«Дидактические игры для детей средней группы».
статья (средняя группа)
Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. Так же как и в младшей группе, в игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, парные и разрезные картинки, лоскутки различных тканей, наконец, слово. Интересны игры, активизирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, у которого ленточка такого же цвета привязана к руке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Свешникова Екатерина Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад №60 Калининского района Санкт-Петербурга
«Дидактические игры для детей средней группы».
Образовательная работа дошкольных учреждений невозможна без использования разнообразных дидактических игр. Они делают обучение требуемым программой знаниям увлекательным и доступным, приближают усвоение трудной для малыша информации к любимой деятельности — игре. Особенно важно проводить обучающие игры в средней группе, когда познавательная деятельность становится потребностью дошкольника, а интерес к окружающему миру и происходящему в нём превращает четырёхлетку в неутомимого почемучку.
Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. Так же как и в младшей группе, в игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, парные и разрезные картинки, лоскутки различных тканей, наконец, слово. Интересны игры, активизирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, у которого ленточка такого же цвета привязана к руке.
Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой. В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.
Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала. Ребята запоминают правила, если они даются четко, понятно, эмоционально, как и в младшей группе. Например, организуя игру «Найди предмет из такого же материала», воспитатель до начала рассматривает с детьми разные предметы из дерева, металла, пластмассы, резины, затем объясняет правила: предметы, сделанные из резины, следует положить в резиновую шапочку, а из пластмассы — на пластмассовый поднос, деревянные — в ящик, а металлические — на металлический поднос. Предметы надо искать по всей комнате; кто нашел, должен положить их на соответствующее место.
При первом проведении игры воспитатель берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому- либо из ребят. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать. Для этого можно задать вопросы: «Из какого материала мы будем находить и приносить на этот поднос предметы?» (Показывает пластмассовый поднос.) Дети отвечают: «Из пластмассы!» — «А сюда?» (Показывает деревянный ящик.) Дети отвечают правильно. Убедившись в том, что детям правила игры понятны, воспитатель предлагает поиграть; по сигналу все идут искать.
В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.
При подведении итогов игры акцентируется внимание ребят на их успехах, если даже они были у кого-то и незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задания, у другого — старательность, настойчивость, у третьего — желание играть вместе с товарищем, договариваться, что будут вместе делать.
Анализ проведенной игры помогает воспитателю продумать усложнение ее содержания за счет включения новых материалов (стекла, тканей), а также правил игры: объединять играющих детей в звенья (чье звено больше найдет предметов за определенное время, начиная и кончая поиск по сигналу).
В средней группе вводятся чаще словесные игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что подарили Наташе?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое)?», «А что потом?» и др.
С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Например, игра «Бывает — не бывает»: правильный ответ — хлопают в ладоши, неправильный — грозят пальцами.
Таким образом, руководя играми детей, воспитатель и в этой группе использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.
Чтобы организовать и провести дидактическую игру в средней группе с максимальной пользой, воспитатель должен знать особенности психологии, восприятия информации детьми, а также основные требования, предъявляемые программой к этому виду деятельности.
В средней группе, когда интеллектуальные способности ребёнка делают стремительный качественный скачок, дидактическая игра должна не только служить средством закрепления изученного материала, но и побуждать малыша узнавать новое, проявлять умственные усилия, размышлять.
Способствуют этому игры на развитие логики, памяти, внимания, причём не только математического содержания. Они могут строиться и на природоведческом, и на социокультурном материале. Например, в играх на составление логических цепочек, последовательностей можно подбирать ряд картинок на моральный темы:
- мальчик изготавливает подарок, дарит его маме, мама радуется и обнимает сына;
- дети нашли яблоньку со сломанной веткой, полечили деревце, яблонька дала щедрый урожай, дети собирают яблоки.
Очень важно, чтобы развивающие игры находились в поле зрения и в свободном доступе детей. Причём нужно это не только тем, кто хорошо их знает и умеет находить решение. Ребёнок, который не справился с логической игрой, но видел успех товарищей, непременно захочет тоже добиться успеха. Возможно, ему это проще сделать самому, методом проб и ошибок. В таком случае маленький исследователь будет снова и снова пробовать свои силы, рассматривать головоломку или тот же лабиринт, пытаться выполнить игровое задание, и у него это непременно получится. Педагогу следует не пропустить этот момент и предложить ребёнку поиграть вместе, чтобы закрепить успех.
