Аналитическая справка
материал

«Образовательная и коррекционная деятельность с детьми ОВЗ и РАС в ДОУ № 11 «Созвездие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

«Образовательная и коррекционная деятельность с детьми ОВЗ и РАС в ДОУ № 11 «Созвездие»

Цель проверки: организация специальных образовательных условий для воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов на ступени дошкольного образования.

Сроки проведения: 15.03.21 г. по 31.03.2021 г.

План проверки:

1. Документация, регламентирующая работу с детьми ОВЗ.

     2. Учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в развивающей предметно –пространственной среде.

4. Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ в режиме дня.

5. Сопровождение родителей (законных представителей) воспитанников, имеющих

ограниченные возможности здоровья.

Методы проверки:

1. Анализ документации (регламентирующая работу с детьми ОВЗ).

2. Беседа с воспитателями, методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (3-7 лет)

3. Анализ индивидуальных программ комплексного сопровождения.

4. Анализ организации развивающей предметно -пространственная среды в группах ДОУ.

5. Анализ планирования и организации взаимодействия с родителями (законными

представителями) воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Результаты проверки:

1. Документация, регламентирующая работу с детьми ОВЗ.

В ДОУ детский сад «Созвездие» г Дубна создаются условия, обеспечивающие реализацию прав на получение дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью деятельности ДОУ по данному направлению является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

1.Организация работы с детьми с ОВЗ в ДОУ имеет нормативные локальные акты ДОУ, регламентирующую работу с детьми ОВЗ.

 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения АОП для воспитанников с ОВЗ ДОУ  «Созвездие» .

 Приказ об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения АОП для воспитанников с ОВЗ ДОУ «Созвездие»

 Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры ДОУ детский сад «Созвездие»

  Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с РАС (расстройство аутистического спектра );

 Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребёнка с ОВЗ

 Приказ о создании ПМПк

2. Учет индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в организации развивающей предметно -пространственная среды (далее – РППС) в группах.

Материально-техническая база:

- здание ДОУ и прилегающая территория ежегодно ремонтируются, выполняются

предписания органов надзора;

- наличие дополнительных помещений для занятий с детьми (музыкальный зал,); кабинета логопеда- дефектолога, кабинет педагога психолога

- в ДОУ имеется полный комплект ТСО, позволяющий организовывать содержательную образовательную деятельность с воспитанниками и психолого-педагогическое просвещение их родителей – компьютеры,  1 музыкальный центр, видеокамера, цифровой фотоаппарат, видеопроектор.

- музыкальный зал ДОУ и спортивный зал, имеет необходимое оборудование для организации творческой и двигательной деятельности детей – музыкальные игрушки, спортивный инвентарь, мягкий модуль, нетрадиционное физкультурное оборудование;

- кабинет логопеда- дефектолога и педагога-психолога оснащен всеми необходимыми для качественной коррекционно-развивающей работы ТСО: компьютером, принтером.

Методическая база кабинета пополнена серией наглядных пособий, игрушек и учебно-методической литературы.

Пространство групп организовано в виде Центров развития (ЦР), оснащенных необходимым количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Планомерные дополнения в ЦР позволяют дошкольникам выбирать интересные для себя игры, чередовать их в течение дня, а педагогу дают возможность эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

По результатам анализа организации развивающей предметно -пространственная среды в группах ДОУ, можно сделать следующие выводы. Во всех группах:

1. Соответствие среды возрасту и отражение в среде особенностей реализуемой АОП;

3. Отражение тематики и содержания образовательной деятельности и коррекционной работы.

4. Наличие уголков уединения.

5. Учёт гендерных различий детей в построении среды, уровня психического развития (4 ребенка– низкий уровень развития,8 детей– средний уровень развития).

6. Свободный доступ детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.

7. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и особенностям отклонений в развитии детей.

8. Наличие в группе индивидуального авторского пространства ребенка с ОВЗ (полочки с личными игрушками, альбомами детей, творческими работами ребенка, подборка грамот с конкурсов и соревнований, организация персональных выставок ребенка с ОВЗ).

9. Привлечение детей к оформлению группового помещения.

10. Эстетическое состояние всех предметов и пособий в среде.

11. Целесообразное соседство уголков ( с учетом детской деятельности)

12. Учёт безопасности жизнедеятельности детей с ОВЗ.

