«Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток И восклицать: - О! Как же ты красива!»
статья

Тетюшкина Ольга Ивановна

Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekrasna_rech.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: - О! Как же ты красива!»

                                                        Е. Щукина

Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. Познакомить с рядом специальных упражнений, способствующих сохранению и совершенствованию речевого и голосового аппарата. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

Вводная часть:

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы используем речь как средство передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Данное утверждение актуально по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых.

Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются и в речи.

Речь педагога должна быть не быстрая и не замедленная, чтобы воспитанники успевали вникнуть в суть сказанного. Речь воспитателя должна соответствовать возрастным особенностям детей, на которых она направлена. Педагог должен учитывать развитие детей, запасу и представлений об окружающем мире. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с воспитанниками основные нормы и правила русского языка. Нельзя использовать в своей работе ненормативную лексику, слова-паразиты, жаргонные слова. Но самое главное – педагог должен уметь слушать и слышать ребенка, с которым он говорит. Знания этих требований, их соблюдение и совершенствование своей речи – это успех в работе педагога по воспитанию и развитию речи своих воспитанников.

Требования, предъявляемые к речи педагога.

Правильность — соответствие речи языковым нормам. Соблюдать основные орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношении между частями и компонентами мысли.

Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Недопустимо использование в речи слов - паразитов, диалектных, и жаргонных слов.

Выразительность — владение педагогом различными средствами выразительности речи: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Выразительная речь педагога захватывает внимание ребенка, создает атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство — умение использовать в речи все языковые единицы. Богатый лексикон педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности образности речи.

Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля.

Речь педагога является образцом для формирования у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.)

Но, и конечно, у педагога должно быть умение не только говорить, но и уметь «слышать» речь ребенка.

Безусловно, знание педагогом ДОУ названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи - это залог успешности работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Компоненты речи педагога.

Профессиональная деятельность педагога во многом зависит от его культуры речи, которая предполагает ряд необходимых, значимых и обязательных составляющих.

Голос – важнейший элемент техники речи. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с детьми, говорить не для себя, а для слушателей. Голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, выносливостью.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.

Орфоэпия – правильное литературное произношение все слов родного языка. Если возникают сомнения в правильности. Пользуйтесь словарями-справочниками.

Выразительность – это четкая модулированная особенность речи, без которой слушать педагога неинтересно. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, в которой особое значение приобретают интонация, жесты и мимика.

Дыхание – это важный физиологический процесс, который осуществляется рефлекторно. Но процессом дыхания человек способен управлять, делая его длинным, плавным, ритмичным. Речевое дыхание важней шее условие полноценной речевой деятельности.

Практическая часть.

А теперь я предлагаю немного порассуждать, потренироваться и вспомнить некоторые правила русского языка.

И хотелось бы начать со слов французского философа Вольтера:

«Выучить несколько языков – дело нескольких лет, а чтобы научиться говорить на родном языке как следует, надо полжизни».

Задание 1

Предлагаю сыграть в игру «Закончи предложение»

Вам надо закончить предложение, употребив существительное в правильной форме.

1.Окна занавешены (тюль) тюлем – м.р.

2. Лицо скрыто (вуаль) вуалью – ж.р.

3. Вымою голову (шампунь) шампунем – м.р.

4. Я встала, сняв ребенка с (колени) коленей.

5. В саду много (яблони, вишни) яблонь, вишен.

6. Карантин по гриппу продолжался (22 сутки) двадцать двое суток.

Задание 2

Образуйте родительный падеж множественного числа от слов:

Кочерга - кочерёг

Простыни – простынь или простыней

Носки – носков

Груши – груш

Помидоры – помидоров

Петли – петель

Туфли – туфель

Килограммы – килограммов

Полотенца – полотенец

Чулки – чулок.

Задание 3

Эстафета - физминутка

Передаем мяч и говорим: «Чтобы у детей в группе была хорошо развита речь, я должна… (много разговаривать, читать, объяснять, лепить, раскрашивать и т.д.)

Задание 4

Конкурс «Найди лишнее слово».

Предлагается задание: из четырех предлагаемых вариантов ответа нужно найти слово, выпадающее из логического ряда:

1.а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) Н.А. Некрасов

г) Э.М. Ремарк

(Э.М. Ремарк – немецкий писатель)

  1. а) гопак

б) вальс

в) танго

г) фокстрот

(гопак – народный танец, остальные - бальные)

  1. а) либерал

б) консерватор

в) разгильдяй

г) демократ

(разгильдяй – имеет купеческие корни, остальные – из политического лексикона)

4. а) костер

б) облако

в) дым

г) зола

(слово «облако» не связано с другими словами)

  1. а) лев

б) волк

в) тигр

г) пантера

(волк, остальные – большие кошки)

6. а) щука

б) дельфин

в) акула

г) налим

(у дельфина – легкие, у остальных – жабры)

  1. а) очень великолепный

б) очень большой

в) очень прекрасный

г) очень гениальный

(очень большой, с другими словами «очень» не используется)

  1. а) живопись

б) скульптура

в) архитектура

г) портрет

(портрет может быть выражен в живописи и скульптуре)

  1. а) отец

б) сын

в) мать

г) племянник

(племянник, остальные составляют одну семью).

Заключение:

Соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешной работы воспитателя по речевому развитию в ДОУ. Свое выступление хочу закончить притчей: « Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Не бойтесь учиться, совершенствоваться, в том числе и в речевом развитии, искать что-то новое в работе с детьми, познавать неизвестное. Все в ваших руках.

 

Литература:

 

1. Культура речи и эффективность общения /Под ред. Л. К. Прудкиной, Е. Н. Ширяева. - М.: Просвещение, 1996.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» Л. Островская «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?» - журнал «Дошкольное воспитание» - 1989 год.

3. Цукович В. А. Актуальные проблемы культуры речи. – М., 1991

4. Скворцов Л. Н. Теоретические основы культуры речи. – М., 1997.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №127 комбинированного вида»

Выступление на педагогическом совете на тему

«Речь воспитателя детского сада как эталон грамотности для детей»

Подготовила воспитатель:

Тетюшкина О.И.

Саранск, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прекрасна речь!"

Моя педагогическая философия...

Упражнения по развитию речи "Когда так говорят?"

Уважаемые коллеги!Все мы хорошо знаем, что  важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Существует множество разнообразного материала игрового и занимательного, для речевого развити...

Лэпбук по развитию речи для подготовительной группы "Ручеек - речевичок"

Лэпбук по развитию речи и обучению грамоте для подготовительной группы детского сада....

Презентация охрана окружающей среды тема: "Чистая водичка"

развитие познавательно-исследовательской активности детей через экспериментирование...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Знакомство со свойствами камней". Методическая разработка.

Расширение знаний детей о свойствах камней в процессе познавательно-эксперимнтальной деятельности....

Развивающая предметно - пространственная среда группы "Как звери и птицы готовятся к зиме"

Развивающая предметно - пространственная среда группы "Как звери и птицы готовятся к зиме"...