Роль проектной технологии в работе с дошкольниками
статья

Архипова Наталья Владимировна

Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_proektnoy_tehnologii_v_rabote_s_doshkolnikami.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проектной технологии в работе с дошкольниками

Метод проектов — это такой вид образовательной технологии, когда педагог и его подопечные в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.

В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их (интуитивно с помощью сложившихся привычек и умений, посредством применения новых знаний, способов деятельности, которые нужно найти самостоятельно, чтобы достигнуть поставленной практической цели).

Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений.

Итак, под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основные этапы работы по проекту будут следующими:

1.    Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2.    Разработка проекта: план деятельности по достижению цели.

-         к кому обратиться за помощью (сверстнику, педагогу);

-         в каких источниках можно найти информацию;

-         какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-         с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.    Выполнение проекта: практическая часть.

4.    Подведение итогов: определение задач для новых проектов.

 

Вариативность использования интегрированного метода обучения

Интегрированный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным.

Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.

Например, давая детям полное представление детям о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно – прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:

       Полная интеграция – один из приоритетных разделов интегрируется со всеми другими разделами программы. Например: интеграция экологического воспитания с художественной литературой, ИЗО деятельностью, музыкальным воспитанием, физическим развитием

       Частичная интеграция - одно из направлений интегрируется в другое. Например: интеграция художественной литературы и ИЗО деятельности.

       Интеграция дополнительного образования и воспитательно – образовательного процесса. (Наш театральный кружок)

       Интеграция разнообразных видов искусства внутри художественно – эстетического направления. Разнообразные виды искусства внутри художественно-эстетического направления могут быть интегрированы с театрализованной деятельностью в разделе ОБЖ

       Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема. Рассмотрим его подробнее. В его основе лежит определенная проблема.

Проектно исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для его дальнейшей реализации в работе учителя начальной школы. 

Переход ДОУ на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

       Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д..

       Комплексные блочно – тематические занятия;

       Интеграция:

 

       частичная

       полная

       метод проектов, а именно:

 

       форма организации образовательного пространства;

       метод развития творческого познавательного мышления.

 

План работы воспитателя по подготовке проекта.

Работа над проектом складывается из нескольких этапов.

1.    На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.    Разработка плана движения к цели (воспитатель, ст. воспитатель обсуждают план с родителями).

3.    Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.    Составление плана – схемы проекта.

5.    Сбор, накопление материала.

6.    Включение в план – схему проекта занятий, игр, других видов детской деятельности.

7.    Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8.    Презентация проекта.

 

Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.

Проекты классифицируются: по составу участников, по целевой установке, по тематике, по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются такие типы проектов:

1.   Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, в затем результаты эксперимента оформляются в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2.   Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети

3.   Информационно – практико – ориентировочные:

4.   Творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна «Театральная неделя»).

По продолжительности Проекты бывают краткосрочные (1 или несколько занятий – 1 – 2 недели); средней продолжительности или долгосрочные (на учебный год).

 

Этапы проекта

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется продукт проекта)

2.Вводит в игровую (сюжетную ситуацию).

3.Формулирует задачу (нежестко)

1.    Вхождение в проблему.

2.    Вживание в игровую ситуацию.

3.    Принятие задачи.

4.    Дополнение задач проекта

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.    Объединение детей в рабочие группы.

6.    Распределение амплуа.

3 этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.    Формирование специфических знаний, умений, навыков.

 

4 этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.    Продукт деятельности готов к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам продукт деятельности).

 

Советы воспитателю по работе над проектом:

1.    Глубоко изучить тематику проекта.

2.    При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3.    Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4.    Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5.    Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6.    Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7.    Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.    В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9.    Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.                     Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11.                     Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

 

Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрального действа.

 

Основные методические требования

к использованию метода проектов в детском саду.

Исходным пунктом обучения являются детские инициативы сегодняшнего дня.

Роль педагога

Существенные особенности проектной методики работы именно с дошкольниками заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Исподволь, ненавязчиво, играя, педагог подталкивает и направляет детей к решению проблемы задуманного содержания. Но и здесь исключительное место занимают отношения «ребенок – Взрослый», которые строятся на соучастии, сотворчестве. Планируя проект, взрослый подводит воспитанников к ощущению своей причастности к этому процессу. Педагог должен с пониманием относиться к желанию ребенка. Ведь «интересно то, что интересно».

Возможны и небольшие проекты, где инициатива полностью принадлежит детям. Например: «Моя ромашка». Но от подобного проекта не стоит ожидать нужного уровня системного подхода к технологии и результатам. В то же время такие полностью детские проекты обладают замечательным развивающим эффектом.

Взрослый мотивирует деятельность ребят. Высокий уровень мотивации — залог успешной работы над проектом.

Проект - это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых

Для решения любого проекта требуется исследовательский поиск.

Обязательные составляющие проекта— детская с самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие, коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности.

При использовании метода проектов помимо оценки результата деятельности необходимо отслеживание и психолого-педагогического эффекта: степени формирования личностных качеств, самооценки, умения делать выбор.  Здесь неоценима помощь психолога, который фиксировал бы результаты наблюдений и обеспечивал психологическую поддержку ребенка.

 

Роль дошкольника

Дошкольник, как видно из вышесказанного, является активным участником проекта. Он сталкивается с определенными трудностями в решении проблем.  Ему предстоит:

— действовать самостоятельно, без помощи взрослого (в определенных ситуациях);

— намечать основные и промежуточные цели;

— предусматривать последствия выбора.

Преодоление этих трудностей является ведущей дидактической целью метода проектов. На всех этапах ребенок принимает решения, делает выбор, строит взаимоотношения со сверстниками и педагогами, оценивает результат деятельности своей и   других участников.

Необходимо обсудить с детьми, каковы слагаемые успеха в реализации проекта, а что не удалось. Это позволяет мотивировать дальнейшую работу, формировать интерес к новому познанию (к примеру, недостаточные знания детей о лекарственных травах подталкивают их к тому, чтобы попробовать отыскать и определить незнакомые до того растения).

Поскольку для данного возраста характерно в большей степени наглядно-образное мышление, то темы проектов носят предметный характер. Интерес к окружающему миру, пытливость приводят детей к выбору темы проектов конкретного содержания.

Наше дошкольное учреждение внедряет комплексно-проектную и игровую методики в повседневную жизнь воспитанников, независимо от времени года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками (представлена на районном методическом объединении)

    Главной стратегической задачей государственной образовательной политики РФ в условиях модернизации системы образования, в том числе и дошкольного, является повышение эффективности...

«Роль здоровьесберегающих технологий в процессе приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» (из опыта работы)

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей группе является одним из приоритетных.  Они яв...

Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога

Метод проектных задач актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному перех...

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Роль проектной деятельности в развитии у дошкольников навыков работы в паре

Дошкольный возраст — это время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру. Приобретаемый ...