Роль проектной деятельности в развитии у дошкольников навыков работы в паре
методическая разработка (младшая группа)

Набиева Оксана Викторовна

Дошкольный возраст — это время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру. Приобретаемый в этом возрасте опыт межличностного взаимодействия с другими людьми становится фундаментом развития личности ребенка, становления его самосознания. Существенной особенностью дошкольного детства является возникновение определенных взаимодействий ребенка со сверстниками. Дошкольникам недостаточно общения только со взрослыми, для полноценного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками. Основой создания, укрепления и развития таких контактов является совместная деятельность детей, которая направлена на достижение общих целей. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество. Именно сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nabieva_vystuplenie.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности в развитии у дошкольников навыков работы в паре (из опыта работы)

Набиева Оксана Викторовна

воспитатель ГБДОУ детский сад №39

Приморского района Санкт-Петербурга

Дошкольный возраст — это время активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к окружающему миру. Приобретаемый в этом возрасте опыт межличностного взаимодействия с другими людьми становится фундаментом развития личности ребенка, становления его самосознания. Существенной особенностью дошкольного детства является возникновение определенных взаимодействий ребенка со сверстниками. Дошкольникам недостаточно общения только со взрослыми, для полноценного развития им необходимы содержательные, конструктивные контакты со сверстниками. Основой создания, укрепления и развития таких контактов является совместная деятельность детей, которая направлена на достижение общих целей. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разнообразных форм взаимодействия ребенка со сверстниками. Наибольшим потенциалом для достижения положительных результатов в развитии личности в условиях совместной деятельности обладает такая форма взаимодействия, как сотрудничество. Именно сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение позволяют наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что, бесспорно, составляет бесценный социальный опыт, столь необходимый детям во взрослой жизни. Навыки сотрудничества в дошкольном возрасте учат детей помогать друг другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров; обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию; обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности; уметь разрешать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия. Наш опыт профессиональной деятельности в детском саду позволяет судить о том, что современная педагогическая практика располагает большим арсеналом средств по организации сотрудничества ребенка со сверстниками на занятиях, в игровой деятельности и свободном общении. Однако сама организация совместной деятельности строится по принципу повторения детьми показанных воспитателем образцов, без осознания смысла сотрудничества и освоения правил эффективного взаимодействия. Это снижает инициативу, уровень самостоятельности детей, приводит к возникновению конфликтов, которые не всегда разрешаются социально приемлемыми способами. По утверждению Л.С. Римашевской, сотрудничество характеризуется согласованной деятельностью с партнером или партнерами по взаимодействию, активной помощью друг другу, способствующей достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности. Наряду с этим в сотрудничестве возникает общая содержательная основа взаимодействия, эмоциональное единство его участников, осуществляется обмен мнениями, идеями, мыслями, информацией между ними, что позволяет согласовать, объединить, координировать общие усилия для достижения общей цели. Разделяя позицию автора, мы считаем, что для сотрудничества характерны согласованные действия участников, направленные на решение принимаемых всеми задач при общем взаимо-переживании за результаты совместной деятельности. Отсюда следует, что эффективность организации сотрудничества детей в дошкольном возрасте напрямую связана с овладением дошкольниками такими компонентами совместной деятельности, как общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Развитие сотрудничества в дошкольном возрасте идет по пути накопления детьми опыта совместной деятельности со сверстниками, обладающей всеми признаками конструктивного сотрудничества. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, переживать мотивы взаимодействия, доброжелательно договариваться о способах совместного решения поставленной задачи, согласовывать свои действия, радоваться за совместный результат. Большими возможностями для накопления дошкольниками опыта сотрудничества со сверстниками обладает проектная деятельность.  Под проектной деятельностью Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса понимают совместную познавательную, творческую или игровую деятельность дошкольников, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Проектная деятельность в ДОУ –это, прежде всего, сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагогии и родители. Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, являясь универсальным средством развития ребенка в обучении, содержит в себе игровую сущность. Проект дает ребенку возможность найти себя –определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Сущностные характеристики проектной деятельности (принятие общей цели, совместное переживание мотивов, согласование действий в совместно разделенной деятельности, разделение ответственности за полученный общий результат) позволяют рассматривать проектирование как средство развития у дошкольников навыков сотрудничества. Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного разрешения детьми значимой социальной или познавательной проблемы в процессе выполнения проектов. Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу. В своем опыте мы используем метод проектов как средство социально коммуникативного развития дошкольников. Поэтому педагогическое сопровождение проектной деятельности осуществляем в направлении создания условий для накопления детьми опыта сотрудничества при совместном выполнении проектов. В процессе работы над проектами мы ориентируемся на следующую структуру проектной деятельности: 1. Анализ ситуации, формулирование целей. 2. Разработка проекта. 3. Реализация (выполнение) проекта. 4. Презентация итогового продукта. На первом этапе очень важно, чтобы у детей возник интерес к проблеме, а еще лучше, если дети сами обнаружат проблему и у них возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогом стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность. После выбора актуальной проблемы составляется план поэтапного движения к цели: кто будет помогать, где, в каких источниках будем искать информацию, что из предметной среды будем использовать. План действия разрабатывается коллективно. Задача педагога на этом этапе –научить детей грамотно планировать свою деятельность для достижения цели. Реализация проекта также требует согласованных действий участников проектной деятельности. Задача педагога на этом этапе –учить детей договариваться, соподчиняя свои и чужие действия. На этапе публичной презентации продукта проектной деятельности на первый план выходит эмоциональное переживание детьми сопричастности к общему результату. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей радоваться общему успеху, принимать на себя ответственность за неудачи. Таким образом, работа над проектом позволяет дошкольникам овладеть всеми компонентами конструктивного сотрудничества: общая цель, общий мотив, совместные действия, общий результат. Формирование навыков сотрудничества –процесс сложный и длительный. А. Д Кошелев выделил стадии развития сотрудничества у дошкольников:

