Роль театральной деятельности в развитии коммуникативных навыков ребенка
консультация (старшая группа) на тему

Павлюченкова Ольга Васильевна

Театральная деятельность оказывает огромный эффект в развитии коммуникативных навыков ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы  заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Роль театральной  деятельности  в развитии коммуникативных навыков ребенка

   «Волшебный край!» - так когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин назвал театр. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?»- спрашивал своих современников Виссарион Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с удивительным видом искусства.

   Можно задаться вопросом: чем же заслужил театр такую любовь к себе? почему так велика в нем потребность у детей и взрослых?

   Во–первых, это связано с тем, что посещение театра – это всегда праздник. Ощущение праздничности, которое связано с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, способно наполнить тоскливую повседневную жизнь яркими впечатлениями, чувствами, мыслями.

   Во-вторых, потребность в театре связана с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

   Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Разностороннее влияние театрально-творческой деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как одно из эффективных педагогических средств. Театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.

   Театральная деятельность оказывает огромный эффект в развитии коммуникативных навыков ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы  заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура  и диалогическая речь, ее интонационный строй. Используемая роль, произносимые реплики ставят дошкольника перед необходимостью  ясно, четко, понятно изъясняться.

   Ребенок, оказавшись в позиции актера-исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение  к ценностно-смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние, художественные произведения, используемые в театрализованных играх.

   Театр является одним из самых ярких, красочных  и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, фантазию, способствует творческому развитию и формированию базиса его личностной культуры. Театрализованной деятельности по праву принадлежит  почетное место рядом с музыкой, рисованием, лепкой по эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка.

   Особая роли принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение 10-12 часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность превращает дошкольников из жизнерадостных, активных и деятельных, мечтательных в равнодушных, пассивных. И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка дарит ему радость.

   Улыбка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это явление, много раз экспериментально проверенное, получило генерализации или положительного экспрессивного потенциала.

  Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимо для организации совместной деятельности детей.

   Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение  или сказка имеет нравственную направленность, в результате которой ребенок  познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Герои любимых произведений  становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такому подражанию любимому образу позволяет педагогам через театральную деятельность оказать позитивное влияние на детей и развить, так часто не достающие коммуникативные качества.

  Именно, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие и многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенности в себе.

   В настоящее время, несмотря на то, что работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку, деятельность его остается зависимой от желания и интересов педагогов, которые зачастую не понимают значимость театрально-творческой деятельности в воспитании детей.

  Во–первых, педагоги недооценивают коллективного характера театрализованной деятельности. Как в процессе  театрализованной деятельности, так и в сюжетно-ролевой игре о ребенка требуется умение управлять  своим поведением, умение координировать свои действия с деятельностью товарищей.

   Во – вторых, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Это означает, что работа по театрально-творческой деятельности так же необходима, как музыкальные занятия или работа по изобразительному искусству.

   На страницах одного из популярных журналов «Обруч» ведется полемика  по опубликованной статье А.П. Ершовой под названием «Вреден ли театр дошкольнику?». Автор ей статьи знакомит своих читателей с новым понятием «социоигровая технология» (которая также основана на приемах  театральной педагогике) и еще раз подчеркивает опасность использования театра как жесткого и сложного искусства для маленьких детей, требующего от них работы на показ. Однако, несмотря на многие проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, театрализация остается, самой популярной деятельностью, без которой   не представляет свою работу не один педагог-дошкольник. Театральная деятельность помимо основных направленностей, несет и коррекционную направленность. Следует обратить внимание на чрезвычайно важную особенность театральной игры – эта деятельность интересна всем – и детям, и взрослым.

      Искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей- педагогическое искусство – тоже опирается на определенные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Роль предметно-развивающей среды для развития коммуникативных навыков у ребенка

В соответствии с ФГОС ДОО предметно-развивающая средадолжна обеспечивать и гарантировать ребенку: построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми и детей с детьми, о...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков ребенка дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра....

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА

Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Несмотря на то, что  ...

Мастер-класс на тему "Ритмотерапия как способ развития коммуникативных навыков ребенка"

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ на тему : "Ритмотерапия как способ развития коммуникативных навыков ребенка"...

"ТАНЕЦ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА"

Развитие танцевальных навыков у детей-дошкольников является не только программной задачей, но и важным условием в становлении личности.Актуальность выбранного нами направления работы обусловлена тем, ...