Роль музейной педагогики в воспитательном процессе детского сада и школы
материал

Лохова Мария Андреевна

Роль музейной педагогики в воспитательном процессе детского сада и школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль музейной педагогики в воспитательном    процессе детского сада и школы.

       В наше время остро стоит вопрос о нравственном эстетическом воспитании детей. Вопрос    развития речи, незнания элементарных  вещей, связанных с историей своей Родины, родного края остро стоит в образовательных учреждениях в современном мире. Часто детей сложно чем то увлечь, в мире информатизации, детям намного интереснее проводить время в телефонах, компьютерах, чем слушать и участвовать в живой речи. С этой проблемой столкнулись и мы.

       Часто родители, обращаясь к психологу и воспитателям, спрашивают : как быть? как отвлечь ребенка от современных гаджетов, как у влечь их заниматься какой-то деятельностью.

       В связи с этим, мы начали свою работу по созданию нашего музея «Путешествие в мир кукол» Ведь эта деятельность решает сразу несколько очень важных для нас задач:

1.Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада и школы;

2.Знакомство через куклу с историей и традициями России и своей малой Родины;

3.Художественно-эстетическое воспитание детей;

4.Расширение кругозора детей   и развитие связной речи;

4.Преемственность начальной школы и детского сада через работу музея.

       На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как востребованную педагогическую технологию. Коллектив нашего образовательного учреждения поставил перед собой цель – освоить музейную педагогику и ввести ее в воспитательно-образовательный процесс нашего учреждения. Начиная с прошлого года, мы начали изучать материал по музейной педагогике и совместными усилиями педагогов и родителей накапливать экспонаты в наш  мини-музей. Родители  воспитанников и обучающихся приносили различные куклы, спрашивали: каких не хватает, кто-то делал кукол своими руками. Совместная деятельность педагогов и родителей дала результаты, была собрана коллекция кукол. Эта деятельность сплотила родителей, воспитателей и детей. Некоторые родители отмечали, что эта деятельность отвлекла детей от гаджетов. Детей очень заинтересовал музей и они с нетерпением ждали, когда смогут в нем оказаться. Самое главное, что эта деятельность позволила каждому почувствовать свою причастность к музею. Воспитатели отметили много положительных моментов и активно взялись за эту работу:

- во-первых, музей – это результат общения, совместной    работы родителей и педагогов;

- во-вторых, музей расширяет   кругозор  детей и дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.

         Создавая музея, мы анализировали – отвечает ли он поставленных целям и задачам, какую пользу он принесет для воспитательно -образовательного процесса, и конечно какие мы видим перспективы работы музея. Все это было отмечено в программе музея «Путешествие в мир кукол». Было разработано тематическое планирование. Сам музей разместился на полках в кабинете начальных классов. На базе музея стала организовываться культурно-просветительская и информационная деятельность. Начали мы свою работу с выступления в родительском       клубе, где мы предложили родителям создать выставку кукол, где бы родители приняли активное участие. В настоящее время проделана огромная работа по нескольким направлениям:

- работа с родителями;

- работа с детьми дошкольного возраста;

- работа с детьми начальной школы;

- работа с педагогами.

           Первое мероприятие, которое было проведено самым первым было открытие музея. Дети с нетерпением ждали этого момента, ведь многие куклы были принесены ими из дома или сделаны своими руками.

           В настоящее время  проделана большая работа, которая

Работа с родителями:

- консультация для родителей «Музей в ДОУ», «Правила поведения в музее», «С какого возраста начинать знакомить ребенка с музеем»;

- пополнение музея экспонатами;

- участие в фотоконкурсе  «Я и моя кукла».

Работа с детьми дошкольного возраста:

- непосредственно образовательная деятельность «Виды традиционных и игровых кукол».  Для воспитанников детского сада  и учащихся начальных классов организованы регулярные занятия, в ходе которых они могут знакомиться с историей народного быта, обычаев и верований через куклу, а также получить начальные трудовые навыки при самостоятельном изготовлении подобных кукол.

-  проведен мастер-класс « Изготовление обереговой куклы»;

-  показаны презентации : «Куклы - обереги» и «Обрядовые куклы».

Для педагогов:

-  проведена тематическая экскурсия «Знакомство с музейной коллекцией кукол». (Методическое объединение воспитателей).

      Мероприятия   позволили сплотить и объединить не только детей и родителей, но и педагогов образовательного учреждения. В ближайшее время мы планируем провести мастер – класс для педагогов и конкурс для детей и родителей по изготовлению обереговой куклы «Рождественский ангел», а также обучить экскурсионному делу учеников начальной школы.

      Изучая музейную педагогику и внедряя ее в образовательный процесс образовательного учреждения в течение учебного года, мы увидели положительные результаты:

- работа сплачивает коллектив воспитателей, родителей и детей;

- родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнерских отношений с родителями;

- расширение кругозора детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глава I. «Музыкальные игрушки-инструменты в учебно-воспитательном процессе детского сада»

Данный материал включён в учебно-методическое пособие "Использование музыкальных инструментов в детском саду" Н.Б.Крашенинниковой, Н.В.Красильниковой. В пособии представлена методика обучения детей до...

«Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада.

Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведен...

"Традиционные игры в образовательно - воспитательном процессе детского сада"

В статье раскрывается роль игры, как эффективного средства формирования личности ребенка....

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада...

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе детского сада

Игра – великое изобретение человека, она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а может быть, даже и большее значение....

Роль музейной педагогики в воспитательном процессе детского сада и школы.

Роль музейной педагогики в воспитательном    процессе детского сада и школы....

Музейная педагогика и создание в детском саду мини-музея "Истории в чемодане".

Музейная педагогика, в дошкольной образовательной организации, одно из направлений педагогической науки, позволяющее повысить познавательный интерес ребёнка к окружающему миру, к событиям прошлых и на...