Статья . Воспитание привычек у ребенка
статья

Рогожнева Марина Викторовна

Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospitanie_privychek_2022.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Статья.

                                    « Воспитание привычек у ребенка»

Великий русский писатель Л.Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и вы пожнете характер, посейте характер и вы пожнете судьбу». Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения действия до той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. Здесь идет речь о привыкании — прекращение или снижение остроты реагирования на ещё продолжающий действовать раздражитель, который вызывает эмоционально положительные состояния в период реализации привычки и, напротив, рождает отрицательные переживания в обстоятельствах, мешающих её осуществлению. Однажды выработанная, привычка часто продолжает оставаться и после устранения причинных факторов, приведших к её развитию.  Привычка, в основном, складывается непроизвольно, и имеет тенденцию воспроизводиться автоматически, в отличие от навыка, который формируется целенаправленным повторением, и тенденции к автоматическому исполнению не имеет.
На формирование устойчивой привычки в среднем уходит шестьдесят шесть дней.

Привычка — потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо закрывать дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, мыть посуду, заправлять кровать, рано вставать, аккуратно ставить обувь, мыть руки перед едой   и многое другое).

Навык прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть расчёской - создает привычку быть аккуратно причёсанным; научившись готовить – приобретает привычку обеспечивать себя завтраком, ужином.

Некоторые отцы и матери надеются, что их ребенок начнет себя хорошо вести, когда станет старше и «все поймет». Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки, неправильности в этом деле становятся заметными не сразу.

Одной из горестных ошибок родителей являются увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек.

Источником большого числа дурных привычек является праздность, безделье. Вследствие праздности создаются условия для «передачи» дурных привычек от одних детей к другим. Все дети подражают родителям — главным взрослым в их жизни. Если мама с папой в свободное время хватаются за телефоны, то неудивительно, что и ребёнка не тянет на чтение. А если родители увлечённо погружаются в книги, то детям тоже становится интересно. Им проще научиться заправлять кровать, сортировать мусор и собирать рюкзак с вечера, если взрослые делают то же самое.

Родители должны помнить, что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим дня хорошо продуман, и проявлено достаточно требовательности, а нужные привычки все не возникают.

Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами. Многие считают, что для того, чтобы сформировались привычки, детям достаточно объяснить, что именно от них требуется.

Это значит, например, что если родители хотят, чтобы их ребенок приобрел привычку рано и быстро вставать по утрам, то нужно будить его всегда в один и тот же час и организовать все дела так, чтобы ребенок не задерживался в кровати, а сразу вставал и делал зарядку. Разбудив ребенка или увидев, что он сам проснулся, родители распоряжаются, чтобы он сейчас же встал. Если ребенку нужно еще помочь одеться, родители не должны медлить, а если он одевается самостоятельно, но еще не может сам с вечера подготовить себе одежду, следует заранее все подготовить. Очень важно проследить, чтобы уборка постели, умывание, завтрак – все, что ребенок делает, выполнялось быстро, без проволочек, ежедневно в одинаковом режиме. Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень внимательно относится ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку – и вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

   Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.

 Ребенок 3-4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7-9 годам убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10-13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно, без напоминания.

Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно ее устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке. Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизн и меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.                                                                                                                                                       Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание привычек у ребенка"

Рекомендации для родителей по воспитанию привычек у ребенка....

Рекомендации для родителей:"Воспитание привычек у ребенка"

В данной статье описано как правильно формировать привычки у детей 2-3 лет....

Статья "Воспитание привычек"

Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходи...

Консультация для родителей «Воспитание привычек у ребенка»

Консультация для родителей«Воспитание привычек у ребенка»...

Воспитание привычек у ребенка

Большинство привычек возникают в детстве и сопутствуют человеку всю его сознательную жизнь. Основные привычки человека возникают в детстве  вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются ...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе в форме проведения круглого стола, по теме: «Воспитание привычек у ребенка»

Цель: Раскрыть воспитательные возможности семьи в формировании привычек у детей.Форма проведения: круглый столОборудование: компьютер, мульти-медийная установка, столы, стулья по кругу для всех участн...