Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством экскурсий и виртуальных экскурсий"
консультация

Войтович Марина Викторовна

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. 

В свете ФГОС экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Основное значение  экскурсий (в том числе и виртуальных экскурсий)  в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений о профессиях взрослых. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии.  В ходе экскурсий, дошкольники начинают понимать содержание деятельности представителей самых разных профессий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством экскурсий и виртуальных экскурсий»

Подготовила

воспитатель

высшей квалификационной категории:

Войтович Марина Викторовна

     Одним из важных направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. «Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах направленности труда, отражение в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада».

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.

Цель ранней профориентации – сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру. Ребенку должна быть представлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Актуальность по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. 
Федеральным государственным образовательным стандартом  ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен  договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. 

 Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). В последнее время в словаре детей чаще присутствуют такие «модные» профессии как бизнесмен, менеджер, юрист, журналист, дизайнер. Но о них они знают весьма поверхностно. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

    Последовательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограниченные возможности наблюдения за их трудом.

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Преимущество экскурсий состоит в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса. Для создания положительного отношения к труду и осмысления его значимости имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом. Неслучайно известный отечественный психолог  В. А. Петровский предлагает изменить трудовое воспитание на деловое, показав сущность труда. О силе примера взрослых в воспитании детей говорили многие исследователи: Р. С. Буре, Г. М. Година, Д. И. Сергеева и др. Они придавали огромное значение той трудовой атмосферы, которая постоянно окружает ребенка.

В свете ФГОС экскурсии представляют собой особый вид деятельности, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых.

Основное значение  экскурсий (в том числе и виртуальных экскурсий)  в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений о профессиях взрослых. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии.  В ходе экскурсий, дошкольники начинают понимать содержание деятельности представителей самых разных профессий. Опираясь на принцип активности, который характеризуется высоким уровнем мотивации, дети попробовали себя в роли повара, пожарного, дизайнера одежды и др.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к образованию детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования. Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей. Создается единое информационное образовательное пространство ДОУ, активно используются в образовательном процессе детского сада интернет-ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность. Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях современного динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий.

Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка-дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе. Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством обучения, воспитания и развития современных дошкольников. Эффективной формой использования информационных технологий в детском саду является виртуальная экскурсия.

Виртуальная экскурсия – понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие.

Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Ее преимуществами является следующее:

– погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;

– не покидая здания ДОУ, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;

– разработка и проведение виртуальных экскурсий в группе способствует овладению педагогами методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;

– автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;

- активная деятельность участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов);

– доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

У детей появилась возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей (проект «Я у мамы (папы) на работе»); можно познакомить детей с жизнью детей Крайнего Севера (проект «Жить вместе здорово!»), сформировать представления о школе (проект «Ура! Школа!») и т. д.

Таким образом, виртуальная экскурсия в работе с детьми дошкольного возраста дает возможность получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального, непосредственного посещения, сэкономить время и средства. Достоинство данных экскурсий заключается и в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.

Большую роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки перед экскурсией проблемных вопросов либо выдачи детям определённых творческих заданий. Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие воспитателя с воспитанниками: его активность уступает место активности детей. Воспитанники выступают полноправными участниками виртуальной экскурсии, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, а воспитатель побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.

Создавая виртуальную экскурсию по той или иной теме, педагоги углубляют знания, полученные в процессе самообразования, совершенствуют навыки поиска необходимой информации, используя при этом все возможные пути – как традиционно из книг, так и с помощью интернет-сайтов.

Таким образом, систематическое и целенаправленное, методически  и психологически грамотное использование виртуальных экскурсий в образовательном процессе ДОУ  позволяет не просто сформировать у детей дошкольного возраста представления об окружающем мире, объектах и явлениях, недоступных для непосредственного изучения в силу разных причин (удаленности, финансовых возможностей семьи и др.),  но и преодолеть интеллектуальную пассивность детей и значительно повысить их интерес к образовательной деятельности,  развить познавательные способности, обогатить социальный опыт. Виртуальные экскурсии при организации разнообразных форм работы обеспечивают развитие детей дошкольного возраста в рамках всех образовательных областей ФГОС ДО.

В свою очередь, воспитатель существенно повышает уровень своей методической и информационно‐коммуникационной компетентности.

Виртуальная экскурсия может проводиться педагогом, как самостоятельное образовательное мероприятие, так и являться его частью, или быть самостоятельным проектом.

В литературе выделяют формы проведения экскурсии:

  • Фотопутешествия - мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
  • Видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т .д.);
  • Интерактивное общение с помощью программы Skype (скайп)

Система работы по организации виртуальных экскурсий построена

на основе содержания основной образовательной программы. Темы и цели определяются для каждой возрастной группы в соответствии с комплексно‐ тематическим планом.

Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми.

Усилить эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие учебного материала позволило использование музыкального сопровождения, художественных образов.

Закрепление и систематизация знаний детей происходит в ходе выполнения творческих работ, участия в конкурсах, выставках.

Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования. Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий:

На подготовительном этапе:

Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с детьми с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода";

На основном этапе:

  • Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.
  • Проведение экскурсии.
  • Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
  • Завершение экскурсии, рефлексия.

Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.
В настоящее время количество и объем материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и у педагогов появляется возможность использовать эти ресурсы и создавать собственные электронные экскурсии по своему выбору. Электронная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения они не требуют больших финансовых и временных затрат, так как создаются с помощью информационных технологий.
Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий.

Использование виртуальных экскурсий, одна из важных составляющих в обучении современного дошкольника.

С помощью полученных знаний, дети смогут соотнести свои личностные качества с наиболее подходящими для них профессиями. Помочь детям сделать правильный выбор, не простая задача для воспитателей и родителей. Но разностороннее развитие ребёнка дошкольного возраста, даст ему возможность найти и во взрослой жизни работу, которая будет ему приносить удовольствие и радость.

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Формирование представлений о мире профессий дошкольников.

Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распрастранненым профессиям ближайшего окружения....

Организации детской деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о мире профессий машиностроения

На данной стрнице представлен материал, который будет полезен для работы педогогов по профориентации дошкольников....

Статья на тему:«Ознакомление дошкольников с окружающим миром средствами виртуальной экскурсии».

Статья посвящена виртуальной экскурсии как средству ознакомления детей с окружающим миром, которая нами рассматривается в качестве эффективной формы работы по ознакомлению детей с предметным, социаль...

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»

laquo;Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»...

«Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников»

Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Практика работы с дошкольниками показывает, что начинать раннюю профессиональную ориентацию нужно уже с детского сада . Очень важ...

Сообщение на педсовете "Сюжетно-ролевая игра как условие и средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников"

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. Она начинает преобразовывать полученные в процессе социализации ребенка знания о профессиональной деятельности вз...

"Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования живой и неживой природы"

План работы по самообразованиюВоспитателя Коростелевой С.Ена 2019-2020 учебный год. «Формирование у дошкольников представлений об окружающем мире посредством экспериментирования с живой и н...