Организации детской деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о мире профессий машиностроения
материал (старшая группа)

Усачева Наталья Михайловна

На данной стрнице представлен материал, который будет полезен для работы педогогов по профориентации дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnaya_praktika_proftsentr_avtostudiya_.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Культурная практика «Профцентр «Автостудия» как форма организации детской деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о мире профессий машиностроения

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования особое внимание уделяет формированию общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, инициативности и самостоятельности. В основу решения данных задач положен культурологический и деятельностный подход в педагогике.

Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей.

Кроме того, весьма актуальным на сегодняшний день является деятельный характер образования. Поэтому важен поиск подходов к реализации образовательного процесса, в котором ребенок занимает активную деятельную позицию и становится субъектом своего обучения и воспитания.

Одним их таких подходов стало введение культурных практик.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:

1. Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это – самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Такие практики специально не описываются в образовательной программе детского сада, а также заранее не планируются (не включаются в план работы педагога). Они проходят в условиях самостоятельной (свободной) деятельности детей.

2. Культурные практики инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Они проектируются воспитателем в соответствии с решаемыми образовательными задачами и могут быть реализованы в рамках основной части образовательной программы детского сада. Выбор культурных практик связан непосредственно с содержанием комплексно-тематического планирования образовательного процесса и направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации дошкольников. Важно, чтобы при составлении своей рабочей программы воспитатель или специалист (например, музыкальный руководитель) не забыл включить описание культурных практик в текст.

В основной общеобразовательной программе детского сада «Белочка» в содержательном разделе поставлены задачи для детей старшего дошкольного возраста по ОО «Социально-коммуникативное развитие», среди которых следующие.

Для детей 5-6 лет:

- расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости;

- формировать бережное отношение к тому, что сделано руками        человека;

- прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

А также для детей 6-7 лет:

- воспитывать уважение к людям труда;        

- продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города;

- развивать интерес к        различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Для решения поставленных задач и в связи с участием детского сада в реализации стратегического направления АНО ДО «Ранняя профориентация»  выбрана форма организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению - культурная практика «Автостудия». Связано это еще с тем, что детский сад «Белочка» входит в состав организационной группы городского фестиваля «Профи дебют», а также регионального чемпионата «Будущие профессионалы 5+» по направлению «Машиностроение».

По решению педагогического совета данная культурная практика вынесена из расписания видов детской деятельности в совместную деятельность в режиме дня, что зафиксировано в протоколе № 1. В учебной записке прописано данное решение, а также закреплен день недели за каждой группой старшего возраста, в который воспитатель организует деятельность детей в «Автостудии».

Это находит отражение в рабочей программе группы в «Содержательном разделе».

- В пункте 2.1 «Общие направления и содержание образовательной работы по образовательным областям» в графе «Формы организации образовательного процесса» таблицы «Реализация основных направлений работы с детьми».

- В пункте 2.2 «Описание образовательной деятельности, вариативных форм и способов реализации рабочей программы» в описании «Модели образовательной деятельности на неделю» и «Комплексно-тематического планирования тематической недели» в графе «Формы организации образовательной деятельности».

- В пункте 2.3. «Особенности образовательной деятельности через организацию разных видов культурных практик и традиций группы».

Далее воспитатель планирует деятельность с детьми через культурную практику «Автостудия» и отражает ее в перспективном плане, а также в календарно-тематическом планировании.

Для организации культурной практики «Автостудия» требуется создание специальных условий. Поэтому в кабинете развивающего обучения оборудована «Автостудия», раскрывающая дошкольникам сложный технологический процесс создания автомобилей. «Автостудия» наполнена разнообразными материалами и оборудованием, деятельность с которыми позволяет сформировать компетентность у детей по направлению «Машиностроение». В процесс создания автомобиля включены люди разных профессий, поэтому оборудование профцентра происходит в зависимости от этапа производства, с которым знакомятся дети в данный момент.

