Опытно-экспериментальная деятельность: современный подход
материал

Каримжанова Асия Халяпаровна

Опытно-экспериментальная деятельность: современный подход

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность: современный подход

А.Х. Каримжанова

Бюджетное учреждение дополнительного образования «Омская областная станция юных натуралистов»  

В настоящее время экологическое воспитание, является одной из важнейших проблем современности. Его необходимость осознаётся не только специалистами, но и значительной частью рядового населения. Приходит понимание и того, что начальные основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести и детское экспериментирование.  Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога при этом не только не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Опытно-экспериментальная деятельность рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства. Это объясняется тем, что дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

По моему мнению, экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными, т.е. использование опытно-экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей дошкольного возраста способствует более успешному усвоению детьми знаний о природе. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника – сложный многогранный процесс, главной целью которого является формирование начал исследовательской деятельности у дошкольников путём активизации познавательного процесса.

К основным задачам можно отнести:

– обогащение личного опыта ребёнка;

– формирование системы знаний о мире природе;

– формирование умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

– развитие мыслительных процессов и операций;

– поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности;

 развитие коммуникативных навыков.

         За основу в своей работе с детьми я взяла программу С.Н.Николаевой «Юный эколог» и технологию З.Ф.Аксёновой – «Войди в природу другом». Разработала картотеку опытов и экспериментов «Удивительная лаборатория». Свою работу с детьми я веду по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими тематическими блоками:

  1. Неживая природа

– тематический блок «Солнце, Земля и другие планеты»;

– тематический блок «Свет и тень»;

– тематический блок «Царица-водица»;

– тематический блок «Невидимка воздух»;

– тематический блок «Удивительная почва».

  1. Живая природа

– тематический блок «Удивительный мир растений и грибов» – тематический блок «Наши друзья – животные»;

– тематический блок «Жизнь растений и животных в сообществе».

3. Человек

 тематический блок «Если хочешь быть здоров»;

– тематический блок «Человек и природа».

В работе с детьми я использую три типа экспериментальных задач:

– Как доказать, что… (вода не имеет формы и т.п.);

– Сколькими способами можно осуществить это действие… (перенести воду из одной банки в другую, заставит лёд таять и т.п.).

– Предскажите, что получится, если… (емкость с холодной водой поставить на солнышко и т.п.). Решение экспериментальных задач осуществляется в двух вариантах:        1. Дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; 2. Дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Опыт, накопленный мною при проведении опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию, позволил выделить основные виды экспериментальной деятельности, которые и были включены в каждый тематический блок.

Игры-эксперименты. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка.

Моделирование объектов природы. Знания о свойствах предметов дети получают через изучение или построение моделей реально существующих объектов (солнечная система, вулкан, вихрь, модели различных экосистем и т.д.).

Наблюдения за объектом. Организуется в помещении или на территории станции. Исследования, проводимые на территории станции юных натуралистов погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников.

В завершении хотелось бы отметить, что использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.  

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

        Используемая литература:

        1. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО: деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2018. – 260 с. 

2. Темирлиева З.С. Игровая деятельность экологического воспитания дошкольников / З.С. Темирлиева, А.Н. Долаева // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России: II междунар. науч.-практ. конф. / Карачаево-Черкес. гос. ун-т им. У.Д. Алиева. – Карачаевск, 2017. – С. 172-176. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...