Безопасность и охрана здоровья детей также имеют важное значение. Дидактические игры с предметами, предназначенные для совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, не должны содержать острых краёв, бьющихся материалов. Мелкие детали (пуговицы, бусины для пересчитывания) крепят прочно на основу, игры и игрушки должны быть сертифицированы и изготовлены с применением безвредных материалов и красителей.
Поскольку в средней группе большое значение начинают приобретать наглядно-печатные игры, к ним также предъявляют требования, оберегающие здоровье детей:
- использование безвредных красок, материалов;
- чёткие, хорошо различимые изображения, что предупреждает утомление зрения;
- отсутствие чрезмерно ярких, «кричащих» цветов и оттенков, которые действуют возбуждающе на тонкую психику детей пятого года жизни, а также рябящих фонов, орнаментов.
Большую роль играет соответствие игры научным знаниям, которые должны усвоить дети, и на этот аспект нужно обращать особое внимание. Допустим, педагог, закрепляя темы «Домашние и дикие животные», решил провести игру «Кто где живёт», изготовил красочные плакаты с изображением леса и деревенского подворья. Ребятишкам предстоит расселить по своим жилищам лису, зайца, корову, кота и т. д.
По используемому материалу дидактические игры традиционно делят на:
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные.
Поскольку мышление детей средней группы от наглядно-действенного переходит к наглядно-образному и уже закладывается база для абстрактного, словесного мышления, то значение предметных игр уменьшается, на первый план выходят настольно-печатные, в которых дети оперируют не предметами, а их образами. Однако полностью лишать детей средней группы предметных игр не стоит, особенно если они очень любимы и востребованы.
В дидактической игре с предметами дети получают необходимую базу умений и навыков для создания и развития творческой сюжетной игры.
Провести дидактическую игру несложно, если ответственно отнестись к её подготовке и продумать все необходимые нюансы, такие как:
- Выбор игры. Он зависит от того, какие именно задачи хочет решить педагог, в какой образовательной области проведёт работу и когда будет использована игра, в организованной образовательной деятельности или в свободное время.
- При выборе игры следует учесть её сочетаемость с режимными моментами: в часы утреннего приёма, когда воспитателю нужно и осмотреть детей, и опросить родителей. как чувствовал себя ребёнок дома, длительная дидактическая игра (лото, путешествие) невозможна, следует выбрать игру более динамичную, короткую, чтобы успеть до завтрака.
- В ходе занятия обычно используют две-три дидактические игры. Поскольку общая длительность организованной деятельности в средней группе составляет 20 мин., то игры не могут быть слишком длинные, развёрнутые. Исключением может быть предметное занятие-игра, когда воспитатель проводит одну игру в течение всего занятия.
- Наиболее удобной для проведения развёрнутых дидактических игр объёмного содержания является вторая половина дня, время после сна и полдника.
- Чёткое обозначение задач обучающей игры. Их педагог каждый раз вносит в план, а после проведения игры проводит самоанализ, выясняя, удалось ли достичь поставленных задач. кто из детей справился лучше, а с кем нужно провести индивидуальную работу.
- Отбор материала для игры в соответствии с требованиями программы и возрастными особенностями детей.
- Выбор удобного места для проведения игры: за столом, на игровом коврике, на участке группы во время прогулки.
- Определение доли участия детей (индивидуальная игра с одним ребёнком, разделение на подгруппы, фронтальное проведение со всеми детьми группы). Первый и второй вариант удобны в свободной деятельности, фронтально игры обычно проводят во время занятия.
- Продумывание игры воспитателем (как начать игру, доступно пояснить детям правила, какое участие принимать, какие методы и приёмы использовать).
- Предварительная работа с детьми. Ребятишки должны иметь запас знаний и умений для успешного выполнения игровых задач.
В ходе дидактической игры воспитатель использует разнообразные приёмы, чтобы повысить заинтересованность детей, достичь наиболее полного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Наиболее часто используют такие приёмы:
- Появление сказочного персонажа, героя любимой детской познавательной передачи, который предлагает поиграть в интересную игру.
- Сюрпризные моменты (неожиданное появление предмета, обладающего необычными свойствами, красочной большой игрушки и т. д.). В игре, связанной с экологией, сюрпризным моментом может стать внесение питомца из экологической комнаты, красиво цветущего растения. Отличие сюрпризного момента от игрового-необычность, неожиданность, исключительность ситуации. Появление мишки-игрушки - часто используемый игровой приём, но если игрушка заговорит с детьми и предложит сыграть в игру (аудиозапись) — это будет сюрпризный момент.