Например, для знакомства старших дошкольников с профессией автодизайнера есть энциклопедии о машинах и истории их создания, собраны коллекции моделей прошлого и каталоги с современными автомобилями, различный иллюстративный материал: плакаты, картинки для рассматривания, буклеты, схемы. Работая с данными материалами, дети еженедельно погружаются в мир автомобилей, понимают значение машин в жизни человека, находят сходства и различия моделей, выделяют их особенности и преимущества, определяют назначение типов кузова.

При включении культурных практик в образовательный процесс
необходимо соблюдать принцип субъектности дошкольников. Педагог в рамках
реализации культурных практик должен изменить свою позицию – с «ведущего» и «информатора» (т.е. специалиста, дающего знания) на «тьютора», «координатора», «модератора» (т.е. человека, подхватывающего инициативу детей и помогающего им найти пути решения проблемы).

Задача воспитателя – опосредованно направлять деятельность детей,  поддерживать интерес, еженедельно предлагать новые образовательные ситуации для развития практики, а для этого планировать ее содержание.

Например, в сентябре ребята старшей группы знакомятся с профессией автодизайнера. На первой неделе в «Автостудии» они создают эскиз будущего автомобиля. Воплотить идеи маленьким дизайнерам помогает техника скетчинга («быстрого» рисунка), что позволяет за небольшой промежуток времени детям выразить свои идеи через рисунок, передать свои первые впечатления через набросок, зарисовку, визуализируя объект или идею. Материалы, используемые для скетчей, – это маркеры, акварель, цветные карандаши, восковые и пастельные мелки. Дети рисуют эскизы и готовые работы объединяют в каталоги.

На второй неделе, когда образ будущего автомобиля ясен и готов, маленькие автодизайнеры лепят модель из пластилина, глины, конструируют из бумаги, картона, коробок, бросового и другого материала. Для создания украшений применяют различные техники: декупаж, аппликация, торцевание, оригами, квиллинг. А также ребята используют 3Д-ручку.

На третьей неделе сентября работа над цветовым/отделочным дизайном превращает ребят в настоящих исследователей. Они решают, какие материалы (металл, дерево, кожа, ткань, ковровые покрытия) подходят для использования внутри и снаружи транспортного средства, чтобы сделать его наиболее привлекательным, функциональным и удобным.

В конце месяца ребята самостоятельно презентуют готовые модели. Рассказывают обо всех этапах работы над созданием дизайна, начиная с появления идеи, выполнения эскиза, выбора цвета и материала. Для презентации используют алгоритмы, разработанные совместно с педагогами.

В процессе деятельности в студии у дошкольников формируются soft skills («мягкие» навыки): ответственность, коммуникабельность, умение быстро принимать решение, креативность, целеустремленность, организованность и другие. А также hard skills («твердые» профессиональные навыки): умение рисовать, конструировать и моделировать, знать основные свойства материалов, строение автомобиля, а также владеть всеми этапами разработки дизайна.  

По направлению «Машиностроение» творческой группой педагогов разработаны сценарии образовательных ситуаций с детьми 5-6 лет, а также 6-7 лет с усложнением.  

Таким образом, в детском саду «Белочка» организована культурная практика «Автостудия» для ознакомления дошкольников с миром профессий, что заложено в задачах по ОО «Социально-коммуникативное развитие» и отражено в ООП детского сада, учебной записке на учебный год, а также в рабочей программе группы и планировании воспитателя.

Для организации культурной практики созданы условия: профцентр в кабинете развивающего обучения. А также разработаны сценарии образовательных ситуаций. Это дает возможность старшим дошкольникам войти в мир профессий по направлению «Машиностроенеи» и перенять первичные базовые профессиональные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений Секреты Лесовичка

Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей: познание, коммуникация.Вид деятельности: познавательно – исследовательскаяВозраст: 5-6 летЦель: сформировать представлен...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых.

Главная цель ранней профориентации детей -  это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых

Ранняя профориентация ребенка происходит в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об  ознакомлении детей с трудо...

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»

laquo;Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»...

Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством экскурсий и виртуальных экскурсий"

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основ...