Музейная педагогика и создание в детском саду мини-музея "Истории в чемодане".
проект (старшая группа)

Коровина Ольга Владимировна

Музейная педагогика, в дошкольной образовательной организации, одно из направлений педагогической науки, позволяющее повысить познавательный интерес ребёнка к окружающему миру, к событиям прошлых и настоящих лет, развить его умение воображать, думать, размышлять, осознавать, а также способствует формированию положительных нравственных качеств личности: доброты уважения, честности, справедливости, дружелюбия, отзывчивости. Музей в стенах детского сада значительно отличается от настоящего музея. В нашем мини-музеи "Истории в чемодане" нет табу: "Руками не трогать!". Ребёнок - дошкольник не может быть просто созерцателем музейных экспонатов, потребность ребёнка взять в руки предмет, манипулировать с ним и двигаться обеспечиваются в мини-музее, поддерживаются дидактическими, подвижными играми, сюжетно-ролевым обыгрыванием событий и историй. Ребёнок является активным деятелем и создателем части музейных экспонатов, совместно с педагогами и родителями дети изготавливают предметы собственными руками, находятся, в совместно со взрослыми, поиске материалов, предметов и вещей (фотодокументов, открыток, значков), связанных с семьёй, родным народом, городом и страной.  

Мини-музей "Истории в чемодане" отличается необычной подачей экспонатов для посетителей. Это компактные, мобильные тематические музейные экспозиции. В любой момент, в любом помещении, для любой аудитории появляется возможность развернуть уже готовую, организованную музейную экскурсию, в которой дошкольники почувствуют свою сопричастность к историческим событиям семьи, города, страны. Экспонаты размещаются в нескольких чемоданах, изменяются или пополняются новыми предметами, а также экспозиции дополняются маркерами, макетами, видеопрезентациями, видеоиграми (викторины, кроссворды, ребусы), что делают экспозиции интерактивными, более увлекательными и интересными для современного ребёнка.

Тем самым, музейная педагогика и создание мини-музея в детском саду, несут в себе важную развивающую, образовательную и воспитательную функции, популяризуя историко-культурное наследие поколений, привитие подрастающему поколению уважения к истории родной страны, родного народа, гражданственности и патриотизма, через историю отдельно взятой семьи, .

Мой девиз - пытайся, делать что-то сейчас, чем вообще нечего не предпринимать и не делать!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика и создание в детском саду

мини-музея «Истории в чемодане»

        В настоящее время, на фоне происходящих событий в мире, тема нравственного воспитания подрастающего поколения актуальна. Проблема выражается в отторжении подрастающим поколением отечественной культуры, общественно-исторического опыта поколений.

Современный педагог находится в постоянном саморазвитии, поиске инновационных технологий и форм работы, выполняя задачу, поставленную образованием, в развитии полноценной и разносторонней личности. Такой личности, в которую были бы заложены не только знания (образованный), но и устоявшиеся принципы морали, нравственные качества и высокие духовные чувства (воспитанный, культурный), любящий и уважающий родной народ, преданный Отечеству, деятельной и созидательной.

В сфере личностного и патриотического воспитания ребёнка, в условиях взаимодействия с семьями воспитанников и организованной предметно-пространственной развивающей среды, как одной из многих образовательных технологий, является музейная педагогика. На выбор технологии повлияло общение с воспитанниками.

Первое посещение и общение с воспитанниками в городском историческом музее, привело педагогов к пониманию того, что многие воспитанники побывали в музее впервые и каких-либо других музеев с родителями многие не посещали. Анкетирование семьи подтвердило предположение о непросвещённости родителей в воспитательной силе музейной педагогики, семейные досуги предпочитают проводить иначе, считают, что посещение музеев – это скучное, неинтересное занятие, в чём они, конечно, глубоко ошибаются. Однако, посещение музеев и знакомство с музейными экспонатами, на этапе дошкольного детства, благотворно воздействуют на интеллектуальное, творческое и личностное развитие ребёнка.

Поэтому, такое отношение родителей к культурным мероприятиям, как посещение музеев, памятников и памятников архитектуры, исторических мест, театров, проведения семейного чтения художественной литературы, возможно, и приводит к проблеме отторжения подрастающим поколением отечественной культуры, общественно-исторического опыта поколений. Всё выше сказанное послужило разработке проекта.

Создать экспозиции, соответствующие музейному делу и организовать настоящий музей в условиях детского сада не представляет возможности, поэтому, наше внимание было направленно на создание мини-музея «Истории в чемодане». Экспозиции представляют собой чемоданы разной тематической направленности, содержащие достоверные исторические материалы, семейные реликвии, предметы и вещи прошлых лет, а также предметы, изготовленные руками детей, родителей и педагогов.

Мини-музей, по праву, можно назвать инновационной формой работы, его отличает от настоящего музея, необычная подача экспонатов, всего в нескольких тематических чемоданах.

Компактность экспозиций обеспечивает возможность организовать музей в любом небольшом пространстве комнаты или организовать его перемещение в другие образовательные учреждения, что подтверждает мобильность музея.

Мини-музей является интерактивным, он создан для погружения детей и взрослых в события прошлых лет, экспозиции сопровождаются музыкой, показом видеопрезентаций, дидактическими играми (кроссвордами, викторинами, ребусами) на экране.

В обычных музеях, застеклённые экспонаты можно только смотреть.  В нашем мини-музеи, удовлетворяется потребность ребёнка взять предмет в руки, манипулировать и играть с ним, примерить на себя вещь, обыграть историю из рассказа воспитателя, что делает тему для ребёнка, более доступной для изучения.

Условия музейно-образовательного пространства, деятельность и общение в мини-музее положительно воздействуют на эмоциональную сферу воспитанников, и определённым образом, способствуют модификации мыслительной активности каждого ребёнка, дети начинают оперировать образами, складывающимися из личного опыта, теоретической и практической базой знаний, навыков и умений.

Таким образом, происходит трансляция знаний и ценностей русской культуры от поколения к поколению, развивается чувство сопричастности к жизни страны, всего народа, воспитываются нравственные качества личности (гуманность, коллективизм, отношение к труду, доброта, вежливость), чувства патриотизма (гордость за Отечество и народ, привязанность к родному народу, уважение к культурному наследию Родины и осознание преданности к родной стране).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание в детском саду условий для экологического воспитания детей.

данный материал поможет Вам организовать работу в детском саду по экологическому воспитанию. В работе представлены методы и приемы экологического воспитания, применяемые как на занятиях по познаватель...

О значимости народной педагогики в работе воспитателя детского сада.

"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"(К.Д.Ушинский.)Современное социально-экономическое положение страны выдвинуло ряд проблем, связанных с формированием деятельности м...

Протокол пед. совета "Создание в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства"

Протокол педагогического совета № 2 "Создание в детском саду здоровьесберегающего образовательного пространства"...

Создание в детском саду живого журнала

Проэкт создания журнала на цифровых носителях....

Презентация "Лечебная педагогика на хореографии в детском саду"

Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом психического развития детей. Занятия танцем не только учат ...

Роль музейной педагогики в воспитательном процессе детского сада и школы.

Роль музейной педагогики в воспитательном    процессе детского сада и школы....

Роль музейной педагогики в воспитательном процессе детского сада и школы

Роль музейной педагогики в воспитательном процессе детского сада и школы...