- Демонстрация и рассматривание игровых материалов, предметов, ознакомление с их свойствами, особенностями. Может проводиться и до начала игры, как предварительная работа, в виде упражнения. Например, если предстоит игра «Угадай на ощупь», то детей следует сперва научить брать предметы из мешочка по одному, но не доставать, а некоторое время держать в руках, обследовать тактильно, лучше с закрытыми глазами. То есть, подготовка к игре ведётся в обратном порядке: педагог показывает ребёнку предмет, даёт обследовать без мешочка, потом прячет и предлагает : «Мишка спрятался в мешочек, найди его, подержи в руках. Он мягкий, пушистый. Попробуй найти его ушки, лапы». Зачастую только приобретя опыт в упражнении, ребёнок сможет выполнить задание в игре.
- Объяснение педагога, показ выполнения действий, правил. В средней группе дети ещё не могут самостоятельно играть в обучающую игру с соблюдением всех правил, им необходим и контроль, и участие взрослого как партнёра. Но это не означает, что им нельзя давать дидактические игры для самостоятельной деятельности. Чем больше и активнее используют малыши игровой обучающий материал в самостоятельной деятельности (рассматривают, обсуждают, пытаются играть друг с другом, имитируют действия воспитателя), тем быстрее он включатся в настоящую игру и достигнут результата.
- Использование загадок, потешек, коротких стихотворений по теме. Они оживляют процесс игры, обогащают её художественным словом, способствуют развитию речи детей.
- Использование наглядности (картин, иллюстраций, предметных картинок, слайдов). Они дополнят содержание словесной игры и помогут малышам лучше запомнить, чему они научились, что новое узнали, привлечёт внимание к выполнению задания. К примеру, проводится игра «Закончи предложение». Воспитатель, заранее заготовив и предложения, и сюжетные картинки к ним, после каждого правильного ответа показывает соответствующее изображение, вызывая радость детей при правильном ответе и одновременно приучая их внимательно рассматривать изображение, выделять героя, его действие.
- Эвристические (поисковые) приёмы. Это поиск аналогий, ассоциаций, альтернативы (Если игрушка не в синей и не в красной коробке, то она в жёлтой). Они применяются в основном в играх на логику, развитие внимания, памяти, сенсорного восприятия. Удачно применяют эти приёмы в играх-путешествиях, в играх с поиском предметов по признаку, в играх-загадках. Важно, чтобы педагог, руководя игрой, не спешил давать ответ, а дожидался, когда дети выскажут несколько, пусть и неправильных, догадок, сделают некоторые поисковые действия, а лишь потом направит их к решению игрового задания.
По содержанию дидактические игры делят на такие основные виды:
- сенсорные (по развитию восприятия формы, цвета, величины);
- математические;
- по развитию речи;
- по ознакомлению с окружающим миром;
- по ознакомлению с миром природы и экологией.
Именно такая классификация игр принята в большинстве методических пособий и сборников обучающих игр. Она удобна тем, что найдя определённый раздел, воспитатель может подобрать не одну, а сразу несколько игр для занятия, а также найти материал для индивидуальной работы с теми ребятишками, кто имеет трудности в освоении определённой области знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для детей средней группы ( консультация для воспитателей
Дидактические игры для детей средней группы ( консультация для воспитателей ) Бакарас Т.В. Дидактическая игра – один из методов обучения и умственного воспитания детей. Ее содержание определяется п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/01/picture-777486-1462120134.jpg)
Дидактические игры для детей средней группы
Дидактические игры будут интересны воспитателям средней группы детского сада. Содержание игр направлено на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, волю), а также на расшир...
Дидактические игры для детей средней группы
Дидактические игры для детей средней группы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/30/picture-790539-1532928174.jpg)
Дидактическая игра для детей средней группы "Овощи.Фрукты".
Знакомить детей с овощами-фруктами от семени до самого вида растения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/16/picture-310471-1573899420.jpg)
Музыкально-дидактические игры для детей средней группы.
Совершенствовать слуховое восприятие; развивать произвольное внимание, координацию движений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-83389-1415728577.jpg)
Музыкально - дидактическая игра для детей средней группы "Угадай мелодию"
Мультимедийная игра "Угадай мелодию" разработана по песням из советских мультфильмов.Представлены песни таких композиторов, как: В. Шаинский, Е. Крылатов, Б. Савельев, ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-622642-1573482943.jpg)
Конспект дидактической игры для детей средней группы. «Волшебная осень»
Цель: Создание хорошего настроения и закрепление пройденного материала.Воспитательная задача: Воспитывать умение правильно выполнять задания воспитателя.Образовательная задача: Закреплять сч...