменты).

Блок свободной самостоятельной деятельности детей.  

Ребёнок сам выбирает деятельность. Отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе и в музыкальной. Задача педагогов  - создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребёнку выбор активности, соответствующий его интересам и имеющий развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают в непосредственно-образовательной деятельности  и в свободной в совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства.

На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, её положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя на музыкальных занятиях»

Памятка для воспитателей «Пути эффективного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя  на музыкальных занятиях»...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем в рамках реализации ФГОС ДО

Основные направления взаимодействия: диагностика, коррекция, профилактика...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике"...

Принципы взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя ведущие к реализации технологии сотрудничества

laquo;Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.» ...