Во всех группах имеются:

- Речевой центр с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками,  игрушки для обыгрывания стихов, потешек, модели сказок, в подготовительных группах схемы разбора слова, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, игры на лексические темы.

1 Игровой центр (дидактические игры, игровые пособия, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные и настольные игры, игры на развитие мелкой и крупной моторики и т.п.)

2 Центр театра - разные виды театров (пальчиковый, теневой, настольный, кукольный и т.п.)

3 Литературный центр - (тематические подборки книг и энциклопедий, книжки- самоделки, детские журналы, фотоальбомы , портреты поэтов и писателей и т.п.);

4 Центр спорта и здоровья (спортивные игрушки и физкультурное оборудование, вт.ч. –нетрадиционное, атрибуты и картотека к подвижным играм, ростомер, плакаты о ЗОЖ, игры на развития артикуляционной гимнастики, тренажеры для гимнастики для глаз, нетрадиционное оборудование для предупреждения плоскостопия, «дорожки здоровья» и т.п.);

5 Познавательный центр – РППС( кабинет Монтессори) способствует развитию познавательной и исследовательской активности детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой), в наличии различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания.

Осуществляется постепенное обновление среды для всех видов детской деятельности, решения задач АОП ДОУ, включение родителей в пополнение РППС.

Основная выявленная проблема: отсутствие в группах условий для детей-инвалидов (доступность помещений, где осуществляется образовательная деятельность).

С учетом индивидуальных особенностей ребенка, развивающая предметно-пространственная среда содержит атрибуты, которые обеспечивают приобретению предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формированию познавательного ориентирования в окружающем пространстве:

1 Картинки с изображением последовательности действий – для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

2 Дидактические игры для стимуляции ориентировачно-исследовательской и речевой

деятельности - с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;

3 Игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом.

4 Игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации: больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.

4. Организация образовательной деятельности с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами в режиме дня.

АОП определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста, имеющих Коллегиальное заключение ТПМПК и статус «ребёнок с ОВЗ».

Учебный год начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня)

Как правило, первая половина сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, составления и обсуждения со всеми специалистами плана работы на первый период работы.

В конце сентября специалисты на психолого-медико-педагогическом консилиуме обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов утверждают план работы группы на первый период работы. На каждого воспитанника, обучающегося по АОП, составляется программа  сопровождения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, устраиваются зимние каникулы.

Оценка результатов реализации АОП проводится на основе комплексной оценки индивидуального развития ребёнка, которая проводится педагогами ДОУ (логопедом- дефектологом ,педагогом-психологом, воспитателем) не менее 3 раз в год и включает в себя:

- психологическое обследование, которое проводит педагог-психолог на этапе начала работы по реализации АОП (сентябрь), в середине учебного года (январь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май);

- логопедическое обследование, которое проводит учитель-логопед на этапе начала работы по реализации АОП (сентябрь), в середине учебного года (январь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май). Задачи, для решения которых могут использоваться результаты логопедического обследования: индивидуализация образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его образовательной траектории и коррекцию его речевого развития;

- педагогическую диагностику развития ребёнка, которую проводит воспитатель группы на этапе начала работы по реализации АОП (сентябрь-октябрь), в середине учебного года (январь) с целью корректировки образовательных задач АОП и в конце учебного года (апрель-май). Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима воспитателю для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В соответствии с АОП игры и игровые упражнения с воспитанниками ОВЗ планируются и проводятся:

- педагогом- психологом (подбираются для каждого ребёнка индивидуально в соответствии с его психологическим заключением и степенью усвоения учебного материала) - в течение дня и во время коррекционно-развивающих занятий;

- логопедом- дефектологом (подбираются для каждого ребёнка индивидуально в соответствии с его речевым заключением и степенью усвоения учебного материала) - в течение дня и во время коррекционно-развивающих логопедических занятий;

- воспитателем группы (по рекомендациям педагога-психолога, логопеда- дефектолога) – в течение дня;

- родителями (законными представителями) ребёнка в домашних условиях (по заданию педагога-психолога, логопеда- дефектолога) - не реже 2-3 раз в неделю (в день полученного задания).

