Роль проектной деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Лашкова Галина Николаевна

   Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_proekt_deya-ti.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников

   Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Возможность использования метода проектной деятельности в работе с дошкольниками обеспечивается рядом определяющих характеристик данного возрастного периода. Это любознательность, наблюдательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. Проявляется стремление к совместной деятельности с взрослыми и детьми, выбирать формы взаимодействия.

    Проектная деятельность базируется на совместной деятельности взрослого и ребенка, умении договариваться, работать в коллективе. Нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной ). Ребёнка надо научить, не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

  В  дошкольном возрасте развивается умение налаживать взаимодействие со сверстниками, использовать речь в разнообразных коммуникативных ситуациях, расширяющихся сферах общения, что предполагает включение ребенка в общение, диалог широкого круга взрослых и сверстников.

  Выделяют три основных вида проектной деятельности: исследовательскую, нормативную и творческую. Исследовательская проектная деятельность чаще носит индивидуальный характер и предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Нормативная проектная деятельность предполагает работу по созданию новых норм, основывающихся на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. В ходе творческой проектной деятельности создается новый продукт, ее отличительной особенностью является долгосрочность (только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели).

Выделяет следующие этапы работы над творческим проектом.

Подготовительный этап.

На этом этапе формулируют проблемы, цели (зачем?) и сроки, продумывают шаги по достижению цели, определяют сроки и состав участников, намечают содержание (поиск информации) и фиксируется план-сценарий проведения, распределяют обязанности и роли каждого.

Выбор темы. Тема - это набор сведений и фактов о изучаемом предмете или явлении, реализуемых в проекте. Тема уже известна педагогу, а задача состоит в том, чтобы узнать, что нового в ней есть для детей и сделать так, чтобы тема гармонично влилась в образовательный процесс. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и соответствовать праздникам и знаменательным событиям. Происходящим в стране, детском саду или группе.    Например, готовясь к празднованию Дня защитника отечества, дети рассматривают и обсуждают с взрослыми и сверстниками изображения военной техники, вооружения солдат разных родов войск. При этом дети учатся коллективно общаться: находить место своему высказыванию в разговоре, поддерживать его тему и слушать других. Тема для всех едина, но каждый ребенок может выбрать самостоятельно ту область, которая ему наиболее интересна. Темами творческой проектной деятельности могут стать «Моя любимая мамочка», «Наша осень, правда золотая», «Наш детский сад лучший?» и так далее. Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проектная деятельность - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно, обсуждаются совместно с детьми.

  Целеполагания: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В постановке задачи, подготовке проекта, планировании его основная роль принадлежит воспитателю и детям.

  Аналитический этап предполагает проведение совместного поиска информации в литературе, Интернете, у взрослых по различным интересующим вопросам.

Чаще всего проектная деятельность начинается с вопросов: Что я уже знаю об этом? Что хочу знать? Что надо для этого сделать? Эти вопросы будут планировать действия ребенка. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выяснить:

-  к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

-  в каких источниках можно найти информацию;

-  какие предметы (оборудования, пособия) использовать;

-  с какими предметами научиться работать.

Затем педагоги и дети намечают план, определяют продукт и вид презентации. Происходит составление алгоритма действий, распределение обязанностей и поручений. Планирование процесса проекта педагогом состоит из: определения ключевого содержания, постановки образовательной задачи, продумывания проектов и видов деятельности. Хорошо продуманный план – залог успеха проекта. В ходе обсуждения воспитатель предлагает детям поделиться своими идеями по поводу предстоящего проекта, что дети и делают, используя диалогическую форму речи. Педагог отмечает наиболее оригинальные идеи, предлагает зарисовать их. Затем обсуждается, что необходимо для их реализации, дети демонстрируют свои работы, рассказывают о них, отвечают на вопросы взрослых и сверстников. В заключение этапа выбирается идея, которая будет реализована в ходе проекта.

  Основной этап.

Выполнение проекта (практическая часть) предполагает выполнение намеченного плана по заранее разработанному алгоритму, реализацию основных совместных действий.

  При отборе содержания проекта воспитатель опирается на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Проводятся исследование темы, обобщение полученных данных, детей подводят к умению делать вывод по результатам совместных наблюдений и исследований. Педагог продумывает мотивацию, заранее моделирует проблемные и игровые ситуации, дети участвуют в выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности по исследованию интересующих проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения.

  Педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего проекта. Для этого дети делятся на подгруппы, деятельность которых осуществляется с помощью взрослых. Объединение детей старшего дошкольного возраста в подгруппы для совместного выполнения задания в процессе проектной деятельности открывает широкие возможности для развития сотрудничества, межличностного и делового общения.

  Дети - активные участники проекта, они задают вопросы, ищут ответы, высказывают свое мнение, получают возможность осмысливать, создавать и предавать свой опыт с помощью обсуждения проведенных наблюдений, рисунков природы, музыки, развивают навыки общения, работы со сверстниками и взрослыми. Дети имеют возможность участвовать или не участвовать в проекте, начать и закончить его самостоятельно, что создает у ребенка ощущение самостоятельного выбора. На этом этапе важна положительная оценка педагога, акцентирование внимания на наиболее удачных действиях ребенка. Успех в работе закрепляет в уме ребенка все удачные ступени деятельности, которые в дальнейшем он будет использовать как собственный опыт, собственные «открытия».

Презентационный этап.

  Проектная деятельность завершается созданием творческой работы. Это может быть праздник, выставка, спектакль, выпуск газеты. Изучение темы заканчивается презентацией - публичным представлением продукта проектной деятельности. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Рефлексивный этап.

  Подведение итогов, определение задач для новых проектов. На этом этапе задаются вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? К оценке конечного продукта и рефлексии промежуточных результатов привлекаются дети. Рефлексия способствует осознанному выполнению деятельности, развитию таких личностных качеств, как ответственность, настойчивость, инициативность и др. Совместный проект обязательно должен быть доведен до конца. Ребенок непременно должен ощутить результаты своего труда.

  На всех этапах проектной деятельности дошкольников педагог оказывает помощь разного характера: в формулировании проблемы, планировании деятельности, незаметном контроле над выполнением действий детьми.

Таким образом, в ходе реализации проектной деятельности развиваются коммуникативные умения старших дошкольников, проявляющиеся в умении слушать, задавать вопросы в ходе диалога, завершать диалог, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы игровой деятельности в развитии коммуникативных навыков дошкольников

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков ребенка

Театральная деятельность оказывает огромный эффект в развитии коммуникативных навыков ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные воп...

Роль проектной деятельности в развитии познавательной активности дошкольников

Статья освещает значимость проектной деятельности в работе с дошкольниками...

Консультация для воспитателей "Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников"

Умелая организация режиссёрской игры, создание необходимых условий для её развития – способствуют усвоению детьми игровых умений и навыков, развитию личности ребёнка....

Деловая игра для воспитателей на тему: «Формы организации конструктивной деятельности для развития коммуникативных навыков дошкольников»

Деловая игра для воспитателей на тему:«Формы организации  конструктивной деятельности для развития коммуникативных навыков дошкольников»...

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА

Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Несмотря на то, что  ...

Опыт работы "«Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей дошкольников»

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учит...