Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»
консультация

«Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_bogdanova.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников представлений о мире профессий в регионе»

                                                                             Подготовила  Богданова Н. Ю.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.

В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Трудно выбрать профессию своей жизни. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, - заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, - привить детям желание стать профессионалами в своём деле.

Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях: эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и др.

Серьёзные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых, проведённые под руководством доктора В. И. Логиновой, показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом стержневом понятии, вокруг которого выстраивается информация. Взрослые шьют одежду, строят дома, варят еду, печатают книги, работают на фабриках и заводах – их трудовая деятельность состоит из множества разнообразных трудовых процессов. Каждый человек мечтает обрести в жизни любое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому так важно знакомить детей с трудом взрослых, рассказывать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. И начинать воспитывать эти качества лучше с детских лет. Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так рождаются династии врачей, учителей. Рассказ отца или матери об особенностях своей профессии приносит ребёнку огромную пользу, вызывает большой интерес.

Психологи считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии. В игре формируются и моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство дружбы и товарищества, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Именно сюжетно-ролевые игры играют большую роль в формировании представлений о профессиональной деятельности взрослых. Играя, дети постепенно начинают повторять действия людей разных профессий, моделируют их профессиональное поведение, осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к явлениям и событиям общественной жизни. В игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе; отражается содержание деятельности представителей различных профессий.

Одна из основных задач дошкольного образования - формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Для этого очень важно у ребенка - дошкольника развивать интерес к различным профессиям. В дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд - это проявление заботы людей друг о друге.

Принципы, лежащие в основе  работы:
Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала возрасту.
Систематичность и последовательность:
- постоянная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
- учет особенностей мышления.
Динамичность:
- интеграция в разные виды деятельности
Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.

Методы реализации работы.

1. Словесные
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- дидактические игры
- подвижные игры;
- развлечения;
- моделирование ситуаций;
- наблюдения

2. Наглядные
- сбор иллюстраций, фотоматериалов;
- рассматривание иллюстраций;
- театрализованная деятельность;
- аудиовизуальная техника;
- пример взрослых.

3. Практические
- создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей;
- моделирование ситуаций.

Я считаю, что знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых"

Аннотация. В этой статье я рассказала о том, как важно знакомить детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Это влияет на формирование  у детей представлений  о значимости труда, о необхо...

Консультация для педагогов "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников"

laquo;Человеческий разум является математическим: он стремится к точности, к измерению, к сравнению. ...Без математического воспитания и образования невозможно ни понять прогресс нашей эпохи, ни прин...

Организации детской деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о мире профессий машиностроения

На данной стрнице представлен материал, который будет полезен для работы педогогов по профориентации дошкольников....

Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников представлений о мире профессий посредством экскурсий и виртуальных экскурсий"

Важным средством развития представлений о труде взрослых выступают экскурсии, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, его орудия. Экскурсии – один из основ...