ребенок не обращает внимания на сверстника;

пытается управлять сверстником, становится по отношению к нему в позицию «над»;

начинает ориентироваться на позицию сверстника и пытается подражать ему, тем самым реализует позицию «под»;

у ребенка появляется и начинает доминировать такой способ общения со сверстником, как соревнование;

возникает произвольное общение со сверстником, отношения партнерства и содержательного сотрудничества. Мы организуем проектную деятельность детей, начиная с младшей возрастной группы, и строим ее с учетом выделенных этапов развития навыков сотрудничества в дошкольном возрасте, обеспечивая постепенное накопление ребенком опыта сотрудничества со сверстниками. Так, в первой младшей группе мы работали с детьми над проектом «Ореховое царство». Младшие дошкольники еще не имеют навыков сотрудничества со сверстниками, однако, совместная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее развития необходима помощь взрослого, который ставит общую цель, демонстрирует образцы нормативных способов сотрудничества. Младшие дошкольники участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. В средней возрастной группе, работая с детьми над проектом «Цветные лоскутки», мы объединяли детей в диады для совместного выполнения заданий внутри проекта. Наблюдая за детьми в ходе проекта, мы обнаружили существенные изменения в характере взаимодействия дошкольников друг с другом:

увеличивается продолжительность совместных действий детей в диаде;

практически исчезают случаи отказа от кооперации или уход от деятельности до завершения выполнения задания;

увеличивается время непосредственного сотрудничества детей в процессе совместной продуктивной деятельности за счет сокращения времени на подготовительную работу;

появляется интерес к работам других пар сверстников. Работу по развитию навыков сотрудничества посредством метода проектов мы продолжили в старшей группе. Дети работали над проектом «Как сделать кашу вкусной». Дошкольники уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов. У дошкольников уже формируются навыки работы в команде. Поэтому мы объединяли детей в рабочие подгруппы и создавали условия для реализации детьми коллективного замысла. Старший дошкольный возраст –это этап, когда ребенок становится способным к достаточно сложным самостоятельным контактам со сверстниками и взрослыми. Старшего дошкольника важно научить самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, понимать, что любое задание быстрее и эффективнее можно выполнить совместными усилиями. Общий мотив побуждает участников взаимодействия к сотрудничеству. Именно этими положениями мы руководствовались, организуя проектную деятельность в подготовительной группе. Работа над проектом «Как создать оркестр» показала, что старшие дошкольники умеют работать в команде. Взрослому очень важно развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. Таким образом, последовательная и систематическая работа над проектами, организуемая нами с учетом имеющегося у детей разных возрастных групп опыта совместной со сверстниками продуктивной деятельности, способствует формированию у наших воспитанников коммуникативных умений и готовности к сотрудничеству.

                Литература

  1. Римашевская Л.С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников. –М.: Центр педагогического образования, 2007
  2. Крылова Н. Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов// Дополнительное образование.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. –М.: Мозаика Синтез.
  4. Боровлева А.В. Проектный метод –как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. –2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...

Роль проектной деятельности в развитии эстетических представлений у дошкольников.

Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогике, этнографии свидетельствуют об особой роли исскуства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ре...

Роль проектной деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников

 Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим иссле...

статья "Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников"

Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников...

Роль проектной деятельности в развитии навыков коллективной деятельности у дошкольников.

Роль проектногй деятельности в развитии навыков  коллективной  - огромная......

Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников из опыта работы учителя-дефектолога

Метод проектных задач актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному перех...