Актуальность и имидж педагогической профессии
материал

Шарова Любовь Витальевна

Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_i_imidzh_pedagogicheskoy_professii.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность и имидж педагогической профессии

Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией». Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.

Какой педагог нужен нам сейчас, в современных условиях?

– Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.

А что можно сказать о престижности нашей профессии?

– Трудная, сложная, требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных сил; высокие требования к профессии со стороны общества, родителей, детей.

– Никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жилье, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и т. д.).

– Это уникальная (неповторимая, особенная) профессия.

Почему же мы с вами, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность, выбираем ее? Что нас привлекает в педагогической деятельности?

– Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:

это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;

стремление жить активно, в вечном движении;

тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);

это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;

и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых мы воспитываем.

Перед нами стоит вопрос: «Педагог – это профессия, или призвание (склонность к тому или иному делу, профессии), или ремесло?».

– Да, педагог – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям, прежде всего...

Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, воспитанники, коллеги.

Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен педагог, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, собственный имидж.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников:

“Когда к нам пришла наша учительница, мы очень плохо ее встретили. Одета она была в какое-то старье, волосы всклокочены, косметики никакой. На первом уроке ее совсем не слушали, только комментировали, хихикали, придумывали клички. Наверное, месяца через три установились те отношения, когда мы поняли, что она самая умная, самая чуткая. Наши девочки делали ей прическу и учили краситься”.

В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. К сожалению, у нас далеко не все педагоги озабочены личным авторитетом. Исследования показывают, что педагоги в 2 раза занижают значение своего имиджа. По данным социологических исследований, только 19% педагогов удовлетворены своим внешним видом. А ведь имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

Иногда бывает, что все элементы имиджа на месте, но он все равно не работает. Может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Привлекательные люди:

– часто и охотно улыбаются;

– обладают хорошим чувством юмора;

– естественно себя ведут;

– веселы;

– часто и охотно говорят комплименты;

– знакомы с этикетом и следуют ему;

– уверены в себе;

– умеют посмеяться над собой;

– быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

– осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;

– дружелюбны, с ними легко в общении;

-  не говорят о людях плохо в их отсутствие

Помните поговорку: “Встречают по одежке, провожают по уму?”. Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным “банком данных” о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения с другими людьми. И, чем точнее создан ваш образ, тем легче людям общаться с вами, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с вашими воспитанниками.

Педагог – является профессией интересной, благородной, творческой, но самой ответственной и сложной.

Да, не каждый способен стать педагогом. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» (гл.2, т.2). Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».

Итак, педагогический труд должен быть любимым делом, и дети должны любить педагога.

Большую роль в профессиональном становлении педагога играют теоретические знания, компонентом которых является понятийный аппарат, т.е. научная терминология по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....

«Метод проектов как актуальная и современная педагогическая технология».

Организация методического сопровождения в дошкольной образовательной организации позволяет прогнозировать и планировать работу по повышению квалификации педагогических работников, а также оказывать им...

Программа конференции Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа Всероссийской конференции...

Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут най...

: «Актуальность современных музыкально-педагогических технологий дошкольников»

: «Актуальность современных музыкально-педагогических технологий дошкольников». Данная разработка будет полезна для педагогов ДОУ.  Наибольшую помощь она окажет музыкальным руководите...