Метод ТРИЗ в развитии творческих способностей.
методическая разработка

Шабловская Анастасия Николаевна

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_triz_v_razvitii_tvorcheskih_sposobnostey.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Метод ТРИЗ в развитии творческих способностей

Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако впоследствии перешли в области человеческой деятельности, выходящие за рамки технических: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.

Адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ активизируют и ускоряют процессы развития мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения творчеству. Групповые занятия по ТРИЗ доступны уже для детей, начиная с 4,5 лет.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Выделяют различные модели использования ТРИЗ - инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными:

Ø специальный курс ТРИЗ и РТВ (развитие творческого воображения), в процессе реализации которого дети изучают основы ТРИЗ как отдельную образовательную дисциплину (в школе - урок РТВ, в детском саду - занятие по РТВ). Дети усваивают терминологию и инструменты ТРИЗ и РТВ, выполняют творческие задания различного уровня сложности, решают задачи в рамках данного курса;

Ø использование ТРИЗ-РТВ-инструментария в образовательном процессе по обычной программе, как набор действенных методов реализации стандартного содержания. Образовательные задачи, заложенные в базисных программах решаются с меньшими затратами, повышается мотивация детей, усваиваются принципы работы с теми или иными инструментами;

Ø интеграция стандартной образовательной программы с программой формирования навыков творческой деятельности. Формирование системы ЗУН (знания, умения, навыки), заложенной в базисных программах органично сочетается с процессом формирования системного диалектического мышления и развитием творческого воображения. Причём ЗУН формируется как естественное следствие обучения работе с информацией. Результат комплексный: Инструменты ТРИЗ помогают педагогу решать дидактические задачи, а ребёнку - познавать и преобразовывать окружающий мир. Эта модель, вероятно, наиболее перспективна и результативна, но и наиболее сложна по внедрению.

К методам теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) относят:

ü Метод мозгового штурма - постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

ü Синектика - так называемый метод аналогий: сравнение и нахождение сходства объектов или явлений. Представление самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

ü Морфологический анализ - выявление всех возможных фактов решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).

ü Метод фокальных объектов (МФО)- установление ассоциативных связей с различными случайными объектами (к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов).

ü «Да-нет»-ка - нахождение существенного признака в предмете, классификация предмета и явления по общим признакам.

ü Метод Робинзона – нахождение применения казалось бы совсем ненужному предмету.

ü Типовое фантазирование - фантазирование с использованием конкретных приемов.

ü Системный оператор - анализ и описание системы связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

В результате занятий дети, в работе с которыми регулярно используют такие методики, становятся более активными, любознательными, чаще спорят, выдвигают более развернутую и сложную аргументацию, их фантазия становится богаче и интереснее. У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Такие дети начинают исследовать все вокруг, именно поэтому ТРИЗ в принципе способствует формированию научной картины мира. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. ТРИЗ  способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

 

Итак, развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, они проявляются в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.

Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Методы раз-вития творческих способно-стей у ребенка»

Методические рекомендации по проектированию занятий, обеспечивающих планируемые результаты освоения программы в соответствии с ФГОС по теме «Методика формирования и развития творческих способнос...

Использование методов и игр ТРИЗ, для развития творческих способностей детей

Приёмы и игры ТРИЗ, один из методов системного анализа с применением дидактического пособия «Кольца Луллия»....

Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»

Данный семинар - практикум направлен на систематизизацию знаний педагогов в области ТРИЗ – педагогики, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....

Выступление «Синельная проволока как один из методов для развития творческих способностей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»В.А.Сухомлинский «Ру...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Игровые методы для развития творческих способностей"

Описание игр на развитие творческих способностей детей....

Инновационные методы для развития творческих способностей дошкольников

Инновационные методы для развития творческих способностей дошкольников...