АОП предусматривает организацию:

1 образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту -«организованной образовательной деятельности»);

2 образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

3 самостоятельной - деятельности детей;

Индивидуальные коррекционно-развивающие логопедические занятия (3 раза в неделю) или занятия с педагогом-психологом проводятся (2 раза в неделю) по плану логопеда- дефектолога или педагога-психолога.

На каждого ребенка в рамках АОП составляется индивидуальный образовательный маршрут.

По результатам мониторинга повышения квалификации педагогического состава ДОУ «Созвездие» выявлено только 6 педагогов, 3 логопеда- дефектолога , 1 педагог-психолог,1 музыкальный руководитель,1 физкультурный работник. Все педагоги ДОУ имеют дополнительное образование (курсы) по «Современным подходам к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС».

6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями

воспитанников.

1. Основная цель: обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка, путем включения их в образовательный процесс ДОУ.

Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанника с ОВЗ.

1) Индивидуальные консультации узких специалистов (логопеда- дефектолога, педагога-психолога) и воспитателей ДОУ – по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в месяц.

2) Посещение коррекционно-развивающих занятий – по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.

3) Посещение открытых мероприятий в группе – по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.

4) Участие в групповых тематических консультациях, проводимых узкими специалистами ДОУ и воспитателями группы – по плану и по запросам родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.

5) Участие в родительских собраниях (групповых и общих) – по плану.

6) Участие родителей в работе ПМПк ДОУ.

В результате анализа запланированных и проведенных мероприятий с участием родителей, согласно годовому плану ДОО плану взаимодействия с родителями каждой возрастной группы, в период с 15.03.21 г. по 31.03.2021 г, можно сделать следующие выводы:

- ежемесячно получают консультативную помощь логопедов- дефектологов(80%) родителей (тетради учета индивидуальных консультаций логопеда- дефектолога);

-организованы педагогом-психологом консультации для родителей (по запросу);

- в каждой группе создана и автоматически пополняется «Игротека», с играми направленными на познавательно-речевое развитие и комплексы здоровьесберегающих технологий;

- для педагогов организованны консультации «Современные образовательные технологии с детьми с ОВЗ», «Сенсорное развитие детей с ОВЗ» и т.д.- где педагоги получили педагогические рекомендации;

- на сайте ДОУ создана страничка «Создание условий для детей с ОВЗ» и «Консультационный пункт», где представлены документы по работе в данном направлении, а также систематически пополняются рекомендациями.

Таким образом, целостность АОП обеспечивается установлением связи между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей (законных представителей) ребенка.

Вывод: организацию специальных образовательных условий для воспитанников ДОУ детский сад «Созвездие» корпус «Тополек», имеющих ограниченные возможности здоровья на ступени дошкольного образования, согласно рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии г Дубна считать удовлетворительной.

Рекомендации:

  1. Организовать методическое сопровождение по повышению квалификации по теме Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
  2. Для эффективного взаимодействия специалистов и воспитателей ДОУ, на каждой группе завести тетрадь взаимодействия, в виде еженедельных рекомендаций по закреплению изучаемой лексической темы, звука и буквы, игр и упражнений на развитие психических процессов, общей, мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания. Эти рекомендации использовать воспитателям при планировании детской деятельности в течении дня пребывания в ДОУ и при планировании и проведении индивидуальной работы с ребенком ОВЗ.
  3. Воспитателям групп пополнить развивающую предметно пространственную среду для развития тактильно-двигательного восприятия детей с ОВЗ- тканевые мешочки с различными наполнениями, мешочки с парными предметами, так же карточки с изображением правильной артикуляции звуков, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков .
  4. Пополнить методическую литературу по работе с детьми с ОВЗ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о педагогической деятельности

Аналитическая справка о педагогической деятельности МАЛАЧЕВОЙ ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ Воспитателя МБДОУ Березовский ДС «Семицветик» Образовательное учреждение: Шарыповский район, муниципальное бю...

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ

Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...

Аналитическая справка о деятельности воспитателя

В этой справке отражена моя педагогическая деятельность...

Аналитическая справка по теме "Адаптация детей в ДОУ"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Золотой ключик» (МБДОУ № 4 «Золотой ключик»)   ...

Аналитическая справка программы развития МДОУ д/с № 17

Модель управленияПаспорт программыОсновные принципы построения и реализации Образовательной программыАнализ достижений...

Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.

              Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...